"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
18 апреля 2024
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."
18 апреля 2024
Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Ташкентский соловей Батыр Закиров

Государственный театр музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана представил спектакль-концерт "Интервью с легендой" на VI фестивале музыкальных театров России "Видеть музыку", который проходит при поддержке Министерства культуры РФ и Фонда президентских грантов.

Фото: Елена Лапина
Фото: Елена Лапина

Театр Узбекистана привез на нынешний VI Всероссийский фестиваль концертную программу, посвященную Народному артисту Узбекистана Батыру Закирову, выдающейся личности, человеку, внёсшему неоценимый вклад в искусство Узбекистана. Выбор коллектива пал не на спектакли в жанре оперетты или музкомедии классического, современного, детского направлений, ожидаемых на такого рода театральном смотре. Ташкентские гости приготовили оригинальный спектакль-концерт в форме интервью "через время". Формат вечера-встречи "Интервью с легендой" обозначил истинные ценности культурного наследия Узбекистана, наиважнейшие наработки национального искусства страны последних десятилетий.

Именно таким образом гастрольный спектакль показал русскому зрителю, московской публике настоящие сокровища музыкальной жизни своего региона, ассимилировавшие восточный фольклор в современные эстрадные течения. И, прежде всего, это результат огромного влияния творчества Батыра Закирова, оставившего глубокий след в искусстве Среднего Востока.


Фото: Елена Лапина

Автор пьесы - Наталья Салихова. Идея спектакля - созданное фантазией интервью, интервью сквозь года, которое берёт молодая журналистка (Диана Шерезданова) у легендарного певца, поэта, художника, артиста Батыра Закирова (Засл. артист Узбекистана Суръат Артыков), которому исполнилось бы в 2020-м году 85 лет. Музыкальные номера, которыми изобилует спектакль, поставлены на музыку Батыра Закирова, Фарруха Закирова, Шарифа Рамазанова, Энмарка Салихова.

Еще один аспект выбора ташкентцами концерта-посвящения артисту, жившему и работавшему в Советском Союзе, неоднократно гастролировавшему в Москве - это попытка прикоснуться к нашему общему прошлому, тому, что и ныне всё ещё связывает узбеков и русских крепкой нитью памяти. Это отсыл к достижениям советской культуры, осколки которой по-прежнему сверкают на наших эстрадах. Первым музыкальным номером, как подтверждение этому и как низкий поклон в сторону москвичей, прозвучала известнейшая песня о Москве из кинофильма "Свинарка и пастух" на музыку Т. Хренникова, слова В. Гусева.


Фото: Елена Лапина

"В 1957 году созданный мной первый в Узбекистане эстрадный молодежный ансамбль "Юность" приехал на Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в столицу СССР," - рассказывал со сцены Центра Оперного пения Г. Вишневской Закиров, отвечая по сценарию на вопросы журналистки, - "Там впервые прозвучало Арабское танго на арабском языке, которое песне и мне принесло большую известность во всем Советском Союзе." После рассказа Суръат Артыков в образе араба, в белых одеждах проникновенно спел эту композицию под оригинальным названием "О светоч грёз моих", в средней части которой импровизировал мугамное пение-молитву.


Фото: Елена Лапина

Многогранность таланта Батыра Закирова проявлялась во многих областях его разнообразной деятельности. Он писал стихи, детские сказки, переводил на узбекский язык Евгения Шварца и Антуана де Сент-Экзюпери. А пел он всегда на языке оригинала: азербайджанский, иранский, афганский, турецкий, индийский, греческий, итальянский, испанский, французский и, конечно, русский. Еще он был неплохим художником, драматическим артистом, игравшим в кино.


Фото: Елена Лапина

Главная причина, по которой узбекские артисты привезли нам этот спектакль-концерт - огромная гордость за своего соотечественника, так много сделавшего для развития музыкальной культуры своего народа, давшего небывалый трамплин узбекским исполнителям сегодняшнего дня. Желание напомнить нам о нем, о его короткой, но яркой жизни заставило создателей и участников "Интервью с легендой" с большой любовью воссоздать все детали творческого портрета и человеческого облика Ташкентского соловья Батыра Закирова.


Фото: Елена Лапина

Пускай лёгкая наивность присутствовала в разворачивавшемся на сцене музыкальном действе, но она компенсировалась искренностью и душевным жаром артистов. А восточный колорит и блеск костюмов придавал масштабности камерно-интимному жанру повествования. Художник по костюмам Лола Новкович сразила публику женскими одеяниями солисток балета в финальных номерах.


Фото: Елена Лапина

Правда публика давно уже была готова почувствовать себя сражённой восточными изысками. О разогреве чувств и правильном настрое зрителя артисты Театра Узбекистана позаботились заранее. Перед началом в фойе Центра Оперного Пения Г. Вишневской перед гостями вечера были разыграны национальные обряды, забавы и шуточные поединки в узбекских традициях. Артисты вовлекали в представление зрителей, щедро раздаривая сувениры на память: тюбетейки, платки, кукол в традиционных костюмах, керамические блюда и... Наманганские яблоки уже во время концерта, когда звучала одноимённая песня.
Закировы - это большая артистическая династия. Отец Батыра Карим Закиров - оперный певец, мать Шоиста Саидова - певица, исполнительница народных песен, сестра Луиза - певица, брат Фаррух - руководитель ансамбля "Ялла". В концерте прозвучали популярные песни из репертуара "Яллы", с которой также выступал Батыр.


Григорий Спектор. Фото: Елена Лапина

Приятным сюрпризом по окончании концерта стало приветствие артистами режиссера, драматурга, музыкального и театрального критика Григория Владимировича Спектора, присутствовавшего в зале. Сам легенда театрального мира, когда-то он стоял у истоков Театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана. В далёком 1972 году он приехал в Ташкент с выпускниками Московского музыкального училища им. Гнесиных, чтобы открыть новый театр. Мэтр вновь окунулся в свою творческую молодость и порадовался за театр, живой и цветущий, развивающийся, ищущий, привлекающий зрительские сердца.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Мы пойдём своим путём и в оперетте, и в мюзикле
Камера смотрит на оперу - опера смотрит в камеру
С юмором и вкусом

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть