Партнёрство на крещендо
18 мая 2024
Воспитание театром
17 мая 2024
От идеи до реализации – один грант!
17 мая 2024
Сто лет "Мурзилке"!
17 мая 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Пуританская честь и отрезанная голова

Верди-марафон в Новой опере. Стиффелио

Фото автора
Фото автора

С 9 по 21 апреля в театре "Новая опера" пройдёт Верди-марафон. В рамках события состоялся показ оперы "Стиффелио" Джузеппе Верди - громкой российской премьеры прошлого сезона. Погребённое временем оперное сочинение композитора стало драгоценным раритетом в коллекции театра. Неистовые страсти мужа-священника обуздала режиссёр-постановщик Екатерина Одегова. Домашнее насилие и психологическая травма убили любовь грешницы-жены. Но так ли это - решает зритель.

Извлечение из пыли веков антикварной вещицы Джузеппе Верди для коллектива "Новой оперы" увенчалось большим творческим выигрышем. Непредсказуемый риск смельчаков-постановщиков "Стиффелио" оправдался неподдельным любопытством со стороны меломанского сообщества и делом профессиональной чести всей команды создателей. В этом сезоне спектакль занял почётное место в афише театра, театральной Москвы и даже России. Этой оперной редкостью украсил свою программу и Верди-марафон.

Над постановкой Екатерины Одеговой работали: музыкальный руководитель Александр Самоилэ, художник Этель Иошпа, хормейстер Юлия Сенюкова, художник по свету Стас Свистунович. В апрельском показе Верди-марафона место за дирижёрским пультом в спектакле занял Андрей Лебедев.

"Стиффелио" - лирическая драма в 2-х действиях по пьесе французских драматургов Эмиля Сувестра и Эжена Буржуа "Священник, или Евангелие и сердце" (1849) уже осенью 1850 года была показана в Триесте в виде оперы на либретто Франческо Мария Пьяве. Любовные страсти пастора протестантской секты не могли вызвать положительный отклик в католической Италии. Провал и дальнейшее забытьё вердиевского детища были предопределены.

Энтузиасты из "Новой оперы" в 2020 году впервые в России представили концертное исполнение неизвестного произведения композитора и в 2023 опера почтенного возраста заблистала новизной.

Режиссёрский взгляд Одеговой извлёк из сюжета огромный пласт разнонаправленных переживаний, помыслов и поведенческих реакций героев на фоне противоречивых религиозных, этических, человеческих чувств. Для зрителя такое прочтение создало интересную психологическую задачу, требующую глубоких размышлений и не дающую однозначных ответов. Режиссёр сотворила многоплановые подтексты, оставив открытый финал. На чьей всё же стороне любовь Лины, Стиффелио или Рафаэля? Изменница-жена, кается в мимолётном грехе, признаётся в сердечной привязанности мужу, но после избиения им, обнимает отрезанную голову любовника.

Спектакль полон весьма сильных страстей, которые проявляются внешне преувеличенно. Сергей Поляков (Стиффелио) сразу показывает страстность натуры и недюжинный темперамент, вроде бы, неподобающие священнику. Его сильный голос не отражал смиренность чувств проповедника, а выдавал внутреннюю борьбу. Этот образ хорошо вписался в финальную сцену Стиффелио и Лины (Елизавета Соина), где обнажились истинные чувства обманутого мужа.

Подчёркнут и карикатурный комизм сцены восторженного предчувствия возмездия Графа Станкара, отца Лины. Анджей Белецкий был превосходен в этой роли, в каждом своём эпизоде актёрски становясь центром событий. Также, прыжки Рафаэля (Сергей Писарев) были преувеличены до глупости в дуэли с графом. Эти моменты были короткой передышкой перед предстоящей трагедией. Елизавета Соина не сразу совладала с голосом. В начале спектакля тембр пестрил неровностями, под конец зазвучал более убедительно.

Дирижёр Андрей Лебедев щедро раздавал оркестровые фортиссимо, усиливая и без того высокий градус происходящего. Финал первого действия с хором и солистами зашкаливал динамикой. Второе действие звучало более сбалансировано.

Впервые слушать музыку Стиффелио - это, во-первых, наслаждение, которое всегда доставляет гений Верди. Во-вторых, это любопытная викторина на угадывание вердиевских хитов, мелодические ростки которых звучат в музыкальном материале ранней оперы композитора. Будущие темы и фактурное оформление арий, дуэтов, ансамблевых, оркестрово-хоровых эпизодов из опер "Травиата", "Риголетто", "Трубадур" узнаются в "Стиффелио".

Именно эти три шедевра заявлены в программе Верди-марафона. Ещё любителям Верди предложат масштабный "Реквием" и концертное исполнение опер "Разбойники" (также эксклюзив "Новой оперы") и "Аида" (в сопровождении песочной анимации).

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Партнёрство на крещендо
Воспитание театром
От идеи до реализации – один грант!

В Москве

Молодые выпускники "Академии А. Белова и О. Кормухиной" дадут музыкальный квартирник "Встречаем лето"
Премьера спектакля "Добыть Тарковского" в московском театре "Пространство "Внутри"
"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть