Фото предоставлено пресс-службой фестиваля "Видеть музыку"
Второй в Нижнем Новгороде музыкальный театр (первый – это Театр оперы и балета имени А. С. Пушкина) участвует в фестивале "Видеть музыку" уже не в первый раз. В частности, памятен привозимый труппой три года назад мюзикл "Дубровский" Кима Брейтбурга в постановке худрука театра Сергея Миндрина. Этот относительно молодой коллектив пока меньше известен широкой публике, больше в Москве наслышаны о Нижегородском оперном театре (кстати, давно в столице не гастролировавшем). Тем интересней было познакомиться столичной публике с новой работой малоизвестного пока для большинства коллектива. Да и с произведением, которого нет в репертуаре московских театров, тоже, тем более, что относительно недавно (четыре года назад на "Золотой маске") в Москве показывал мюзикл "Безымянная звезда" Александра Шевцова Новосибирский музыкальный театр (постановка Филиппа Разенкова) – по той же самой румынской пьесе, хорошо у нас известной по одноименному телефильму Михаила Казакова (1978). То есть у критики и публики была возможность сравнить два музыкальных воплощения этой темы. Постановка нижегородцев совсем свежая – ее премьера состоялась в волжском мегаполисе в начале текущего месяца.
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля "Видеть музыку"
Пьеса румынского писателя Иосифа Гехтера, известного миру под псевдонимом Михай Себастьян, писалась во времена, когда к власти в Бухаресте пришли нацисты. Вероятно, именно поэтому сквозь почти фарсовый смех и щемящий, проникновенный лиризм в тексте прорывается главный лейтмотив — тоска и безысходность, предопределенность и фатализм. Полет к мечте для героев возможен лишь в воображении и почти никогда — в реальной жизни. А свет далекой звезды так и останется призрачной надеждой на счастье. Ведь, как говорит главный герой Марин Мирою, звезды никогда не отклоняются от своего пути.
Рано ушедший из жизни автор так и не увидел успеха своего детища. Себастьян погиб в мае 1945-го, а победное шествие пьесы началось лишь через несколько лет после войны. "Звезда" с успехом шла на многих сценах Европы. А в эпоху советско-румынской дружбы была поставлена в ленинградском БДТ и во МХАТе. Затем в 1979-м на экраны вышел уже упомянутый телефильм Козакова с блистательными Анастасией Вертинской и Игорем Костолевским. Лента стала бешено популярна не только в нашей стране, но и в Румынии, где затмила даже французскую экранизацию 1966 года с Мариной Влади и Клодом Ришем. После столь высокой планки постановщики не спешили вновь браться за пьесу. И только недавно "Звезда" вновь зажглась на нашем театральном небосклоне. Достаточно вспомнить спектакли Вильмы Кутавичюте в Ермоловском и Александра Марина в "Табакерке". Правда, большинству зрителей романтическая история о кратком миге счастья по-прежнему известна лишь благодаря фильму Козакова.
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля "Видеть музыку"
Вот и либретто мюзикла М. Ромашина и Ф. Гройсмана в большей степени следует киносценарию Александра Хмелика, нежели оригиналу Себастьяна. И драматическое повествование в нем оказывается гораздо сильнее и важнее музыкальной составляющей: он в большей степени интересен именно как пьеса, нежели как музыкальный продукт. Однако от музыкального театра ждешь не только и не столько интересной пьесы, сколько свежих мелодий. А здесь достижения "Астрономии любви" весьма умеренные: партитура Самойлова хоть и ладно скроена (все же автор известный и в опереточно-мюзикловой стихии опытный), все же полна банальностей и общих мест, хотя и достаточно ярких. Музыка в спектакле скорее обслуживает драматическое действо, нежели представляет собой нечто самодостаточное. Простые гармонии и ритмы весьма разочаровывают, назойливо убеждая в принадлежности мюзикла к легкому жанру. Спектакль идет под минус (аранжировка и запись фонограммы Антона Танонова), а из певческих работ стоит отметить красивый тембр и хорошую школу Дарьи Куликовой (Мона) и харизматичный вокал (помимо еще более яркой и весомой драматической игры) Сергея Коблова (Григ).
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля "Видеть музыку"
Хотя нижегородский театр и заявлен камерным музыкальным в своей титулатуре, не стоит искать аналогий со всемирно знаменитым (и, увы, уже не существующим) детищем Бориса Покровского: он совсем другой, эстетика иная. В репертуаре нижегородского КМТ абсолютно преобладает легкий жанр, причем, судя и по "Астрономии", и по ранее виденному "Дубровскому", поставленный с размахом, в расчете на большую сцену. В городе на стрелке Волги и Оки театр обитает во Дворце культуры завода "Красное Сормово" - говорить о какой-то камерности в его циклопическом зале не приходится. Да и не особо-то она нужна мюзиклу – жанру яркому, броскому, плакатному, динамичному.
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля "Видеть музыку"
"Астрономия" поставлена в соответствии с этим форматом: как хорошее, не бездумное шоу, где красивые "говорящие" костюмы (Полина Гришина), динамично поставленные танцевальные номера (Ирина Брежнева), понятная и простая, функциональная сценография (Сергей Сахно), контрастный и выразительный свет (Сергей Прокопенко и Денис Минаков) органичны в постановке режиссера Сергея Сметанина, сделавшего спектакль ладный и добротный, очень профессиональный, в меру юморной и в меру щемяще-лиричный, полный динамики, который смотреть интересно.