ПФКИ помог выпустить инновационную детскую книгу "Азбука Победы"
14 мая 2025
Лауреаты Конкурса Чайковского к 185-летию композитора
14 мая 2025
Театры России представят в Архангельске красивую науку
13 мая 2025
Галине Рождественской посвящается. Фестиваль "Во славу хорового искусства…"
13 мая 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

«Русская скрипка — это душа»: Георгий Левинов о ремесле, наследии и планах на школу мастеров

Специально для "Ревизора.ru".

Георгий Левинов. Фото предоставлены пресс-службой Сириуса
Георгий Левинов. Фото предоставлены пресс-службой Сириуса

Средняя специальная музыкальная школа «Сириус», пока за кулисами идет борьба юных талантов, звучат другие голоса. Скрипки — не на сцене, а за стеклом. Витрины экспозиции «Душа России», организованной Домом скрипки «Scroll Fine Instruments» и ателье «Доценко и Ко», рассказывают о том, о чём публика знает на удивление мало: о русской школе скрипичных мастеров.

Мы говорим с Георгием Левиновым — директором Дома скрипки в Санкт-Петербурге, экспертом Минкульта, музыкантом, педагогом, человеком, который знает всё о том, как звучит дерево.

Георгий, выставка в этом году — «Душа России». Почему именно эта тема?

Потому что она своевременная. И очень личная. Мы — Дом скрипки — постоянные партнёры конкурса «Созвездие». Каждый год мы привозим сюда разные выставки: редкие инструменты, старинные мастера, уникальные экземпляры. Но в этом году мы хотели сказать нечто большее. Рассказать про то, что у нас под ногами — русскую скрипичную школу. Она существует. Но о ней практически никто не знает.

Многие думают, что скрипка — это только Страдивари, Гварнери, Кремона. Да, это великие имена. Но у нас были свои мастера ещё в XIX веке. Были в XX, есть и сейчас. Просто русская школа — она не институционализирована, не брендирована. Это удивительно, ведь мастера были выдающиеся.

Что отличает русские инструменты от европейских? Они ведь на вид похожи.

Да, на первый взгляд — всё как у людей: обечайки, декa, гриф. Но у нас своя энергетика. У русской скрипки другое сердце. Это очень сложно объяснить словами — это нужно слышать. Русская скрипка более «говорящая», у неё голос, который будто бы не сразу раскрывается, но потом не отпускает. Она как человек с характером: требует уважения, требует времени.

А что на выставке? Там старинные инструменты или современные?

И те, и другие. Есть инструменты начала XX века, есть — современные. Все сделаны русскими мастерами. И я очень горжусь, что мы их показываем. Некоторые экспонаты — буквально жемчужины. Они в идеальном состоянии. Сохранились, потому что хранились не у исполнителей, а в частных коллекциях. А ведь скрипка, на которой играют, стареет быстрее: трещины, сколы, лак теряется. Это нормальный процесс. Инструмент живой. Но у коллекционных экземпляров — шанс сохраниться дольше.

У нас сейчас хватает мастеров, чтобы покрыть потребности отечественных музыкантов?

Очень хороший вопрос. Если честно — нет. На пальцах можно пересчитать. Максимум — 50−60 мастеров, но настоящих профессионалов среди них — вдвое меньше. Массового производства инструментов у нас нет. Китай, да. Китай сегодня — это мировой комбинат скрипок, там и фабрики, и мануфактуры, и суперклассы. Мы не стремимся к массовости, но и базового, стабильного производства у нас не хватает.

Но ведь в СССР была фабрика?

Была. Например, фабрика в Москве, где под наблюдением мастера Ярового выпускалась целая серия инструментов. Но их было немного. Остальное — ширпотреб. Проблема в том, что сегодня нет школы. Не в смысле традиции — она есть, её мы стараемся нести. Нет образовательной базы.



То есть мастеров негде готовить?

Вообще негде. Ни одного института, колледжа, где бы учили скрипичных мастеров. Когда-то была мастерская при ГИМ (Государственный Исторический Музей), там работали Витачек, Подгорный, Фролов, Косолапов. Но всё это исчезло. А без подготовки новых мастеров — не будет будущего. Именно поэтому мы сейчас с «Сириусом» разрабатываем проект школы мастеров. Я уже подготовил программу, осталось её утвердить. Это будет полноценная система: обучение, практика, менторство.

А можно ли делать хорошие инструменты на фабрике?

Да! Существует три подхода. Первый — чисто фабричное, станковое производство. Это самый низкий уровень, грубая форма. Второй — мануфактура: заготовки делаются на станке, а дальше — всё вручную. Верхняя дека — один мастер, нижняя — другой, голова — третий. Это как оркестр. И третий уровень — индивидуальная работа. Когда мастер на фабрике делает весь инструмент сам. Это уже ближе к искусству. Такие скрипки стоят дорого и звучат по-другому.

И всё же: можно ли научиться быть мастером или нужно родиться с этим?

Можно научиться. Как и в музыке. Есть талант, а есть ремесло. Нужно учить и тех, кто одарён, и тех, кто просто хочет работать руками. Это тоже важно. Скрипка — это ведь не только вдохновение, это ещё и точность, геометрия, терпение. Как врач. Ошибся — и инструмент не звучит.

Сколько времени нужно, чтобы создать скрипку?

Зависит от мастера. Например, Николай Иванович Стасов делает одну скрипку в месяц. Быстро. Но при этом — качественно. Мы с ним часто работаем вместе: он советуется со мной, я — с ним. Обсуждаем, какая модель лучше ложится в руку, как она звучит в зале. Скрипка — как необъезженный жеребец. С ней нужно подружиться, приручить. Это живой организм.

Может ли быть такое, что скрипка великого мастера не подойдёт талантливому исполнителю?

Да, постоянно. Особенно со старыми инструментами. У нас в Госколлекции есть две скрипки Страдивари — «экс-Венявский» и «Юсуповский». Когда начинается конкурс Чайковского, их выдают финалистам. И не каждый может на них играть. Скрипка выбирает музыканта, а не наоборот. И это не метафора. Это реальность.

Нужно ли играть на старинных инструментах или лучше сохранять?

Вот здесь вечный спор: музыканты говорят — играть надо, иначе скрипка «умирает». Музейщики говорят — не трогать, иначе разрушится. В Кремоне нашли компромисс: каждый день хранитель играет на старинных скрипках по 5 минут. Я считаю — это правильно. У нас в Доме скрипки мы делаем так же. У нас своя коллекция — и старинных, и современных инструментов. Мы их даем в руки музыкантам. И они звучат. Они живут.

У вас даже фестиваль появился?

Да. В прошлом году мы запустили первый фестиваль имени Анатолия Лемона — «Лемон Фест». Он продлится до мая. Лемон — это наш Страдивари, без преувеличения. Его инструменты звучат наравне с итальянскими. Фестиваль — это не просто концерты. Это платформа. Мы хотим, чтобы о наших мастерах говорили. Чтобы дети знали: скрипка — это не импортный артефакт, это может быть сделано у нас, руками наших мастеров.

Существует ли «секрет» мастера, как в легендах о Страдивари?

Нет. Секрета нет. Есть ремесло, опыт, вкус, интуиция. И ещё есть почерк. У каждого мастера — свой. А технологии одни и те же с XVII века. Меняются только руки. Но в этом и есть искусство.

Георгий, вы сказали «руки» — а где их взять, если школы нет?

Вот над этим мы и работаем. И я верю: будет школа. Потому что скрипка — это не только музыка. Это наша душа. А душу надо беречь и передавать дальше. 

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

ПФКИ помог выпустить инновационную детскую книгу "Азбука Победы"
Лауреаты Конкурса Чайковского к 185-летию композитора
Цифры Победы: "Население в годы войны". Читает Юрий Назаров

В Москве

Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
"Свет остается". О творческой встрече с поэтом Еленой Янушевской в Доме Лосева.
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть