Столетие Озы
16 апреля 2024
"Удивительно вкусно, искристо и остро": какими топосами славится русское немое кино. Часть 2.
16 апреля 2024
Позывной неразборчив
16 апреля 2024
Московская консерватория представляет абонементы сезона 2024–2025
16 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

31 декабря 2019 13:14

Баррикады или переговоры?

"Ревизор.ru" – о забастовке артистов балета во Франции и о том, как бороться за свои права в России.

Автор: Ревизор.ru
Фото: EPA-EFE / Vostock Photo
Фото: EPA-EFE / Vostock Photo

Декабрь 2019 года в мире прошел под знаком "культурной забастовки" во Франции.

В двадцатых числах декабря газета "Коммерсантъ" "порадовала" материалом с броским заголовком "Балет на баррикадах" и не уступающим ему пояснением: "С 5 декабря артисты Оперы выступают не на сцене, а на уличных манифестациях".

Как сообщает издание, во Франции продолжается национальная бессрочная забастовка против пенсионной реформы (!). Говорят, что реформа упразднит специальные режимы пенсий, что касается и артистов балета. Потому они и взбунтовались. Их поддержали оркестранты, а также технические служащие театров – те, кто заведует сценой, освещением. С 5 декабря не было ни одного спектакля ни в Opera Garnier, ни в Opera Bastille. На момент выхода статьи было "сорвано" не менее 30 спектаклей. Убыток от этих выступлений составил к середине месяца более 5 миллионов евро, так как зрителям выплачивают полные компенсации за купленные билеты. Не сыграна обещанная премьера оперы "Князь Игорь" в новой постановке Барри Коски (которая должна была стать и кинотрансляцией). Не идут балеты "Парк" и "Раймонда". При этом приглашенным артистам оплачивают участие в несостоявшихся спектаклях.

Убытки солидные, но, как выяснила газета, директора Парижской оперы Стефана Лисснера они не пугают. По данным пресс-службы театра, директор балета Орели Дюпон разделяет позицию Стефана Лисснера. Руководители Парижской оперы поддерживают своих сотрудников в борьбе против повышения пенсионного возраста для балетных артистов. По данным издания, разговоры о поднятии планки пенсионного возраста для лиц артистических профессий идут уже несколько лет, но "балетных" это коснулось впервые. И не прошло незамеченным – те объявили бессрочную забастовку, пока правительство не примет какие-то меры. Забастовку уже назвали самой масштабной во Франции за 10 лет.


Свобода. Фото: padlet.com

Против чего же французские артисты протестуют? Попробуем вникнуть.

Особый режим для танцоров балета придумал еще… король-Солнце Людовик XIV, большой любитель этого искусства. В течение трех веков привилегированный статус только укреплялся. Согласно ему, балетные артисты Opera Garnier выходят на пенсию в 42 года. Между прочим, пенсия артистов кордебалета во Франции составляет чуть больше тысячи евро. Они недовольны – это, мол, меньше минимальной зарплаты в стране, но каково такое читать в России?..

Хористы имеют право выйти на пенсию в 50 лет. Технический персонал — в 55 лет. Оркестр — в 60 лет. Работники администрации — в 62 года (тут все почти как у нас). Пенсия бывшим артистам Оперы складывается из начислений в частный пенсионный фонд Оперы и государственных выплат. В 2017 году, например, государству пенсионеры Оперы обошлись в 14 миллионов евро из 27 миллионов евро общего пенсионного бюджета. Этих пенсионеров на сегодня около 1,8 тысячи человек. Примерно столько же, сколько действующих сотрудников Оперы.

Оказывается, краеугольным камнем реформы стало упразднение особого статуса "оперных" пенсионеров (наряду с прочими специальными режимами, а их было 42) и введение универсальных пенсий по балльной системе. Важно, что механизмов начисления баллов пока не знают даже профсоюзы. В профильном профсоюзе CGT Spectacle российским журналистам рассказали, что Министерство культуры пообещало учесть трудности театральных профессий – физические и эмоциональные нагрузки, ненормированный рабочий график. А также позаботиться о трудоустройстве балетных артистов старше 42 лет на преподавательские должности или их переквалификации. Но артисты сочли это полумерами и выходят на забастовки, как на работу, по скользящему графику. Хотят, чтобы все в пенсионной системе осталось как было. Выступления артистов были замечены – как иначе, если предрождественский сезон расцвета представлений остается без своей главной составляющей? После масштабной манифестации 17 декабря президент Франции Эмманюэль Макрон призвал премьера Эдуара Филиппа улучшить проект пенсионной реформы в части балетных артистов, учесть при начислении пенсий тяжесть их профессии.

По информации издания, на этой неделе в Министерстве культуры должны чиновники встретиться с делегацией профсоюзов, а следующая встреча намечена на начало января. Законопроект должен быть представлен на Совете министров 22 января. Бастующие надеются, что он дойдет в "верха" уже в откорректированном виде.  

Французские артисты балета свои проблемы решают радикально. Пресса это освещает. Если же посмотреть на российскую новостную ленту, в нашей стране проблем у артистов вроде бы и вовсе нет. Не то чтобы забастовок – даже публичных, "на печать", высказываний о положении работников пуантов и станка (не фрезеровочного). 

Собственно говоря, пенсионная реформа 2019 года не только балетных танцоров затронула, как бы не пришлось ее негативное воздействие в полной мере оценить через несколько лет… но это слишком широкая и волнующая тема. Сосредоточимся на аналогиях с французскими событиями.

Как поясняет официальный сайт Пенсионного фонда, изменения в пенсионном законодательстве, вступившие в силу с 1 января 2019 года, не затронули законодательных основ досрочной пенсии творческим работникам, установленных Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Он относит деятелей сцены к лицам, имеющим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по следующей схеме: от 15 до 30 лет в зависимости от характера творческой деятельности.



Так, на пенсию при стаже творческой работы не менее 15 лет имеют право солисты балета "профильных" театров. При этом "просто" артисты балета и балета на льду выходят на пенсию по выслуге 20 лет. По сути, 15-летняя "льгота" касается только солистов балета и цирковых артистов – гимнастов, эквилибристов, акробатов, кроме почему-то акробатов – эксцентриков.

При стаже творческой работы не менее 20 лет в России имеют право на пенсию исполнители танцевальных номеров, артисты театров мимики и жеста, травести, большинство цирковых профессий (акробаты - эксцентрики, мотовелофигуристы, балансеры, наездники, дрессировщики диких зверей, клоуны и даже лилипуты), вокальные исполнители театров и концертных организаций. Правда, артистам – вокалистам некоторых учреждений культуры этим же  документом предусмотрен выход на пенсию по истечении 25 лет. Отличать одних певцов от других, наверное, умеют только кадровики и сотрудники Пенсионного фонда.

Подавляющее большинство категорий артистов имеют право выйти на пенсию по достижении 25 или 30 лет стажа. Про кукловодов, артистов театров драмы и хористов более или менее понятно, но вот про каскадеров… В 2019 году в преддверии вручения первой в России премии "Альтер Эго" Гильдии каскадеров России за лучшие трюки года в кино руководители этой общественной организации Александр Иншаков и Варвара Никитина признались "Ревизору.ru", что у каскадеров после стольких лет стажа уже здоровья и сил не остается. Гильдия каскадеров собирается "пробивать" для представителей этой редкой и опасной профессии снижение стажа для выхода на пенсию по выслуге лет.  Но пока об успехах в этом деле не слышно, а документ – вот он.

Причем срок выхода на пенсию указанных категорий артистов исчисляется исходя из даты выработки специального стажа и периода отсрочки обращения за ней. Но с 2019 года – сюрприз! - реализовать право на пенсию можно только с учетом увеличения пенсионного возраста и переходных положений. Требования к специальному стажу не меняются, но сам срок выхода на пенсию сдвигается и увеличится с года до пяти – как и для простых смертных, не артистических деятелей. В текущем году срок обращения за пенсией "сдвинулся" на полгода, в будущем отодвинется уже на полтора, в 2021 году – на 3 года,  в 2022 году – на 4 года. С 2023 года и далее период отсрочки после выработки специального стажа составит пять лет. Еще одним обязательным условием станет необходимого количества пенсионных баллов. В 2019 году их должно быть не менее 16,2. Ежегодно количество баллов будет увеличиваться на 2,4, пока не станет равным 30. Про эти баллы даже во Франции, при налаженной работе профсоюзов в защиту прав своих членов, никому еще ничего не понятно. Что же говорить о нас!..

"Онлайн-журнал для пенсионеров" подготовил на тему баллов целую статью, в которой называет балльную систему "простой и понятной". Заявление циничное, учитывая, сколько пенсионеров в нашей стране живут вовсе без интернета и не могут познакомиться с "электронными сервисами ПФР", которые якобы все поясняют. Но это, как говорится, их проблемы. Так же, как и отсрочка выхода на пенсию в связи с пенсионной реформой, которая уже проведена, и сегодня уже поздно кулаками махать.

"Вишенкой на торте" служит то, что "недостойная", по мнению французских танцоров балета пенсия в размере тысячи евро (свыше 70 тысячи рублей) в нашей стране никому из пенсионеров на снилась. Бог с ними, с евро, дали бы адекватную возможности выживания сумму… Но и до права на ее получение придется долго ждать. Отличие "их" и "нашей" пенсионной системы в том, что "там" льготы по начислениям отменили, а у нас возрастную сетку пересмотрели. Дали многим актерам шикарную возможность "сгореть на работе". Упасть прямо на сцене. А что – такие случаи очень запоминаются, в историю входят…

По словам Светланы Цыгановой, председателя Российского профсоюза работников культуры, представители артистических профессий тоже "пострадали" от пенсионной реформы.  


Светлана Цыганова. 

- В связи с общей пенсионной реформой, начатой в июне 2019 года, творческие работники, как все граждане России, не получили большой отсрочки выхода на пенсию, – рассказала Светлана Николаевна. – У ряда категорий артистов есть право на досрочный выход на пенсию. Но и творческие работники тоже, к сожалению, получили увеличение пенсионного возраста. Но наш профсоюз делал, что мог, и не только он. Мы действовали в согласовании с Министерством культуры России и при очень серьезной поддержке Комитета по культуре Госдумы, председатель Елена Ямпольская, зампредседателя Елена Драпеко. Комитет по культуре сделал в этом направлении очень много. Также нас поддержала Федерация независимых профсоюзов. Председатель ФНПР Михаил Шмаков входит в состав рабочей группы, которая занималась пенсионными вопросами. В результате творческие работники получили "послабление" на три года по досрочному выходу на пенсию. Если они раньше они выходили на пенсию после 15 лет выслуги, то теперь им продлевается общий стаж работы – общий, а не творческий! Эти люди просто будут выходить на пенсию, например, не в 34 года, а позже. Это касается цирковых артистов, танцоров балета, гимнастов, артистов драмы. Выстраивается целая градация для работников культуры, от того повышения пенсионного возраста, что было заявлено изначально, надо минусовать три года. Но эта тема – досрочного выхода на пенсию – еще не исчерпана. Елена Драпеко сказала, что это тема волнует не только Комитет по культуре, но и весь депутатский корпус. К досрочному выходу на пенсию планируется вернуться. Кстати, он касается не только артистов – есть же "досрочники" медики и другие профессии.

Светлана Цыганова согласна с тем, что у некоторых разработчиков пенсионной реформы нет понимания специфики и тяжести артистического труда – например, работы артистов балета. Кому-то кажется, что если такой артист выходит в 34 года на пенсию, он полон сил и может еще долго трудиться. Но ведь не зря еще при советской власти был предусмотрен досрочный выход на пенсию, чтобы человек мог обеспечить себе существование в случае, если он уже не может продолжать творческую деятельность! Это, как правило, уход со сцены в другую специальность своей отрасли, чаще всего, преподавание, и, по словам Цыгановой, Российский профсоюз работников культуры будет дальше рассматривать возможность "переквалификации" творческих деятелей по достижении ими определенного возраста.

Но вот с чем Светлана Цыганова категорически не согласна, так это с методами борьбы за свои права, которые выбрали французы. По ее мнению, обе стороны, и работодатели, и профсоюзы, недоработали, что допустили такую критическую ситуацию. Они должны были договариваться законным путем, в правовом поле, а не на баррикадах, считает профсоюзный лидер. Так же, как и решать все прочие рабочие вопросы.

Опыт одной страны нельзя экстраполировать на другую – но Светлана Николаевна упомянула, что в России со всеми затруднительными ситуациями в сфере культурной деятельности надо обращаться в профсоюз, а не выходить на митинги. Во всех учреждениях культуры в нашей стране есть профсоюзные организации, а в крупных труппах – даже несколько. Светлана Цыганова привела в пример Большой театр, в котором действует целых четыре (!) профкома. Так пошло еще со времен перестройки, поскольку структура театра очень велика. Генеральный директор театра Урин сумел со всеми четырьмя профкомами заключить полноценные коллективные договоры, и теперь у него нет проблем ни с аттестацией, ни с другими рабочими моментами, говорит Цыганова. Со стороны может показаться, что четыре "разнонаправленных" профсоюза Большого театра в какой-то момент начнут действовать, как лебедь, рак и щука. Но глава профсоюза работников культуры поддерживает такую организацию.

Многое зависит от руководителей культурных организаций. Но в целом, по мнению  Цыгановой, то, что у нас нет таких острых проблем, как во Франции, свидетельствует о том, что отношения профсоюзов работников культуры и работодателей в России выстроены. А во всех частностях надо разбираться индивидуально.


Гаврош

Редакции "Ревизора.ru" остается только надеяться, что дела в России в реальности обстоят именно так, как рассказала Светлана Цыганова, и Российский профсоюз работников культуры действительно борется за их права, защищает интересы и не "спустит на тормозах" продолжение борьбы за  досрочный выход на пенсию.  

Конечно, французский пример свидетельствует о том, что артисты борются за свои права. Но забастовка – крайняя мера, мера на грани законности, мы к ней ни в коем случае не призываем. Во Франции это историческая традиция, романтика такая. Гавроша бастующим балетным только не хватает. В нашей стране до баррикад никак нельзя доводить. Но это не значит, что артисты, особенно таких сложных и тяжелых направлений, как балет или трюковое искусство, не должны выступать за свои права легальными, законными способами. Если недостаточно эффективно действуют профсоюзы, стоит объединяться в профессиональные общественные организации, обращаться в СМИ, давать знать о своих проблемах и видимых путях их решения. Право на голос ни у кого не отозвано.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Столетие Озы
"Удивительно вкусно, искристо и остро": какими топосами славится русское немое кино. Часть 2.
Позывной неразборчив

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть