Столетие Озы
16 апреля 2024
"Удивительно вкусно, искристо и остро": какими топосами славится русское немое кино. Часть 2.
16 апреля 2024
Позывной неразборчив
16 апреля 2024
Московская консерватория представляет абонементы сезона 2024–2025
16 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

20 февраля 2019 12:41

Экзотический этнический музыкальный узор на Сочинском фестивале искусств

Тематические концерты "Россия и карта мира", "Когда горы встречаются с морем" объединили в Сочи исполнителей со всей планеты

Фото: Алексей Молчановский/пресс-служба РКА
Фото: Алексей Молчановский/пресс-служба РКА

Исполнителей из девяти стран мира представил XII Зимний международный фестиваль искусств в Сочи. Этнические инструменталисты — Бель Шу (пипа, Китай), Гектор Улисс Пассарела (бандонеон, Аргентина), Росс Миллер (волынка, Шотландия), Мохамед Абозекри (уд, Египет), Хоче Мария Галлардо дель Рей (гитара, Испания), Екатерина Мочалова (домра, Россия), Михаил Дзюдзе (бас-балалайка, Россия), Эмилова Айпери (чопо чоор, Киргизия) —демонстрировали народный инструментарий своих национальных культур.

Апофеозом идеи объединения этники и классики стала мировая премьера композиции "На крыльях ветра облетая весь мир..." Кузьмы Бодрова для всех инструментов в сопровождении Камерного ансамбля "Солисты Москвы", завершившая программу "Россия и карта мира". Вокальные традиции народно-этнических ансамблей "Рустави" (Грузия) и "A filetta" (Корсика, Франция) также позволили объединить горцев и средиземноморских островитян на сцене Зимнего театра Сочи в концерте под названием "Когда горы встречаются с морем".

Классика и этника — обязательная тема Сочинских фестивалей Юрия Башмета. Представители национальных традиций различных стран и народов всегда украшают афиши. Парад этнических культур - обычное дело в Сочи.

Фото: Алексей Молчановский/пресс-служба РКА

"Россия и карта мира" — такое название получила программа вечера, в калейдоскопе которого переливались драгоценные зерна древнейших мировых культур. Ведущий Артем Варгафтик извлекал глубокие корни происхождения тысячелетней китайской пипы и египетского уда, авторство которого едва не присвоили себе европейцы в качестве лютни. Красавец Росс Миллер в шотландском килте заполнил зал военными горными мотивами средневековых волынщиков. Аргентинец Пассарелла ностальгически солировал на бандонеоне в знаменитой на весь мир "Компарсите", правда поведав версию танго-оригинала.

Все исполнители не просто играли народные напевы или мелодии. Каждый солировал со струнным оркестром "Солисты Москвы", преподнося оригинальное сочетание своего инструмента с академическим звучанием. Трогательно и нежно просвистела на киргизском чопо-чооре Айпери Эмилова "Аве Марию" Шуберта в сопровождении оркестра. А Концерт для пипы и струнных современного китайского композитора Тан Дуна оказался ярким примером изобретательного использования народного тембра в контексте академического инструментария. Исполнение тоже было превосходным. Подумалось даже, вот ведь, какая свежая кровь, мощная энергетика у китайцев за последнее десятилетие и в экономике, и в музыке.

Фото: Алексей Молчановский/пресс-служба РКА

Хочется поразмышлять о том, что все концертные номера программы убеждали в огромном потенциале этнических и народных инструментов для жизни на большой академической эстраде. У всех есть будущее, включая русские народные инструменты. Известно, что Кузьма Бодров начал работу над новым концертом для домры с оркестром. Хочется, чтобы в России опять возродился интерес к нашим народным инструментам, ушедший с развалом СССР. Юрий Башмет и вся его фестивальная команда предпринимает многочисленные попытки в этом направлении, сотрудничая с композиторами, исполнителями. Второй год существует департамент народных инструментов образовательного проекта Сочинского фестиваля. Это хорошо. Не надо останавливаться.

Мировая премьера композиции "На крыльях ветра облетая весь мир..." Кузьмы Бодрова для альта, чопо-чоор, волынки, бандонеона, пипы, домры, гитары, уда, бас-балалайки, фортепиано и струнного оркестра очень впечатлила составом и эффектностью сценической картинки. Парад участников, разместившихся на авансцене перед струнным оркестром, пестрил экзотикой инструментов и костюмов. Подвести их всех к общему музыкальному знаменателю, т.е. заставить звучать вместе, чтоб никого не потерять, не затмить в общем потоке — занимательная композиторская задачка, выпавшая на долю Бодрова. Тем и интересна.

Фото: Алексей Молчановский/пресс-служба РКА

Два вокальных мужских коллектива из Грузии и Корсики имеют разную национальность, язык, но это им не помешало спеть несколько песен вместе. Многоголосие у обоих очень схоже по своей природе, да и слова, вероятно, были об одном и том же. А когда солист-корсиканец "A filetta" спел на чистом грузинском куплет "Сулико", все хоть и ожидали, но все равно были поражены. В целом концерт получился неким вокальным состязанием. Ансамбли выходили по очереди, с каждым разом выказывая все новые достоинства своего мастерства. Лучших не было, победителей тоже. Они точно знали, чем тронуть слушателя.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Столетие Озы
"Удивительно вкусно, искристо и остро": какими топосами славится русское немое кино. Часть 2.
Позывной неразборчив

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть