"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024
Страсти по Марку. Барочная реконструкция
27 апреля 2024
"Путь в Эдем": спектакль выпускной мастерской режиссерского факультета в ГИТИСе
26 апреля 2024
Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

19 декабря 2023 16:12

Галина Волчек могла бы отметить 90 лет

"Ревизор.ru" – к юбилею выдающегося театрального режиссера и актрисы.

Автор: Ревизор.ru
Галина Волчек. Фото Владимира Яцины /Фотохроника ТАСС
Галина Волчек. Фото Владимира Яцины /Фотохроника ТАСС

Галина Борисовна Волчек — российская актриса театра и кино, театральный режиссёр, педагог. Герой Труда Российской Федерации (2017), народная артистка СССР (1989), лауреат Государственной премии СССР 1967 года и Премии Президента Российской Федерации 2002 года. Полный кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством". В историю отечественного театра Галина Волчек вошла как один из основателей театра "Современник" и реформатор советского сценического искусства.

Галина Волчек родилась в Москве 19 декабря 1933 года в семье кинодеятеля Бориса (Бера) Волчека, неоднократного лауреата Сталинских премий, и сценариста Веры Майминой. Сегодня, 19 декабря 2023 года, Галина Борисовна могла бы отметить 90 лет. К сожалению, четыре года назад, 26 декабря 2019 года, она ушла из жизни. Галина Волчек покоится на Новодевичьем кладбище в "артистическом" секторе.

Галина в 1955 году окончила Школу-студию имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР имени М. Горького (курс А. М. Карева). Буквально годом позже Олег Ефремов и молодые выпускники того же учебного заведения, включая Галину Волчек, Евгения Евстигнеева, Игоря Квашу, Олега Табакова организовали Студию молодых актёров, которая спустя довольно долгое время получила название Театр-студия "Современник". Это произошло лишь в 1958 году, после того, как студия громко заявила о себе премьерным нашумевшим спектаклем "Вечно живые".

В основу создания молодёжного театра-студии был положен принцип современности, что впоследствии и нашло отражение в названии. Фактически, молодые и дерзкие работники театра бросали вызов правилам МХАТа, которые считали устаревшими. Удалось это благодаря тому, что на дворе стояла знаменитая "хрущевская оттепель". Олег Ефремов и его единомышленники получили глоток вожделенной для них творческой свободы. Олег Николаевич старался максимально "оживить" героев, приблизить их к зрителям, отчего в спектаклях зашкаливал психологизм; старался воспроизвести и нравственные коллизии, характерные для "обычных" людей. И еще реформаторы отвергли все наследие мировой театральной классики ради произведений ныне живущих на тот момент авторов – Виктора Розова, Константина Симонова и других.

Итак, первым детищем "Студии молодых актёров" стал спектакль "Вечно живые" по пьесе Виктора Розова. Позже на её же основе был снят великий фильм Михаила Калатозова "Летят журавли". Подготовку премьеры пришлось совмещать с работой в других театрах, поэтому репетировали ночами, а показ сделали поздно вечером 15 апреля 1956 года на сцене филиала МХАТ. На спектакль были в основном приглашены студенты. Проект произвел фурор! Публика до утра засиделась в театре, обсуждая постановку. Всем очень понравилось то, что на сцене появились обычные рядовые граждане в экстремальных военных условиях.


Сцена из спектакля "Вечно живые". Фото: ВКонтакте

Также в театре "Современник", уже получившем говорящее название, были поставлены спектакли "В день свадьбы", "Традиционный сбор", "Старшая сестра", "Без креста!", "Чудотворная", "Всегда в продаже. Авторами инсценированных произведений являлись современники – Владимир Тендряков, Василий Аксёнов, Виктор Розов, американец Уильям Гибсон. Это его пьеса "Двое на качелях" стала первой режиссёрской работой Галины Волчек —и снискала такой успех, что "задержалась" в репертуаре театра более чем 30 лет. После этой постановки Волчек несколько лет работала как режиссёр вместе с Олегом Ефремовым. На пару они выпустили спектакли "Без креста!" по повести В. Тендрякова и "Большевики" по пьесе М. Шатрова (1967).

Без театральной классики обойтись не удалось. Современник выпустил свою версию культовой пьесы М. Горького "На дне" и еще одну режиссерскую работу Волчек – "Обыкновенную историю" по роману И. А. Гончарова, за которую она получила Государственную премию СССР, и которая до конца жизни считалась одним из её лучших проектов. Также публика высоко оценила спектакль Галины Борисовны "Три товарища" по одноименному роману Э. М. Ремарка.

Как известно, с окончанием "оттепели" у "Современника" появилось много сложностей. Все чаще спектакли театру стали запрещать. А Олег Ефремов принял приглашение возглавить МХАТ. Он намеревался ввести весь "свой" "Современник" влился в труппу МХАТа на правах филиала. Во МХАТе идея нашла понимание – в отличие от "Современника". Ефремов ушел во МХАТ вместе с частью ведущих актёров труппы "Современника" и репертуарным портфелем. После его ухода обязанности главного режиссёра возложили на избранную труппой художественную коллегию, а директора – на Олега Табакова. Но театр остался без художественного руководителя, и, говорят, только прямое вмешательство министра культуры Екатерины Фурцевой помешало его попросту закрыть. На этом фоне в 1972 году коллектив выбрал Галину Волчек новым главным режиссёром театра. Это оказалось правильное решение.


Галина Волчек. Фото: Евгения Смолянская / РГ

Во время "главного режиссёрства" Волчек Театр "Современник" первым из советских коллективов прорвал культурную "блокаду" между США и нашей страной. Лично Волчек в 1978 году в Хьюстоне поставила спектакль "Эшелон" по пьесе М. Рощина. А в 1990-е годы, когда контакты с Западом стали возможными, Волчек и ее театр активно влились в мировую культурную программу. Так, в 1990 году в Сиэтле на Играх доброй воли были показаны два спектакля режиссера: "Три сестры" А. П. Чехова и "Крутой маршрут" по книге Евгении Гинзбург, матери Василия Аксенова. В 1996-1997 годах "Современник" гастролировал в Нью-Йорке. Это был первый случай после тура Московского Художественного театра 1924 года, когда российская труппа играла на Бродвее. Демонстрировались те же постановки Галины Волчек. За бродвейские гастроли "Современник" получил одну из самых авторитетных наград США в области драматического искусства: премию "Драма Деск", которая традиционно доставалась лишь американским театрам.

Галину Волчек много раз приглашали создавать спектакли в театры Германии, Финляндии, Ирландии, США, Венгрии, Польши и других стран. Также она вела за границей занятия по театральной педагогике, в том числе и в США.

Информация "из другой оперы", но тоже знаковая в своем роде. Галина Волчек — одна из немногих женщин, заседавших в жюри Высшей лиги КВН. Что тоже довольно уникально для театральных режиссеров. Возможно, реформаторское влияние творчества и наследия Галины Волчек на российскую театральную режиссуру еще только предстоит оценить будущим поколениям.

Родной для Волчек театр "Современник" к 90-летию со дня рождения режиссера поставил спектакль "Дальше – сами", основой для которого является собственно биография Галины Борисовны – с тех пор, как она была еще девочкой Галей, и до тех пор, когда стала руководителем театра. Вообще, весь текущей сезон в "Современнике" посвящен юбилею Галины Волчек. Но этот спектакль – специальное "подношение" театра легендарному режиссеру.

Сцена из спектакля "Дальше – сами". Фото: Пресс-служба театра "Современник" / РГ
 
20 декабря, пишет сегодня, 19 декабря, "РГ", публику приглашают на премьеру проекта "Дальше – сами". Автором инсценировки байопика является актер Семен Шомин, режиссером проекта – Иван Комаров. В нем заняты популярные артисты Алёна Бабенко и Иван Стебунов. Девочку Галю играет артистка Виктория Романенко.

Сегодня, в знаковый день, на сцене "Современника" состоится специальный показ этого же проекта. Прямая его трансляция пройдет на портале Культура.рф в 19.00.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
Страсти по Марку. Барочная реконструкция
85 лет со дня рождения Владислава Дворжецкого

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть