Сергей Слонимский. Фото: classicalmusicnews.ru
Музыке Сергея Слонимского также будут посвящены два ноябрьских концерта в Малом зале филармонии: 23 ноября программа "Сергей Слонимский и его школа" прозвучит в рамках XXXIII Международного фестиваля новой музыки "Звуковые пути", 25 ноября программа "Сергей Слонимский. Лики творчества" продолжит абонемент Малого зала "В кругу великих имен".
Сергей Слонимский – патриарх петербургской композиторской школы, один из лидеров современной отечественной музыки, ушедший из жизни в 2020 году. На протяжении без малого семидесяти лет музыка Слонимского составляет неотъемлемую часть афиши Петербургской филармонии: впервые она прозвучала в Большом зале исполнении Симфонического оркестра филармонии (ныне – Академический симфонический оркестр) под управлением Николая Рабиновича 30 ноября 1953 в рамках концерта-смотра творчества ленинградских композиторов. С тех пор сочинениями Сергея Слонимского в этом зале дирижировали Юрий Темирканов, Николай Алексеев, Александр Дмитриев, Владимир Альтшулер, а также Александр Лазарев, Юрий Симонов, Александр Титов, Михаил Юровский, АрвидЯнсонс, Геннадий Рождественский, Кирилл Кондрашин и многие другие именитые музыканты. В Большом зале филармонии прошло множество мировых премьер сочинений Сергея Слонимского.
Все партитуры, вошедшие в программу концерта 8 ноября, написаны в опоре на литературную первооснову. Симфоническая поэма "Петербургские видения", эпиграфом к которой стали строки из романа Достоевского "Бедные люди", была создана Сергеем Слонимским в 1995 году по инициативе Юрия Темирканова, неоднократно дирижировавшего этой партитурой впоследствии. Симфония № 21, по словам автора, была инспирирована работой Александра Сокурова над фильмом "Фауст": "он мне давал сценарий, – рассказывал Сергей Слонимский, – Это заставило меня перечитать “Фауста” Гете, увидеть там очень много глубоких, современных идей – и родились музыкальные мысли. Первая часть называется ”Фауст”. То есть это человек, ищущий, с одной стороны, смысла жизни, смысла бытия, а, с другой стороны, жаждущий прекрасного мгновения, которое, однако, дается ему ценой самой жизни. <...> Вторая часть называется “Песня Маргариты”, вокальная часть, на подлинный текст немецкой песни “За прялкой”: ”Мой покой исчез, мое сердце тяжело” – очень известное у музыкантов стихотворение, и Шуберт писал на эти стихи, и не только. <...> Третья часть – “Вальпургиева ночь”, где, конечно, просвечивает мефистофельский дух отрицания, который, однако, гнездится в самом Фаусте".
Билеты на концерт Академического симфонического оркестра под управлением Максима Алексеева доступны в кассах и на официальном сайте Петербургской филармонии.
Максим Алексеев
Напомним, Максим Алексеев – главный дирижер (с 2018 года) и художественный руководитель (с 2022-го) Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга, дирижер петербургского Театра музыкальной комедии. Регулярно выступает с Заслуженным коллективом России и Академическим симфоническим оркестром Петербургской филармонии.
Получил музыкальное образование в Хоровом училище имени М. И. Глинки и в Санкт-Петербургской консерватории, которую окончил по специальностям "хоровое дирижирование" (класс Е. Кудрявцевой) и "оперно-симфоническое дирижирование" (класс Н. Алексеева), прошел ассистентуру-стажировку. В 1999–2001 годах работал ассистентом главного дирижера в Ульяновской филармонии. В 2001–2018 годах – дирижер Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории, где под управлением музыканта состоялись более 30 различных спектаклей, среди которых "Евгений Онегин", "Свадьба Фигаро", "Севильский цирюльник", "Золушка". Представил премьеры балета "Пахита" (номинация на премию "Золотой софит", 2003) и балета на музыку Бетховена "Танцсимфония" (номинация на премию "Золотая маска", 2004). Сотрудничал с рядом российских оркестров, с Эстонским национальным и Корейским симфоническими оркестрами, с оркестром Национального театра Чехии.
Ирина Шишкова – лауреат Всероссийского конкурса оперных певцов имени А. Пирогова в Рязани (I премия, 2006) и Международного конкурса оперных певцов имени Н.А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге (2009), дипломант Международного конкурса Competizionedell’Opera в Дрездене (2010).
Ирина Шишкова
В 2008 году дебютировала на сцене Новосибирского театра оперы и балета в партии Кармен, затем состоялись гастроли с труппой театра в Сеуле. За дебютом на сцене Мариинского театра в партии Композитора ("Ариадна на Наксосе" Р. Штрауса) в 2011 году последовали выступления в операх Моцарта, Россини, Гуно, Чайковского, Римского-Корсакова, Оффенбаха, а через два года – европейское турне с труппой театра в городах Швейцарии, Великобритании, Италии, Франции, Германии и Австрии. В 2011 году также состоялся дебют певицы на сцене Латвийской национальной оперы и на фестивале Crescendo, а затем выступления на сцене вашингтонского Кеннеди-центра с Уральским филармоническим оркестром под управлением Д. Лисса. В 2014-м она дебютировала на сценах Михайловского театра (Любаша в "Царской невесте" Римского-Корсакова) и Женевской оперы (Ольга в "Евгении Онегине" Чайковского). Выступала на таких концертных площадках, как гамбургский Лаисцхалле, сцена Московского Кремля, Филармония Куала-Лумпур (Малайзия), а также на Майорке. В мае 2022 года с успехом исполнила заглавную партию в опере Бизе "Кармен" в Большом национальном театре города Лима (Перу) на фестивале GRANDA. Концертный репертуар певицы включает партии в цикле Шостаковича "Из еврейской народной поэзии", кантате Прокофьева "Александр Невский", Реквиеме Дворжака, "Свадебке" Стравинского.