Сто четыре года от премьеры до премьеры
4 октября 2024
"ФЛЕШБЕК 2002" Олжаса Жайнадарова на Новой сцене МХТ. Режиссер Вера Попова.
4 октября 2024
Чуть более двух недель осталось до окончания приема заявок на Всероссийский фестиваль авторской песни для девушек "Катюша"
4 октября 2024
Сергей Кондрашев встанет за пульт конкурса "Партитура"
4 октября 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

10 сентября 2024 21:44

«Для меня открылся совершенно другой мир»: заслуженный артист Рoccии Михаил Семаков

Автор: Ревизор.ru
Фото из личного архива артиста
Фото из личного архива артиста

Специально для портала "Ревизор.ru" интервью с заслуженным артистом РФ и педагогом инклюзивного театра Михаилом Петровичем Семаковым.

В сентябре стартует новый сезон театрального фестиваля Onlife iDEA Fest, в рамках которого в интернете будут показаны три инклюзивные постановки по произведениям А.С.Пушкина с участием актеров с ограничениями по слуху.Как театральные педагоги работают с такими актерами? Легко ли понимать друг к друга? И в чем преимущество неслышащих артистов? Чтобы погрузиться в мир особого театра, мы поговорили с кандидатом педагогических наук, профессором Кафедры мастерства актера Театрального института имени Бориса Щукина, заслуженным артистом РФ Михаилом Петровичем Семаковым. Он выпустил несколько курсов неслышащих актеров в Государственном специализированном институте искусств (сейчас — Российская государственная специализированная академия искусств. — прим. ред.), где заведовал Кафедрой театрального искусства, ставил спектакли с неслышащими актерами, а также несколько программ песен на жестовом языке. Его ученики являются лауреатами и дипломантами Международного конкурса актерской песни им. А. Миронова. Михаил Петрович участвовал в Международном Театральном фестивале в Вене и неоднократно проводил мастер-классы для актеров с ограничениями по слуху. 

Михаил Петрович, здравствуйте. Вы только что выпустили свой очередной курс. Поделитесь, пожалуйста, что чувствует опытный педагог в такие минуты?

Этот курс получился особенным, потому что это в 2020 году, в разгар пандемии, я набирал курс в основном онлайн. И экзамены они проходили все онлайн. Для меня это было очень необычно. Я привык, что это живое, мы слушаем, а здесь онлайн. Но потом мне даже это понравилось. Если тебя что-то заинтересовало, можно отмотать, еще раз посмотреть, какие-то такие технические вещи. Поэтому, когда я увидел их 31 августа вживую, очень удивился: мне казалось, что они выше ростом, а они, оказывается, ниже! И так далее. Такое было первое знакомство. Такое ощущение, что, во-первых, эти четыре года очень быстро пролетели, а во-вторых, что подобралась очень хорошая команда и мы не столько занимались дисциплинарными вопросами, сколько творческими. Ребята оказались очень интересные, и главное, что они могли создать рабочую, творческую, очень дисциплинированную атмосферу на курсе, и так было все четыре года. У меня очень хорошее послевкусие от этого курса, тем более они играли достаточно сложный репертуар. Это и «Марсианские хроники» Стругацких, и «Дон Гуан» Алексея Толстого в стихах, и Гайто Газданов. Он впервые на сценической площадке был у нас — никогда не делали «Ночные дороги», и Чеховский вечер. Так что я очень доволен, что вот этот эксперимент, так я для себя этот опыт определил, совершился.

Хотелось бы поговорить о вашем опыте работы с глухонемыми студентами. Как давно это было?

Достаточно давно, это было 1990-е. В то время был организован Государственный специализированный институт искусств, где студенты учились на театральном и художественном факультетах, а для ребят с ограниченным зрением там были чтецкие и оперные отделения. То есть вот такой был интересный институт (он и сейчас существует).  Такой эксперимент — и, я думаю, удачный. Одна из основательниц этого института — замечательный педагог и профессор Людмила Владимировна Ставская. Она заведовала кафедрой и как-то пригласила меня. Я никогда не сталкивался с такими людьми, но решил попробовать. Почему бы и нет? Мне было очень интересно. Так я оказался там. Сначала это, конечно, было необычно, а потом для меня открылся совершенно другой мир. И через года два Людмила Владимировна предложила мне набрать первый курс.

Как проходило обучение?

4 года — это профессиональное обучение. Вся программа строилась по щукинской методике. И мне кажется, что это очень было результативно. Курсы были маленькие, это не 20 человек. У меня на курсе было человек 10 или 12.

А как вы с ними общались?

Сначала — через переводчика, там очень хорошие были переводчики. Потом — с помощью каких-то жестов, каких-то понятий, слов, предложений. Постепенно выучивал. Первое мое впечатление от курса было таким. Сидим, смотрим какие-то упражнения. Они выходят, делают, и я ловлю себя на мысли: «Ой, как тихо, как замечательно!» Мы ничего не говорили. И я с таким радостным ощущением и ожиданием того, что там на площадке, поворачиваюсь, а за моей спиной лес рук идет — ла-ла-ла. При этом всё это очень тихо, и я думаю: «Ну, всё понятно. В общем, тоже самое» (смеется).

В чем сходства и различия работы с неслышащим и слышащим артистом?

Во-первых, приходилось очень много сочинять понятий и слов, которых нет в жестовом языке. Обычно мы, когда готовимся к поступлению, репетируем стихотворение, басню или прозу. Самая большая проблема была с басней, потому что басня предполагает иносказание, и найти адекватные слова или понятия очень трудно. В басне Крылова есть, например, очень много слов, которых нет в жестовом языке. То есть либо они начинают придумывать, и что очень часто не совпадало с оригиналом, либо они берут и рассказывают басню своими словами. То же самое было и со стихами. Вот это ощущение строки, ощущение ритма, стиха, — вот это всё очень сложным было для них в самом начале, когда они поступали. А потом, кстати, они начали привыкать — и очень даже! Самые большие проблемы были с переводом, так они отличаются от слышащих ребят типом внимания. Очень интересно, когда они увлечены, у них внимание другое. Плюс, из-за того, что нет слуха, работают другие рецепторы восприятия. Они очень чувствуют руками, они очень чувствуют новое, ощущают человека, который находится рядом с ними. И у них очень выразительные жесты и сами руки. Я на актерских курсах очень редко когда видел такие руки. И через них, через жест, даже в паузах, они очень много выражают — и эмоционально, и логически. Очень действенные руки и жесты, чего не хватает у нас в театральных школах.

Вы продолжаете какое-то общение с этими ребятами?

Очень редко, потому что связь с этим институтом у меня прервалась. Кто-то из ребят потом поступал в магистратуру к нам в училище, и я был их руководителем у него, с кем-то переписываемся... Мне бы очень хотелось посмотреть, как они работают на сцене, потому что прошло уже больше 20 лет. Я мечтаю увидеть, какими они стали…

Вы работали именно с артистами для театра...

Для Театра Мимики и Жеста.

Вы готовили артистов с ограничениями по слуху к конкурсу жестовой песни. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом опыте.

Это было тоже как раз с моим первым курсом. Они экспериментировали, и у меня возникла идея поучаствовать в конкурсе актерской песни им. А. Миронова. Я сказал ребятам: «Ребята, ну что? Да, да, нет, в конце концов. А потом, ну должны же они вас увидеть!» Марина Райкина, которая была организатором, их увидела, и для нее это стало таким сильным впечатлением. И она тоже включилась в эту авантюру и говорит: «А давай попробуем. Сейчас будет отборочный тур». Мы показали свои номера. В жюри сидел композитор Дашкевич, а председателем был Караченцов. Сначала они даже не сразу поверили, что это неслышащие люди. Это были действительно очень красивые номера. Моих ребят пустили на финальный гала-концерт, где потом они стали лауреатами. И я помню, когда мне рассказали, что Дашкевич сказал, а вообще кто лучше поет? (смеется). И, кстати сказать, директор Дома актера на Арбате Маргарита Александровна Ескина им платила стипендию плюс к их студенческой стипендии, и они целый год выступали с этими номерами на вечерах для актеров, так что их видели целый год. Она их очень полюбила.

Михаил Петрович, в завершение нашей беседы, что бы вы пожелали режиссерам, которые начинают работать с неслышащими артистами?

Я бы пожелал, во-первых, относиться к процессу очень бережно и с вниманием, и понять, что перед ними совершенно другой мир: другой мир эмоций, другой мир восприятия. Большого терпения и поиска интересных, своеобразных, выразительных средств. И еще — поучиться у этих актеров очень многому для слышащего театра. Пожелал бы им такого взаимообмена, потому что у них есть чему поучиться. 

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Сто четыре года от премьеры до премьеры
"ФЛЕШБЕК 2002" Олжаса Жайнадарова на Новой сцене МХТ. Режиссер Вера Попова.
Чуть более двух недель осталось до окончания приема заявок на Всероссийский фестиваль авторской песни для девушек "Катюша"

В Москве

От премьер до театрального форума. О планах Театрального центра "На Плющихе"
Царское это дело: "Петр Первый" Саратовского театра оперы и балета
"Кашемировые" новости
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть