Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Резкая жёлтая нота Ван Гога на фестивале Юрия Башмета в Ярославле

Евгений Миронов и Юрий Башмет в инсценировке "Ван Гог. Письма к брату" на ярославской сцене

Фото: Марина Козлова/Пресс-служба Музыкального фестиваля Юрия Башмета
Фото: Марина Козлова/Пресс-служба Музыкального фестиваля Юрия Башмета

Спектакль-концерт "Ван Гог. Письма к брату" состоялся в Концертном зале имени Собинова в Ярославле. В главной роли — Евгений Миронов, режиссер-постановщик —Марина Брусникина. Солист и дирижер Юрий Башмет, камерный ансамбль "Солисты Москвы" исполнили фрагменты из произведений Альфреда Шнитке, Людвига ван Бетховена, Иоганнеса Брамса, Густава Малера, Кузьмы Бодрова.

Главный акцент на сцене —  у треножника с пустым подрамником ваза с подсолнухами, воспетыми Ван Гогом. Евгений Миронов читает текст, обращаясь к залу сквозь раму. В финале она становится решеткой психиатрической лечебницы. На заднике — меняющиеся видеопроекции знаменитых картин художника. Оркестр — самая большая декорация спектакля. Трагический монолог гения, его письма к младшему брату Тео  — настоящее испытание зрителя чувствами сострадания, сопереживания, которые до последней капельки вытягивал из душ Ван Гог-Миронов. И музыка. Она усиливала повествование, "досказывала" и высвобождала душевные муки, облегчая тягостный камень щемящей тоски. Евгений Миронов поделился с журналистами перед началом спектакля:

Фото: Марина Козлова/Пресс-служба Музыкального фестиваля Юрия Башмета
 
"Выбор музыки — настолько творческий процесс, что мы с Юрием Абрамовичем делали это обоюдно. Он высказывал свое отношение о компоновке этого текста. Я высказывал свои мысли по поводу музыки. Например, Альфред Шнитке, которого он предложил. Я вначале подумал, что все-таки — это, наверно, не та интонация для такого лирического начала, там потом будут более драматические куски ближе к финалу. А потом подумал, что дальше я не прав и "отмотал" назад. Потому что Шнитке дал возможность не банально, не линейно следовать от начала к концу, а погрузиться сразу в некую такую тайну гения. Эта музыка дала возможность и мне, как артисту, по-другому существовать в самом начале.

Фото: Марина Козлова/Пресс-служба Музыкального фестиваля Юрия Башмета

С Мариной Брусникиной я работал уже три раза. У нее очень хороший вкус, она здорово чувствует соотношение музыки и литературного материала. Эти письма настолько искренние, они настольно обнажены, что надо делать по возможности также искренно, а по-другому их невозможно читать. Ничего специального искать не пришлось. Я единственное, что справлялся с собой, потому что я не могу сказать, что со временем это как-то у меня прошло. Я имею в виду мое собственное личное отношение к нему как к человеку. Я просто восхищен и поражен его целеустремленностью, верой, такой сильной, которой нам всем не хватает. При этом, верой в таких тяжелейших обстоятельствах, не только финансовых. Болезнь давала о себе знать, и он боролся очень мужественно до последнего.

Я очень люблю Ван Гога, наверно, самый мой любимый художник. Тут был особый случай — это была просьба Ирины Александровны Антоновой, теперь президента Пушкинского музея. Она сказала, как мне не стыдно давно не участвовать в "Декабрьских вечерах Святослава Рихтера". Тут возникло, что великий литовский режиссер Някрошюс, когда мы с ним последний раз виделись, сказал мне: "Прочитай, пожалуйста, письма Ван Гога". Я подумал, что это заявка на следующий спектакль, и хорошо бы мне в эту тему погрузиться. К сожалению, Някрошюса не стало совсем недавно. Я ему благодарен за эту идею. Ею я поделился с Юрием Башметом, поскольку он музыкальный руководитель "Декабрьских вечеров": "Давайте попробуем". И это началось так "акварельно", причем очень значимо для меня, потому что в Пушкинском музее (на концерте фестиваля "Декабрьские вечера") с левой стороны, когда я читал, висела картина Ван Гога "Прогулка заключенных". Это очень сильно на меня эмоционально подействовало. Я испытал какой-то катарсис. Было воодушевление. Я решил, что необходимо это сделать уже не просто концертом, а спектаклем-концертом, чтобы и видеоряд, и музыкальный, и литературный должны быть в какой-то одной гамме. Сегодня мы играем спектакль не первый раз и делаем это с большим удовольствием. В конце звучит Малер. Нас упрекали, что это уж совсем традиционно. Но без него невозможно, когда Ван Гог говорит о звездах в последнем письме брату. Мне очень трудно это читать, я вам клянусь. Я каждый раз не профессионален".

Фото: Марина Козлова/Пресс-служба Музыкального фестиваля Юрия Башмета

Да, Миронов непозволительно для актера засморкался в платок, не смог сдержать слез во время музыки. "Я не сумасшедший. Эта резкая желтая нота, которую я нашел этим летом," — восклицает художник в письме брату, уже отрезав себе ухо.

И все-таки впечатление угнетающей безысходности ушло в конце спектакля. Ададжиетто из симфонии n 5 Густава Малера унесло всех к звездам. "Звездная ночь" Ван Гога мерцала на заднике сцены.

Фото: Марина Козлова/Пресс-служба Музыкального фестиваля Юрия Башмета
 
Любимые кроссоверы Юрия Башмета, перекрещивание всех видов искусств, которые в этом году под особым вниманием XI Международного музыкального фестиваля в Ярославле, особенно в случае с темой Ван Гога — очень сильное впечатление.
"Что ж, я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка, это так," — из письма, найденного в кармане художника в день смерти, 29 июля 1890.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть