Сто четыре года от премьеры до премьеры
4 октября 2024
"ФЛЕШБЕК 2002" Олжаса Жайнадарова на Новой сцене МХТ. Режиссер Вера Попова.
4 октября 2024
Чуть более двух недель осталось до окончания приема заявок на Всероссийский фестиваль авторской песни для девушек "Катюша"
4 октября 2024
Сергей Кондрашев встанет за пульт конкурса "Партитура"
4 октября 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Ханс-Йоахим Фрай: "Нельзя смотреть только в одном направлении, нужно быть открытым для всего".

Специально для "Ревизора.ru".

Ханс-Йоахим Фрай. Фото: Пресс-служба "Сириуса"
Ханс-Йоахим Фрай. Фото: Пресс-служба "Сириуса"

Ханс-Йоахим Фрай – культурный менеджер и режиссер немецкого происхождения, ранее – художественный руководитель Дрезденской саксонской государственной оперы и руководитель концертного зала "Брукнерхауз". С 2022 года Ханс-Йоахим Фрай постоянно проживает в нашей стране, а о причинах, повлиявших на его выбор, написал книгу "Научиться любить Россию". В настоящий момент режиссер является художественным руководителем фонда "Талант и успех" на федеральной территории "Сириус". Под закрытие Большого летнего музыкального фестиваля "Сириус" "Ревизору.ru" посчастливлось взять интервью у Ханса-Йоахима Фрая.

Господин Фрай, какие впечатления у вас от работы нынешнего Большого летнего музыкального фестиваля в "Сириусе"?

В этом году Большой летний музыкальный фестиваль стал одним из крупнейших фестивалей на территории Российской Федерации. В течение шести недель у нас в "Сириусе" выступали многие самые известные солисты и коллективы: Ольга Перетятько, Юстус Франтц, Сергей Ролдугин, Елена Стихина, Хибла Герзмава, Денис Мацуев, Мариинский театр и т.д. Собрать всех этих лучших артистов на одном фестивале - это действительно сенсация. Этим летом было представлено 25 концертов с очень насыщенной программой и 30 мероприятий просветительской направленности. Мы и дальше планируем развиваться больше и больше.

Какая концепция лежит в основе фестивальных проектов в "Сириусе", её идея, отличие от других проектов?

В "Сириусе" проходит уже восьмой концертный сезон, и третий год мы проводим Большой летний музыкальный фестиваль в новом фестивальном формате, который зародился в 2022 году. Отличие в том, что у нас нет репертуара, как, например, в Мариинском или Большом театрах, а мы именно фестивальный центр. Поэтому в течение всего года в "Сириусе" проходит определённое количество фестивалей и тематических музыкальных проектов. Когда я приехал сюда много лет назад, у меня появилась мечта создать Зальцбург на Чёрном море. Зальцбург – самый известный фестивальный город в мире, где есть горы и озёра. У нас тоже есть горы и Чёрное море. В то же время очень важно, чтобы все понимали, что "Сириус" – это место для концертной жизни, где звучит лучшая классическая музыка высокого уровня исполнения. И эта идея лежит в основе трёх последних фестивалей.

Как вы формировали афишу этого лета? Какие жанры составили мозаику фестивальной афиши?

Многие жанры присутствовали в фестивальной афише. Впервые было исполнено три оперы в концертном исполнении: "Иоланта" Чайковского, "Франческа да Римини" и "Алеко" Рахманинова. Прозвучала кантата для солистов, хора и оркестра "Кармина Бурана" Орфа. Много симфонических программ и выступления с солистами представили крупнейшие российские оркестры. Прошли масштабные оперные и инструментальные гала-концерты, сольные выступления артистов.

Каким образом "режиссировали" масштабное фестивальное действие?

В целом многожанровая программа всего фестиваля получилась очень сбалансированной. К тому же, каждый концерт – особая идея, своя история, которую мы детально прорабатываем и доносим до слушателя то, что хотели рассказать. В этом году был осуществлён специальный проект молодёжного Российско-китайского "Чайковский-оркестра" – важный акт международного сотрудничества "Сириуса". Номера концертного выступления молодых музыкантов составили произведения Чайковского, Римского-Корсакова и композиции китайских авторов. Звучали древние китайские инструменты в сопровождении инструментов симфонического оркестра. Китайские солисты презентовали музыку Поднебесной. Два маэстро – Дмитрий Филатов и Чжан Цзунжуй – управляли интернациональным коллективом. Был соблюдён тонкий баланс во всём. Китайские гости, солисты Хунаньского театра песни и танца представили ещё один вечер с названием "Тысяча ли рек Сяо и Сян: путь в Россию".

Мы с самого начала были нацелены на международное сотрудничество, и "Чайковский-оркестр" – это его яркое проявление. Также в фестивале принял участие музыкант с мировым именем, немецкий пианист и дирижёр Юстус Франтц. Программа его сольного клавирабенда и выступления с Московским государственным симфоническим оркестром Ивана Рудина в качестве солиста и дирижёра сформировалась вокруг Моцарта, Брамса и Чайковского. Это тоже есть продуманное сочетание жанров, композиторов, форматов. Фестиваль посвятил эти концерты 80-летию Юстуса Франтца.

В основном мы стремились показать широкие возможности классической музыки и представить особо популярную классику, сочетая совсем серьёзные для восприятия произведения с любимыми публикой шедеврами. Таким способом мы пытаемся привлечь слушателя, а с другой стороны, направляем его вкусы, развиваем и воспитываем.

Какие форматы общения с публикой предоставил нынешний сезон?

Каждый фестивальный концерт предварялся вступительным словом лекторов. Эти пре-концерты рассказывали о композиторах, произведениях, презентовали артистов-участников, выполняли образовательную функцию. Были организованы неформальные встречи-беседы с артистами, звёздами, которые вызывали большой интерес у публики. Во всём этом наша особая цель – сформировать востребованную слушательскую аудиторию для строящегося концертно-театрального комплекса в "Сириусе", который планируется сдать в ближайшем будущем.

Да, "Сириус" находится в ожидании грандиозного события – открытия нового концертного зала. Что изменится в связи с этим?

Представьте, как было трудно восемь лет назад, когда мы начинали. Многие меня удивлённо спрашивали, как я на этом месте, без специализированного концертного зала и прочего собираюсь привлечь людей на классические музыкальные концерты. Помню, как мы обсуждали это со многими нашими партнерами, в том числе с Дмитрием Песковым. Он говорил, что у его жены Татьяны Навки здесь проходит много ледовых шоу, чем же мне завлечь аудиторию на классическую музыку. Мы стали работать особенно усердно, чтобы достигнуть этой цели, и сейчас после семи концертных сезонов публика впустила в свою жизнь классическую музыку, с открытием нового концертного центра будет легче заинтересовать еще большее количество зрителей, которые захотят посетить современный комплекс и лично оценить его.

Мы очень инновационно решали вопросы общения с публикой, непосредственного формирования её запросов. Мы её направляем, просвещаем, погружаем в классику разными способами, и тогда слушатель, зритель по-настоящему наслаждается происходящим. С открытием нашей новой комплексной площадки, мы поднимемся на новый уровень и войдём в следующий этап. Высокое искусство предстанет в ещё более лучшем качестве исполнения, в звучании совершенной акустики. Аудитория расширится, и зрители-новички станут завсегдатаями концертов классики. Это огромная перспектива.

Фестивальные проекты активно продвигают молодёжь, для которой участие в таких знаковых событиях, как Большой летний музыкальный фестиваль, становится статусной презентацией, трамплином в карьере.

"Сириус" развивается, как совершенно фантастическое пространство для молодых людей. Этот неоспоримый факт подтвердил Всемирный фестиваль молодёжи, который состоялся здесь в марте этого года, став эпицентром Российской Федерации, где встретилось молодое поколение разных стран. Это культурный, образовательный центр, где молодёжь занимается музыкой, наукой, спортом и другими видами деятельности, но культура на первом месте.

Впервые в рамках фестиваля Московский государственный симфонический оркестр Ивана Рудина получил статус резидента, планируете ли продолжить это начинание? Есть ли в планах "Сириуса" создание собственного оркестрового коллектива?

На базе "Сириуса" нет своего оркестра, поэтому мы начали работать с оркестрами-резидентами. В прошлом году у нас уже резидентствовал Российский национальный оркестр (РНО). Также на Молодёжном музыкальном фестивале в статусе резидента выступил Российский национальный молодёжный симфонический оркестр (РНМСО). В этом году МГСО Ивана Рудина стал резидентом Большого летнего музыкального фестиваля. Возможно, однажды мы решим создать наш собственный молодёжный оркестр. Эта идея в процессе разработки. Когда откроется новый концертный зал, совместно со специальной музыкальной школой "Сириус" будем думать, как это осуществить.

На фестивале состоялся великолепный парад наших лучших солистов и коллективов. В этом, несомненно, ваша большая личная заслуга. Каким образом фестиваль "соблазнил" топовых российских дирижёров, артистов принять участие в фестивале? Для звёзд выступить в "Сириусе" престижно.

И личное приглашение от меня, и особая творческая атмосфера, которую мы стараемся создать, и наша забота об артистах, хорошие отели и гастрольный быт. Приятно, когда к нам приезжают такие звёзды, как Денис Мацуев, или когда артисты-участники посещают другие наши концерты, все проводят мастер-классы. У многих артистов даже появилось чувство, что они дома, создалось почти отпускное настроение. Сочетание всего этого тоже сыграло для них роль. Все участники, как правило, после выступления задерживаются здесь на один-два дня, чтобы отдохнуть и насладиться "Сириусом".

Культурный кластер "Сириус" мощно расширяется, быстро двигается в своём собственном направлении и имеет все признаки общероссийского центра искусств, образования, просвещения, который примагничивает и формирует будущее. Ваше мнение?

У "Сириуса" два больших направления работы. Одно - это концертная площадка, где презентуются исполнители высшего эшелона. В это направление включена Программа Санкт-Петербургского Дома музыки с циклом "Музыкальная сборная России" с участием талантливых молодых музыкантов. Также мы приглашаем лауреатов Международного конкурса им. П.И. Чайковского и других Международных конкурсов. Второе направление – это образовательная программа для детей в области искусств, науки, спорта. У них есть кураторы и партнёры. Музыкальную часть, как экспертная организация, курирует ЦМШ, в том числе ее директор В.В. Пясецкий. Это целая выстроенная  система кураторства и партнёрства, через которую проходят отбор и в которой обучаются талантливые дети. Образовательный центр "Сириус" имеет свой конкурс, этой весной состоялся уже VI Всероссийский конкурс молодых музыкантов "Созвездие". Финалисты получают возможность выступить с оркестром. Сложилась такая система обучения, в которой дети приобретают опыт концертных выступлений. Также юные музыканты здесь активно посещают многочисленные концерты, общаются с большими артистами, участвуют в их мастер-классах. Многие из них выбирают путь профессиональных музыкантов.

Что бы вы, как творческий руководитель "Сириуса", пожелали детям, которые стремятся сюда приехать, участникам проектов? Какое "послание на будущее" вы бы дали этим ребятам?

Для молодых музыкантов "Сириус" – удивительно притягательное место, лучшие наставники. Это общение, которое создаёт возможность для появления мночисленных человеческих и творческих контактов на будущее. Наконец, здесь замечательная природа, море, горы. В "Сириусе" существует платформа для развития нового поколения на любой вкус. Детям предстоит много работать в любом виде деятельности: музыке, науках, спорте, много знать, много понимать.

Двенадцать лет назад, когда я был директором Концертного центра "Брукнерхаус" в Линце (Австрия), совместно с Санкт-Петербургским Домом музыки мы создали цикл камерных концертов "Русские вторники". В 2012-2013 годах в Линц приезжали молодые российские исполнители, лауреаты престижных международных конкурсов: скрипач Павел Милюков, Александр Рамм. Они помнят меня, это были их первые международные выступления, которые были важны для их карьерного роста. Подобную систему мы создаём в "Сириусе", в котором сейчас Милюков и многие другие сами преподают. Это очень интересный процесс, возможный благодаря Президентской поддержке, Сергею Ролдугину и председателю Совета федеральной территории "Сириус" Елене Шмелевой. А я, будучи ответственным за культуру, очень счастлив давать импульс этому движению. "Сириус" – самое лучшее место, прекрасная атмосфера, где присутствует уникальное сочетание многих факторов для личностного роста молодых людей в разнообразных направлениях. Моя философия – нельзя смотреть только в одном направлении, нужно быть открытым для всего, брать энергию жизни, которую потом отдавать другим. 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Сто четыре года от премьеры до премьеры
"ФЛЕШБЕК 2002" Олжаса Жайнадарова на Новой сцене МХТ. Режиссер Вера Попова.
Чуть более двух недель осталось до окончания приема заявок на Всероссийский фестиваль авторской песни для девушек "Катюша"

В Москве

От премьер до театрального форума. О планах Театрального центра "На Плющихе"
Царское это дело: "Петр Первый" Саратовского театра оперы и балета
"Кашемировые" новости
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть