"Другие берега" в Новосибирске
11 сентября 2024
"Днищще". КЦ "Хитровка". Белый зал. Режиссер Артур Марченко.
11 сентября 2024
"Белая лошадь" обошла всех
10 сентября 2024
Фестиваль, объединяющий музыкальные театры
10 сентября 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Дама с собачкой: интрига замысла

Мировая премьера оперы в Северо-Кавказской филармонии.

Все фото: Зара Леви.
Все фото: Зара Леви.

Всероссийский фестиваль Академической музыки имени В.И. Сафонова представил мировую премьеру оперы "Дама с собачкой" режиссёра Аллы Чепинога на музыку Екатерины Ивановой-Блиновой, либретто Евгения Муравьёва. Премьерные спектакли состоялись в Концертном зале им. Ф.И. Шаляпина (г. Ессентуки). Лирическая мелодрама по мотивам рассказов А.П. Чехова с глубокой трогательностью отразила слоган нынешнего фестиваля "Манифест любви'. Яркая работа оперной труппы Северо-Кавказской филармонии им. В.И. Сафонова стала украшением фестивальной афиши-2024.

Всё началось с интриги. На одном из зданий главной туристической артерии Кисловодска красуется памятная табличка, которая гласит, что в этом доме в 1896 году останавливался Антон Павлович Чехов. Тем летом в дневнике писателя мелькнула запись: "Дама с мопсом". Курортный роман в рассказе "Дама с собачкой" автор, как известно, перенёс в Ялту, чтобы никого не компрометировать.

И вот опера "Дама с собачкой" возвратила действие в Кисловодск, по праву претендующий на место рождения замысла чеховского произведения. Рождение же самой оперы произошло по заказу Северо-Кавказской филармонии и даже стало фестивальной сенсацией, восстановившей исторический факт.

Автор идеи оперного проекта - художественный руководитель Северо-кавказской филармонии им. В.И. Сафонова Светлана Бережная. Чутьё худрука не подвело: новоиспечённая опера предстала интересной новинкой во всех смыслах и уникальным продуктом коллектива Северо-Кавказской филармонии.

Режиссёр Алла Чепинога, которая сотрудничает с филармонией уже девять лет, сцементировала всё и всех для нового начинания. Для работы над будущей оперой она познакомила петербургского композитора Екатерину Иванову-Блинову с известным поэтом и драматургом современности Евгением Муравьёвым. "Дама с собачкой" – удачный дебют авторского дуэта. Стихотворный текст либретто, музыкальная партитура с выразительной мелодикой и классической гармонией оказались понятны и приятны уху слушателя.  

В небольшом рассказе "Дама с собачкой" немного драматургии, поэтому оперными авторами были введены два новых персонажа: Антон Павлович и Редактор. Также роль второстепенных героев повествования стала более весомой. А ещё не хотелось отказываться от тонкого чеховского юмора, и в либретто органично вписались юмористические рассказы "Хамелеон" и "Размазня".



Постановочно-сценографические решения спектакля дышат атмосферой курортной жизни, которая реально существует за стенами концертного зала. Сцены у бювета, променад в парке, минеральные ванны, которые принимают Антон Павлович и Редактор, поставили узнаваемый акцент в происходящее действо. По мере развития сюжета появились: гостиница, бильярд, ресторан, московский дом Гурова, каток, зимний город С., другие. Костюмы и антураж полностью воссоздали историческую эпоху. Сквозному развитию сюжетной линии в спектакле способствовала динамика смены декораций, в соответствии с мизансценами. Четырнадцать раз картинка на сцене преображалась. Делалось это с виртуозной скоростью. Зрителя нужно всё время держать во внимании. Режиссёрская многоходовочка была неистощима на визуальные придумки, привнося событийность и не создавая зрительной суеты. Давний творческий тандем Аллы Чепинога и художника-постановщика Марии Бережной работал безотказно, не позволяя провисать действию. 

Два акта оперы контрасты. Первый – собственно курортный роман Анны и Гурова, как бы преподнесённый зрителю через обсуждение Антоном Павловичем и Редактором написания нового рассказа о любви. Музыка ласкает лёгкой вальсовостью и характерно рисует звучание духового оркестра в парках курортного местечка. В моменты любовных объяснений мелодический тематизм в вокальных и оркестровых партиях расцветает песенной кантиленой, превращаясь в музыкальные хиты.

Второй акт наполнен драматизмом, психологизмом и усложнившимися переживаниями героев. Это продолжение истории их романа, вынесенное за скобки чеховского оригинала. Любовь не отпускает их, они мучаются от того, что оба живут в браке с нелюбимыми людьми. Музыкальный язык сразу же насыщается драматически диссонирующей интерваликой. Слышится оммаж в сторону Прокофьева, отчасти Бриттена и явно сознательное подчёркивание аллюзии к Чайковскому. Создатели спектакля напомнили, что Чехов восхищался Чайковским. У них была разница в возрасте 20 лет, это не помешало им вести дружескую переписку. Чехов попросил разрешения у Петра Ильича посвятить ему сборник своих рассказов.

Алла Чепинога, режиссёр-постановщик множества разножанровых спектаклей во многих российских театрах подошла к своей постановке в традициях русского психологического театра со знанием дела:

"Режиссёр – это прикладная профессия, а в музыкальном театре режиссёр – это "жена" дирижёра. Режиссёр решает по факту событийный и смысловой ряд спектакля. А ведь от смыслов зависит и музыкальное решение. Режиссёр и дирижёр на этапе сочинения спектакля садятся вместе и размечают партитуру, решая какими музыкальными средствами нужно подчеркнуть происходящие события. Сценическое решение должно быть поддержано музыкальным решением. А вообще, всё должно начинаться с либретто. Счастье, когда и музыкальная драматургия, и событийный ряд на уровне либретто имеют целостность".

Академический симфонический оркестр им. В.И. Сафонова под управлением Александра Жиленкова блистательно справился с задачей. Симфонический организм с уверенными валторнами звучал разнообразно, выразительно и по-оперному профессионально, что благотворно сказалось на солистах. Также, дирижёр ни разу не позволил себе динамически перекрыть солистов, выдерживая баланс в непростой акустике ессентукского Концертного зала им. Ф.И. Шаляпина.

Вокальные, хоровые и оркестровые номера оперы Екатерины Ивановой-Блиновой – образец академического подхода к музыкальной составляющей. Запоминающийся тематизм, красота оркестровки, формообразующие структуры музыки не вызывают напряжения в восприятии музыкального материала. Трёхчастные арии, дуэты, ансамбли – классическая конструкция жанровой формы в опере "Дама с собачкой".



Виталий Фомин (тенор, солист театра Геликон-опера), исполнивший роли Гурова/Редактора, представил добротную работу. Голос звучал во всех регистрах, крепко взбирался на верхние ноты, чётко артикулировал, и драматическая игра артиста была неплохой. Антон Павлович Чехов пел свою партию басом Алексея Ерёмина, высокого интеллигента в очках, имевшего внешнее сходство с писателем. Ксения Трофимова (Анна) была на своем месте лирической героини. Марина Ярская убедительно преподнесла образ жены Гурова. Троица Очумелова (Михаил Ходжигиров), Хрюкина (Виктор Журавлёв) и Елдырина (Илья Точилкин), который смешно двигал усищами, разыграла характерную сценку из "Хамелеона".

В опере отведена значительная роль женскому хору, использование его, как инструмента. Во втором акте хоровая партия напоминает хоровую фразу "Пи-ти, пи-ти" из "Войны и мира" Прокофьева, напряжённой мерностью тиканья часов создавая мучительную картину ожидания героя. Хормейстер Елизавета Письменная и коллектив филармонического хора им. В.И. Сафонова актёрски и вокально качественно выполнили свою миссию.

По традиции репертуарный план Всероссийского фестиваля Академической музыки содержит интересные премьеры. Мировая премьера оперы "Дама с собачкой" – проект, достойный высокого уровня Северо-Кавказской филармонии, отражающий отдельное и важное направление в её деятельности. И, безусловно, великий оперный жанр станет более востребованным у современных композиторов, если написанные ими сочинения будут сразу реализованы на сцене с такой любовью к опере, как это демонстрирует Алла Чепинога.



К слову сказать, больше всех аплодисментов в спектакле сорвала собачка по имени Бантик, и совершенно заслуженно.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Позор без срока давности. Иосиф Бродский и его процесс.
"Другие берега" в Новосибирске
"Днищще". КЦ "Хитровка". Белый зал. Режиссер Артур Марченко.

В Москве

Модный маркет и ярмарку НКО откроют на форуме-фестивале "Москва 2030"
С 27 июля в Москве на ВДНХ состоится VII Международный фестиваль искусств "Вдохновение"
В Москве начала работу платформа для сбора идей по развитию культурной жизни столицы
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть