Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024
"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Болеро… шах/мат" и "Танго… история любви" Донецкого театра оперы и балета

Донбасс Опера на фестивале "Видеть музыку" в Москве

Фото: Фестиваль "Видеть музыку"
Фото: Фестиваль "Видеть музыку"

В Москве продолжается Шестой фестиваль музыкальных театров России "Видеть музыку", проводимый при поддержке Министерства культуры и Фонда президентских грантов. Организовавшая этот форум Ассоциация музыкальных театров России позволяет столичным зрителям увидеть всю панораму отечественной музыкальной сцены и лучшие спектакли музыкальных театров со всей России на ведущих площадках Москвы.

На сцене театра "Новая опера" Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко (Донбасс Опера) показал вечер страстных, напряженных и драматичных одноактных балетов "Болеро… шах/мат" на музыку Мориса Равеля и "Танго… история любви" на музыку Астора Пьяццоллы в постановке народного артиста Украины, хореографа Вадима Писарева.

И "Болеро… шах/мат", и "Танго… история любви" балеты неоклассические. Как свойственно балетам такой формы, хореографический материал в них вырастает из музыкального, а стилистика танцевального образа соответствует музыкальному первоисточнику. Кроме того, эти два абсолютно автономных одноактных спектакля объединяет и то, что музыкальные произведения базируются на музыке узнаваемого танцевального жанра, ставшего своего рода музыкальным символом определённых стран и поколений.

"Болеро… шах/мат" основано на музыке знаменитой симфонической фантазии "Болеро" Мориса Равеля, написанной в 1928 году. В основу произведения положена известная мелодия популярного с XVIII века одноименного испанского танца, мотив которой становится неизменным мелодическим остинато, на него наслаиваются гармонические и ритмические вариации.

Перемещения и комбинации шахматных фигур становятся сюжетом балета. Танцовщики играют роль определенной фигуры в эффектных костюмах Оксаны Кубекиной и перемещаются по шахматной доске - сцене не хаотично, а следуя соответствующей для каждой фигуры логике ходов. Сначала выходят пешки, потом "кони", "слоны", "ферзи".

С нарастанием звуковой динамики, плотности оркестровой фактуры становится более напряжённым и хореографический рисунок. В итоге начинающийся как балет линий и диагоналей, спектакль превращается в подлинную драму. Как известно, самая сильная фигура на клетчатой доске, которой открыты все пути: и вертикали, и горизонтали, и диагонали, второе лицо в шахматном государстве после короля (которого харизматично исполнил Константин Якивец) – это королева или ферзь. И Чёрная королева (народная артистка Донецкой народной Республики Ирина Комаренко) жертвует собой ради победы фигур своей чёрной команды, что сообщает финалу поистине драматический накал. В "Болеро. Шах/Мат" побеждают именно черные, хотя смысловая и танцевальная нагрузка на исполнителях партий противоположного лагеря ничуть не меньше и у их персонажей множество интересных сцен.

Причину, по которой первенство отдано не белым фигурам, где короля исполнил Александр Наумов, а королеву Елена Онищенко, Вадим Писарев объясняет очень просто и прагматично (в интервью "20 интересных фактов о "шахматах" и "танго" Вадима Писарева" опубликованном в социальной сети Донбасс Оперы): "Я не хотел, чтобы была ничья. А поскольку наша солистка Ира Комаренко была черной королевой и ей идет именно черный, решил – пусть победят черные".

Астора Пьяццолла, на музыку которого поставлен Балет "Танго… история любви" — великий преобразователь простого танца в жанр, ставший одним из музыкальных символов ХХ века, и создавший более 500 музыкальных композиций на основе танго. В его произведениях сочетаются и джаз, и классика, но главным становятся ритмы знаменитого аргентинского городского танца — танца, возникшего в конце XIX веке и получившего широкую популярность во всем мире в XX столетии.


"Танго… история любви". Фото: Фестиваль "Видеть музыку"

Спектакль создавался в течение года, за это время были прослушаны террабайты всевозможных мелодий страстного танца. И уже после того, как композиции были выбраны, опираясь на музыкальную структуру и ее настроение, формировался хореографический материал.

Драматичная история любви и предательства в этой постановке передается в танце с помощью сочетания неоклассических балетных па и раскрепощенных, четких, резких и свободных движений фольклорного и бального танго. Вадим Писарев создавал эту хореографию, отталкиваясь от возможностей и характеров артистов балета, чтобы в процессе исполнения постановки, они чувствовали себя свободно, раскрепощенно и динамично, как и люди, танцующие танго на улице или в баре.

История развития танца танго выделяет множество стилей, видов и форм этого танца, многие из которых демонстрируются в балете. На сцене возникает и дуэт, где главный герой — звезда французского балетного театра и педагога Жан Поль (заслуженный артист донецкой республики Роман Белгородский) и соблазняющая его Камилла (Виктория Губрий), в которую он влюблен, погружаются в сладострастную атмосферу страстного головокружительного танца.

В балете не представлено традиционное танго втроем, но зато фигурирует танго-квартет, в исполнении Жан Поля и трех граций, взаимодействие которых, как и на картине Рафаэля, изображающей Аполлона и граций, символизирует единство невинности, красоты и любви. Отражаются и жанровые особенности раннего этапа становления танго, когда его танцевали исключительно мужчины, причём, как правило, во время ожидания своей очереди в публичном доме. Именно в этой сюжетной интерпретации танец исполняет премьер и ансамбль из двенадцати артистов балета.
 
Оба показанные в рамках вечера балета, наделенные очень разными сюжетами, объединены композицией Игоря Крутого "Болеро", которая звучит в начале первого и в конце второго балета в исполнении солистов-вокалистов и хора. Таким образом, стилистически разные танцы, возникшие на разных континентах, объединяет вокальная канва. И, собственно, она подчёркивает одинаковую эмоциональную составляющую и болеро, и танго. Оба эти танца – о любви, свободе, независимости личности. Каждый из них – истинное дитя бурного и драматичного ХХ столетия. Поэтому и "Болеро… шах/мат", и "Танго… история любви" становятся двумя гранями одного целого, одного яркого, современного спектакля, в котором звуковые миры и их визуализация, танец и музыка становятся новым единым целым.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Мы пойдём своим путём и в оперетте, и в мюзикле
Камера смотрит на оперу - опера смотрит в камеру
С юмором и вкусом

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть