"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
18 апреля 2024
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."
18 апреля 2024
Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Дмитрий Калантаров: "Самое главное – разновекторность развития".

Дмитрий Калантаров, продюсер фестиваля и премии "Музыкальное сердце театра" в Новосибирске, специально для "Ревизора.ru".

Дмитрий Калантаров. Фото: Академия НАОМ.
Дмитрий Калантаров. Фото: Академия НАОМ.

Осенью 2021 года в Новосибирске проходили Национальный фестиваль и премия "Музыкальное сердце театра". В этом году премия была "возрождена". Подробнее о проекте и его планах рассказал нашему изданию продюсер фестиваля и премии "Музыкальное сердце театра" Дмитрий Калантаров.

Дмитрий, какое творческое послевкусие ощущаете по окончании фестиваля?
 
Ощущения радостные, позитивные, может быть, даже ощущение легкой эйфории. Это связано не с самим фактом свершившегося большого проекта, а с тем, что я и мои соратники, организаторы, партнеры, эксперты, все участники фестиваля, мы все в результате имели отношение к большому общему нужному делу. Этот проект, по сути, на сегодняшний день является закономерным итогом предыдущих пятнадцати лет становления. Большую часть этого времени была пауза, но, тем не менее, наш фестиваль был определенным образом выдержан. Если мы еще не ИКСО, по крайней мере ВЫСОПИ уже точно.

Уже дан старт команде в направлении организации следующего проведения фестиваля? Он состоится через год?

Да, старт дан. Наверное, немного громко сказано, но уже некая подготовка ведется. 

Во-первых, идут переговоры с представителями нескольких регионов о возможности проведения фестиваля в следующем году. Надеюсь, к началу следующего года у нас будет ясность.

Во-вторых, идет определенный анализ проделанных работ, в том числе и работы над ошибками. Порой и чаще всего ошибки не видны ни зрителям, ни тем, кто приходит в роли гостей на наше мероприятие. Но команда проводит анализ, разбор и вырабатывает наиболее верный план подготовки и алгоритм события.

Что выявил такой смотр-конкурс в смысле векторов развития музыкального театра?

Он выявил самое главное – разновекторность развития. Если раньше мы как-то все крутились вокруг оперетты и мюзикла, то на сегодняшний день мы понимаем, что существует огромное количество музыкальных жанров, в которых принципиальны их отличия от академических видов, таких, как опера и балет. На сегодня эта палитра настолько широка, что пальцев на двух руках не хватит, чтобы обозначить эти виды. Более того, практика показывает, что у нас всегда остается возможность для эксперимента, и вполне возможно, что через какое-то время критики, эксперты, специалисты это осмыслят и смогут правильно обозначить те виды музыкального театра, которые мы сейчас имели возможность лицезреть.

Какие жанры преимущественно были представлены на  фестивале?

Мюзикл, рок-опера и оперетта.

Какие открытия новых имен, стилей сделал форум?

Новые имена можно разделить на два списка. В первом – имена наших лауреатов и номинантов. Большинство из них – люди, зарекомендовавшие себя в профессии, имеющие за плечами богатый жизненный и профессиональный опыт. И те, которые недолго работают в музыкальном театре, сделали всего лишь несколько работ,  но, тем не менее, у которых уже видны серьезный вклад в развитие жанра и их перспективы. Второй список – это те, кто принимал участие в Лаборатории. Безусловно, у нас были именитые профессионалы, у которых вышел ряд серьезных крупных постановок на большом количестве площадок, как на периферии, так и в Москве. Но более чем из 40 подобных заявок были отобраны десять авторских групп и постановщиков, которые продемонстрировали свои возможности, свое видение, компетенции, оригинальные стили. И, я уверен, у них большое будущее. Вполне возможно, что у многих из них в биографии появится строчка, что они впервые были представлены широкой профессиональной общественности именно в рамках Лаборатории нашего фестиваля.

Что хочется пожелать конкурсу и церемонии вручения премии? Остались ли "недовольные" участники?

Мне сложно пожелать самому себе, поскольку пока, к сожалению или к счастью, я не могу отстраненно посмотреть на проект. Наверное, еще не наступил тот момент, когда можно будет выдохнуть и считать, что институт фестиваля и премии уже стал зарекомендовавшим себя брендом, живущим своей жизнью. На сегодняшний день лично мне приходится неотрывно в ежедневном, в ежечасном, в ежеминутном режиме держать ситуацию на контроле и принимать участие в важных и принципиальных для проекта решениях, совершать какие-то действия. Поэтому что я могу пожелать самому себе в дальнейшем? Чтобы те шаги, которые будут предприниматься, были востребованы, чтобы они удавались, чтобы сопровождала нас удача и Божья помощь.

Что касается недовольных участников – да, были, к сожалению. Но немного, считанные единицы. Думаю, здесь большое наше достижение в том, что мы изменили схему оценки. Это не некое жюри, рандомно или директивно кем-то выбранное или назначенное, эти пять, семь или десять человек – вершители судеб. Вполне возможно, в этом году эти бы люди решали так, а в следующем году на их месте оказались другие, и они приняли совершенно другие, вполне возможно, диаметрально противоположные решения. Институт академии, который мы создали, куда вошло более ста академиков современного музыкального театра, дает именно взвешенную оценку, и, насколько возможно,  максимально объективную. Мы понимаем, у каждого творческого человека, профессионала из этой сферы, есть какие-то свои пристрастия, свои ориентиры, симпатии, а может быть, антипатии. Но именно то, что у нас более ста человек, по сути дела, охватывает все основные специальности в области музыкального театра, причем как из авторского цеха, постановочного, так и организационно-экспертного сообщества. Очень важно, что это еще и серьезное знакомство со всей Россией. Не только столичные регионы были представлены на фестивале. Это театры из российских городов, которые работают в этой сфере и делают проекты, которые либо были номинированы, либо подавали заявки, либо в дальнейшем примут участие в нашем конкурсе. Подобный подход в оценках, с одной стороны, снимает ответственность за принятие решения, поскольку сложно задать кому-то вопрос, хотя некоторые пытаются задать вопрос лично мне или кому-то еще из  членов нашей команды: "Почему так?". Ну, вот именно так, потому что проголосовали ваши коллеги. Кроме того, есть важный момент. Те, кто принимают участие в голосовании, не имеют права голосовать за аффилированные проекты. То есть, условно, директор театра или режиссер – он не может голосовать за проект, в котором он, допустим, даже лично не принимал участия как постановщик, но имеет отношение к театру, в нем служит. У него просто-напросто закрыта возможность голосования. Я считаю, что это максимально эффективная схема и подход, которые нам удалось реализовать. Конечно, это не наше ноу-хау, мы не первые, кто это придумал. Самый яркий пример – киноакадемия Оскар, где не сто человек, а в сто раз больше, десять тысяч академиков голосуют. Там сложная схема, где они разбиты по цехам, очень серьезный ценз по поводу вхождения, сложная система и процедура оценки, номинирования и т.д. Это огромная многомиллиардная мировая индустрия, поэтому для них это все гораздо более ответственно и сложно. В нашей ситуации все попроще, все как бы на виду, но, тем не менее, те подходы, которые на сегодняшний день мы используем, они уже во многих институтах имеют правоприменительную практику на протяжении многих десятилетий. 

Спектакли-победители будут гастролировать по программе "Большие гастроли", как расширится их география? Чем поможет фестиваль в проведении выступлений, уже есть договоренности с принимающими театрами?

“Большие гастроли” являлись партнером фестиваля, поскольку принимали участие в поддержке приездов одного из наших номинантов, а именно Городской мюзикл "Маяковский". Поэтому говорить о какой-то связке сложно и как минимум преждевременно. Но в дальнейшем я не исключаю такой возможности, что мы обсудим и найдем пересечения для сотрудничества на постоянной основе. Естественно, пока нет никаких договоренностей с принимающими театрами. Более того, способствовать подобным гастрольным проектам не является нашей задачей. Все театры вполне в состоянии сами справиться с этим, поскольку у нас задачи немного другие – это проведение ежегодного конкурса в рамках большого фестивального проекта, где есть три составляющие: фестиваль, Лаборатория и Церемония вручения премии. 

Какие материальные бонусы получили победители? Имели ли место какие-то переговоры театральных коллективов с авторами на предмет новых проектов: пьес, сценариев, постановок?

Прямых материальных бонусов не получали, поскольку те награды, которые они заслужили – это в первую очередь определенный статус и признание  профессионального сообщества. По сути дела – это формирование флагманских списков наиболее достойных и заслуженных представителей профессий в нашей сфере. Поэтому прямых материальных благ нет, хотя что касается косвенных, вполне возможно, что это будет способствовать повышению востребованности наших лауреатов. Это непременно свою роль сыграет. По поводу переговоров с театральными коллективами сложно сказать: пока мы этот момент не отслеживали. Мы это не мониторим, статистику не ведем. Хотя подобные мероприятия, на которых встречаются сотни специалистов из различных цехов: композиторы, либретисты, музыкальные руководители, дирижеры, режиссеры, хореографы, сценографы, исполнители, продюсеры, директора, – вне всякий сомнений, способствуют увеличению контактов, которые выливаются в результате в продуктивные совместные шаги. Люди узнают друг друга, видят в деле. Между ними возникают некие искры, трения, коллаборации, поэтому, думаю, что какую-то роль мы тоже сыграли.   

Будет ли продолжаться обучающее и консультативное сотрудничество мэтров, композиторов, режиссеров, хореографов с театральными труппами?

Как об отдельном обучающем курсе либо консалтинге речь вести неправильно. Но, что касается опять же Лаборатории, то саму Лабораторию мы будем очень сильно развивать как направление. Именно то, как она прошла в этом году, тот интерес, который она вызвала, то внимание, которое было к ней приковано, как со стороны авторов, постановщиков, так и со стороны руководителей театров – это будет для нас сильным стимулом, чтобы сделать ее еще более содержательной, еще более масштабной. Именно для этого и будет проведена Лаборатория в 2022 году. Надеюсь, вскоре мы с вами узнаем, где она состоится.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
Александр Тарасов: "Пушкин наше, но не всё".
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть