Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Запечатлённый свет Андрея Тарковского

Жизнь великого режиссера в снимках полароида.

Андрей Тарковский. Фото: worldpodium.ru
Андрей Тарковский. Фото: worldpodium.ru

Андрей Арсеньевич Тарковский (1932 – 1986) известен всему миру как один из самых оригинальных и загадочных кинорежиссёров. Рожденный в России, он стал поистине достоянием мировой культуры. Истинные поклонники его творчества знают, что Тарковский был еще и талантливым фотографом

Он был рождён в творческой семье (отец – поэт и переводчик Арсений Александрович Тарковский, мать – Мария Вишнякова, поэтесса и прозаик, известная в литературных кругах) и с детства погружён в атмосферу созидания. Сам Андрей Тарковский любил вспоминать детство, в одном из интервью он говорил: "Очень хорошо я помню свое детство, потому что для меня это самый главный период моей жизни. И самый главный, потому что он потом определил все мои впечатления, которые сформировались в более позднее время, и гораздо позднее, когда я стал уже взрослым. Это период жизни человека, который определяет все его будущее. Особенно если это будущее связано с творчеством, с искусством, с проблемами внутренними, психологическими".

В своём творчестве Андрей Тарковский часто обращался к теме детства, главные роли своих кинокартин отдавал детям ("Каток и скрипка", "Иваново детство", "Зеркало" и др.) Как вспоминает режиссёр, в послевоенное время, несмотря на тяжелое финансовое положение, он учился в музыкальной и художественной школе. Его мать очень хотела, чтобы сын был похож на отца.

Тарковский-младший отмечал: "Без этого багажа, без этой музыкальной школы, без этой музыки, без этой живописи я вряд ли мог бы заняться режиссурой, и столь серьезно, как я сейчас занимаюсь ею. Что касается связи с детством, вряд ли можно говорить о том, что я потом что-то нашел, что искал в детстве, нет. Я не хотел в детстве быть ни художником, ни музыкантом. У меня был склад характера такой довольно растительный, я был похож на растение, я мало размышлял, я больше чувствовал и как-то воспринимал".

Именно особое восприятие мира и тонкая чувствительность ко всему окружающему миру позволила Тарковскому проявить себя в искусстве так, что его кинокартины до сих пор актуальны и производят мощнейшее впечатление. Безусловно, это признак потрясающе талантливого художественного произведения.

Вспомогательным элементом для творчества Андрей Тарковский называл память. Он говорил: "Моя память обладает довольно странным свойством: я запоминаю только то, что мне нужно запомнить. Речь идет не о бессовестности моей, а, скорее, о свойстве памяти, которая выборочно фиксирует какие-то вещи, независимо от моей воли, независимо от меня. У меня очень сильная эмоциональная память, на мой взгляд. Я скорее запоминаю состояния какие-то психологические, чем встречи, людей, обстоятельства".

Такое фиксирование чего-то глубинного и психологического как нельзя более точно объясняет основы творчества режиссера. Но запечатлённые состояния мы можем видеть не только в кинонаследии Тарковского. Истинные поклонники его творчества знают, что он был еще и талантливым фотографом; он видел свой особенный мир не только через кинокамеру, но и через фотообъектив.

Андрей Тарковский с фотоаппаратом.
 
Фотографией Тарковский-младший серьёзно увлёкся во время работы над фильмом "Ностальгия". С конца 1970-х он часто носил с собой фотоаппарат полароид (аппарат, способный выдавать моментальные снимки бумажные снимки; эта модель фотоаппарата был страшным дефицитом во времена СССР и пользовалась бешеной популярностью в 1990-е годы, но теперь снята с производства, так как не выдержала конкуренцию с цифровыми "мыльницами") и снимал всё, что было ему интересным.

В объектив фотокамеры Андрея Арсеньевича попали семья, сад, собака, пейзажи деревни в Рязанской области, поселка Мясной, где был его загородный дом (дом из "Зеркала") и виды Италии, где и снималась позже "Ностальгия". Увлекаясь творчеством итальянского режиссёра Микеланджело Антониони, Тарковский решил последовать его примеру – вести визуальный фотодневник.

Полароидный снимок Андрея Тарковского - собака на крыльце.
 
Широкой публике фотоснимки Тарковского стали известны в 2006 году, когда лондонское издательство выпустило книгу "Внезапный свет" ("Instantlight"). Эти размытые, с мягким светом, почти акварельные фотографии с полувыцветшими красками поражают атмосферой призрачности, мистичности и тревожной лёгкости, как и фильмы Андрея Арсеньевича. В этих снимках есть какое-то естественное, почти небрежное внимание к деталям, к цвету и свету.

Андрей Тарковский. "Натюрморт на подоконнике". Название не авторское.
 
Удивительно, но в одной маленькой фотографии у Тарковского получалось вместить целый мир, затуманенный, призрачный. В этих фотографиях много воздуха и света, глубины и странной преобразующей красоты. В этом деле он действительно похож на отца, в поэзии которого есть эта же самая преобразующая быт сила. Андрей как-то сказал: "Я люблю ограниченное пространство. Мне очень нравится отношение к пространству японцев — их умение в маленьком пространстве находить отражение бесконечности".

Похоже, что таким ограниченным пространством, отражающим в себе бесконечность, для Тарковского стали снимки полароида.

Фото Андрея Тарковского.

"Непрерывное мгновение, оживающее в изображении фильмов Андрея Тарковского, в его полароидных фотографиях, видоизменяется и становится непрерывным мгновением размышления для нас, на них смотрящих и делающих так, чтобы каждое изображение стало частью наших жизней, памятью о наших собственных переживаниях", - сказал итальянский фотограф Джованни Чиарамонте. 

"Цветы" работы Андрея Тарковского. 
 
Как фотограф Андрей Тарковский стал известен уже после смерти (в 1986 году он преждевременно скончался от рака). В 2016 году пресса писала о том, что полароидные снимки Андрея Тарковского продают с аукциона в Лондоне. Сейчас режиссера "признали" талантливым фотографом. Но от этого факт нахождения его фотоснимков конца 1970-х – начала 1980-х не теряет значимости. Они, по сути, такие же произведения искусства, как и ленты Тарковского. Тонкая игра света, создающая волшебство из самых обыденных сюжетов, словно случайно запечатлённые невидимые духи преображают действительность. Андрей Арсеньевич создавал не просто фотографии, а полные тёплой грусти лиричные картины, загадочные и поэтичные, так важные для него самого. Тарковский всегда желал одного – остановить время, пусть даже на мгновение спуска затвора фотокамеры, пусть даже моментальной карточкой полароида.

Автопортрет Андрея Арсеньевича.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ДРУГОЕ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть