Все фото в материале: Елена Алексеева
Оригинальная музыкально-документальная идея концерта закрытия подвела черту не только нынешнему фестивалю, но и всему концертному сезону 2022-2023, который повсеместно отмечает 100-летие российского джаза. Вековая история становления заокеанского жанра на советско-российской почве явилась в цитатах создателей, пионеров джаза и легендарных музыкантов из актерских уст Алексея Гуськова. Сочная музыкальная ткань джазовых композиций иллюстративно вплеталась в художественную читку актера по ходу повествования. Историк джаза Кирилл Мошков подготовил литературную составляющую проекта, использовав воспоминания первопроходца российского джаза Валентина Парнаха, первого Народного артиста в джазе Леонида Утёсова, также создателя советского джаз-рока Алексея Козлова, легендарного трубача Андрея Товмасяна, джазового пианиста Даниила Крамера.
В этот июньский вечер на сцену переполненного публикой зала "Зарядье" вышли семнадцать инструменталистов Московского джазового оркестра под руководством Игоря Бутмана. Джазовый биг-бэнд в классических костюмах при галстуках бабочкой сверкал блестящим инструментарием брасса. Уже давно и сам маэстро Джаз "одет в концертный смокинг и бабочку". Он стал академическим джентельменом, войдя в круг классического искусства и выступая на сценах консерваторий. Это его безоговорочная победа. А когда-то...
Трудно приживался экзотический цветок в суровых условиях политической идеологии. Антиджазовые нападки писателя Максима Горького в памфлете «О музыке толстых» 1928 года и позже советского музыковеда Виктора Городинского в статье «Музыка духовной нищеты» 1950-го, вышедшей в разгар печально известной «эпохи разгибания саксофонов», отражают нелегкие годины "легкого" жанра.
В течении десятилетий джазу ставили в вину, что он антинародный, антисоветский жанр, но в самые лихие военные времена джаз был с народом. В доказательство оркестром была исполнена вокально-инструментальная композиция популярной песни "От Москвы до Бреста", солист и пианист Олег Аккуратов. Об этом и о многом другом повествовал Алексей Гуськов, то с грустью, то с гордостью, то с искрометным юмором. В духе Михаила Зощенко звучали выдержки из вездесущей газеты «Правда», где советская пресса в 1930-е годы поддерживала отечественный джаз и боролась за его идейный творческий рост.
И, безусловно, от первого лица, главной персоны - джазовой музыки - шел рассказ Игоря Бутмана и его музыкантов, среди которых появилась блестящая в прямом и переносном смысле ее яркого наряда джаз-вокалистка Фантине. Известные и любимые поклонниками жанра джазовые стандарты с великолепными импровизациями звучали в концерте, ежеминутно вызывая аплодисменты слушателей. Сам Игорь Михайлович, как всегда, выдавал головокружительные рулады на своих саксофонах. Синкопы, свинговые "вкусности", ритмико-мелодические зигзаги и выверты, и, как венец творения джазовой композиции, полет импровизаторской мысли царили в зале.
В качестве биса Алексей Гуськов объявил хулиганский номер. Он, Фантине и джазмены исполнили нечто, сочетающее в себе страстную испанскую песню, ясное дело про любовь, и тексты из... "Евгения Онегина" Пушкина. Воспринималось, как своеобразный перевод с испанского. При всей, на первый взгляд, несхожести материала мощная экспрессия исполнителей породнила русского поэта-африканца и афроамериканский джаз. Отчасти это был отсыл на другой совместный проект двух народных артистов Гуськова и Бутмана - ироническая драма по роману Александра Пушкина «Онегин-блюз».
Музыкальный спектакль-концерт «Джаз от первого лица», нескучная лекция по истории российского джаза, завершил II Международный Московский джазовый фестиваль-2023. События нынешнего джаз ивента запоминающе прошли на разных площадках города.