Супруга и соратник. 85 лет отметила Наталия Солженицына.
23 июля 2024
Мила Маркелова. "Плат узорный до бровей…"
22 июля 2024
"Слово": новая отечественная литературная премия с крупнейшим призовым фондом
22 июля 2024
Знакомьтесь - Достоевский!
22 июля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Столетний полет импровизации. Закрытие Московского джазового фестиваля

II Международный Московский джазовый фестиваль прошел с 19-25 июня 2023

Все фото в материале: Елена Алексеева
Все фото в материале: Елена Алексеева

На концерте-закрытия столетняя история российского джаза предстала в музыкальном документальном спектакле "Джаз от первого лица". Главными лицами вечера выступили саксофонист Игорь Бутман и актер Алексей Гуськов, которые "разыграли" перипетии судьбы отечественного джазового искусства на сцене зала "Зарядье". Московский джазовый оркестр и джазовая певица Фантине приняли участие в проекте.



Оригинальная музыкально-документальная идея концерта закрытия подвела черту не только нынешнему фестивалю, но и всему концертному сезону 2022-2023, который повсеместно отмечает 100-летие российского джаза. Вековая история становления заокеанского жанра на советско-российской почве явилась в цитатах создателей, пионеров джаза и легендарных музыкантов из актерских уст Алексея Гуськова. Сочная музыкальная ткань джазовых композиций иллюстративно вплеталась в художественную читку актера по ходу повествования. Историк джаза Кирилл Мошков подготовил литературную составляющую проекта, использовав воспоминания первопроходца российского джаза Валентина Парнаха, первого Народного артиста в джазе Леонида Утёсова, также создателя советского джаз-рока Алексея Козлова, легендарного трубача Андрея Товмасяна, джазового пианиста Даниила Крамера.



В этот июньский вечер на сцену переполненного публикой зала "Зарядье" вышли семнадцать инструменталистов Московского джазового оркестра под руководством Игоря Бутмана. Джазовый биг-бэнд в классических костюмах при галстуках бабочкой сверкал блестящим инструментарием брасса. Уже давно и сам маэстро Джаз "одет в концертный смокинг и бабочку". Он стал академическим джентельменом, войдя в круг классического искусства и выступая на сценах консерваторий. Это его безоговорочная победа. А когда-то...

Трудно приживался экзотический цветок в суровых условиях политической идеологии. Антиджазовые нападки писателя Максима Горького в памфлете «О музыке толстых» 1928 года и позже советского музыковеда Виктора Городинского в статье «Музыка духовной нищеты» 1950-го, вышедшей в разгар печально известной «эпохи разгибания саксофонов», отражают нелегкие годины "легкого" жанра.



В течении десятилетий джазу ставили в вину, что он антинародный, антисоветский жанр, но в самые лихие военные времена джаз был с народом. В доказательство оркестром была исполнена вокально-инструментальная композиция популярной песни "От Москвы до Бреста", солист и пианист Олег Аккуратов. Об этом и о многом другом повествовал Алексей Гуськов, то с грустью, то с гордостью, то с искрометным юмором. В духе Михаила Зощенко звучали выдержки из вездесущей газеты «Правда», где советская пресса в 1930-е годы поддерживала отечественный джаз и боролась за его идейный творческий рост.

И, безусловно, от первого лица, главной персоны - джазовой музыки - шел рассказ Игоря Бутмана и его музыкантов, среди которых появилась блестящая в прямом и переносном смысле ее яркого наряда джаз-вокалистка Фантине. Известные и любимые поклонниками жанра джазовые стандарты с великолепными импровизациями звучали в концерте, ежеминутно вызывая аплодисменты слушателей. Сам Игорь Михайлович, как всегда, выдавал головокружительные рулады на своих саксофонах. Синкопы, свинговые "вкусности", ритмико-мелодические зигзаги и выверты, и, как венец творения джазовой композиции, полет импровизаторской мысли царили в зале.



В качестве биса Алексей Гуськов объявил хулиганский номер. Он, Фантине и джазмены исполнили нечто, сочетающее в себе страстную испанскую песню, ясное дело про любовь, и тексты из... "Евгения Онегина" Пушкина. Воспринималось, как своеобразный перевод с испанского. При всей, на первый взгляд, несхожести материала мощная экспрессия исполнителей породнила русского поэта-африканца и афроамериканский джаз. Отчасти это был отсыл на другой совместный проект двух народных артистов Гуськова и Бутмана - ироническая драма по роману Александра Пушкина «Онегин-блюз».
Музыкальный спектакль-концерт «Джаз от первого лица», нескучная лекция по истории российского джаза, завершил II Международный Московский джазовый фестиваль-2023. События нынешнего джаз ивента запоминающе прошли на разных площадках города.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Генрих Гейне и Россия
Супруга и соратник. 85 лет отметила Наталия Солженицына.
Мила Маркелова. "Плат узорный до бровей…"

В Москве

С 27 июля в Москве на ВДНХ состоится VII Международный фестиваль искусств "Вдохновение"
В Москве начала работу платформа для сбора идей по развитию культурной жизни столицы
Впервые Школа-фестиваль Леонида Лундстрема "Донбасский экспресс" пройдет в Москве
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть