Среда, 1 июня, 18:00. Мариинский-2.
Оперная дилогия "Троянцы" Гектора Берлиоза (к 175-летию исторических гастролей композитора в России).
Исполнение оперного гиганта продолжительностью в пять часов — "Троянцев" Гектора Берлиоза — уже само по себе событие. Нынешний спектакль на фестивале "Звезды белых ночей" пройдет под управлением маэстро Гергиева — главного в России апологета творчества французского композитора. В историю музыки Берлиоз вошел как новатор и романтик. Только такой максималист, как он, мог взять в основу оперы сюжет "Энеиды" Вергилия.
"Троянцы" появились на пересечении двух традиций. С одной стороны, это дань восхищения операм великого революционера XVIII века — Кристофа Виллибальда Глюка, продолжение его творений, навеянных античностью. С другой стороны, "Троянцы" в пяти действиях, с хорами и балетами, — настоящая французская большая опера, самый монументальный из романтических оперных жанров, как по числу участников, так и по продолжительности спектакля.
Опера "Троянцы". Фото Наташи Разиной © Мариинский театр
Партитуру оперы "Троянцы" украшают мощные хоры и ансамбли с большим числом участников. На сцене Мариинского театра "Троянцы" были поставлены только в XXI веке. Режиссером и сценографом постановки выступил француз греческого происхождения Яннис Коккос. В стильной и лаконичной сценографии удачно использовано в качестве главного элемента гигантское зеркало: отраженные в нем грандиозные события становятся еще более величественными.
В главных партиях выступают Екатерина Семенчук (Дидона), Алексей Марков (Хореб), Михаил Векуа (Эней), Анна Маркарова (Кассандра), Юрий Воробьёв (Нарбал) и Анна Кикнадзе (Анна).
Среда, 1 июня, 18:00. Концертный зал Мариинского театра.
"Волшебная флейта" Моцарта (ко Дню защиты детей).
Моцартовский зингшпиль исполняется в Мариинке на русском языке. Это оправдано: помимо музыкальных номеров, в опере множество разговорных диалогов, и вникать в сюжетные перипетии гораздо легче, понимая каждое слово. Это не уход от оригинала, а, наоборот, приближение к нему: шедевр, созданный Моцартом и Шиканедером два с лишним столетия назад, был вполне демократичным. В театре "Ауф дер Виден", где состоялась премьера "Волшебной флейты", иностранные оперы тоже шли в переводе на понятный всем немецкий язык.
Опера "Волшебная флейта". Фото Наташи Разиной © Мариинский театр
Демократичность и камерная уютность мариинской "Волшебной флейты" в сочетании с высоким исполнительским мастерством музыкантов придает постановке особое очарование. Певцы могут очутиться буквально на расстоянии вытянутой руки от публики, а зрители — оказаться в гуще событий прямо на сцене.
В спектакле ко Дню защиты детей принимают участие молодые солисты. Царицу ночи будет петь Ольга Пудова, признанная исполнительница этой роли, которая блистала в постановках театров Вены, Парижа, Мюнхена, Турина, Венеции, Рима и Барселоны.
Понедельник, 6 июня, 19:00. Мариинский-2.
Звездный "Дон Карлос" на звездном фестивале (поют Хибла Герзмава, Ильдар Абдразаков, Екатерина Семенчук, Алексей Марков, Нажмиддин Мавлянов).
Х. Герзмава, И. Абдразаков, Е. Семенчук в опере "Дон Карлос". Фото Наташи Разиной © Мариинский театр
"Дон Карлос" — опера больших голосов, больших страстей, больших звуковых и временны́х объемов: словом, настоящая grand opéra. Она и написана была для главной парижской сцены к Всемирной выставке 1867 года. Либретто по драматической поэме Фридриха Шиллера подготовили опытные специалисты в области большой оперы: сначала Жозеф Мери, после его смерти – Камиль дю Локль: на французском языке, в соответствии со стилистикой жанра, с развернутыми массовыми сценами, убийствами, мистикой и балетом. Для постановок на родине композитора "Дон Карлос" был переведен на итальянский и существенно сокращен, в целом же история переделок и редактирования этой оперы охватывает двадцать лет. Сегодня в Мариинском театре идет версия на итальянском языке — в четырех актах; продолжительность вечера — четыре часа.
В спектакле выступит звездный ансамбль солистов, включая приглашенных артистов: Хибла Герзмава поет королеву Елизавету, Ильдар Абдразаков — короля Филиппа II, Нажмиддин Мавлянов — инфанта Карлоса, Алексей Марков — Родриго, а Екатерина Семенчук — принцессу Эболи. Дирижирует Валерий Гергиев.
Вторник, 7 июня, 19:00. Мариинский-2.
"Пиковая дама" с Ольгой Бородиной и Валерием Гергиевым.
На Новой сцене Мариинского театра дают одну из главных опер русского репертуара — "Пиковую даму" Чайковского. В партии Графини можно услышать знаменитую Ольгу Бородину, дирижирует в этот вечер Валерий Гергиев.
Ольга Бородина (меццо-сопрано). Фото Валентина Барановского © Мариинский театр
Народная артистка России и солистка с мировым именем Ольга Бородина относительно недавно перешла к роли Графини — на заре своей карьеры она пела в этой опере Полину и Миловзора. После дебюта, состоявшегося год назад на фестивале "Звезды белых ночей", в новой роли ее увидели также в Венской опере и миланском театре Ла Скала. "Ольга Бородина с ее изысканной культурой исполнения пиано превратила ариетту Графини в элегическую траурную песнь", — сообщает газета Kleine Zeitung.
Певица редкого дарования и красоты голоса, настоящее сокровище мариинской труппы, Ольга Бородина сегодня не так часто выходит на сцену. Спектакль 7 июня дарит возможность встречи с нею. В главных партиях также выступают Татьяна Павловская (Лиза), Михаил Векуа (Герман), Павел Янковский (Томский), Ариунбаатар Ганбаатар (Елецкий).
Опера "Пиковая дама". Фото Наташи Разиной © Мариинский театр
"Пиковая дама" Чайковского — драматургически безукоризненная опера-симфония, сочетающая позднеромантическую сверхэмоциональность, сочные жанровые картины и ностальгическую стилизацию музыки эпохи рококо. Захватывающий музыкально-психологический триллер пронизан темой, мучившей Чайковского всю жизнь, — темой абсолютного зла, являющего себя как фатум.
Воскресенье, 12 июня, 19:00. Понедельник, 13 июня, 19:30. Историческая сцена Мариинского театра.
Балет "Парк" Анжелена Прельжокажа.
Балет "Парк" поставлен французским хореографом Анжеленом Прельжокажем для Парижской оперы в 1994 году. В репертуар труппы Мариинского театра этот спектакль вошел больше десяти лет назад. В нем танцевали и Диана Вишнёва, и Виктория Терёшкина, и Екатерина Кондаурова.
Балет "Парк". Фото Наташи Разиной © Мариинский театр
Садовники в этом "Парке" Прельжокажа наделены властью Амуров — они взращивают любовные пары, готовят главную героиню к первому свиданию, к высвобождению заложенной в ней сексуальности. В этом спектакле хорошо опознаются приметы галантного века, артефакты с полотен Антуана Ватто: кринолины, камзолы, веера, вуали и фривольное любовное настроение, характеризующее эпоху "Опасных связей" и поцелуев украдкой. Музыкальное сопровождение составлено из двух пластов: произведений Моцарта и фонограммы шумов с шорохами, шелестами.
Понедельник, 13 июня в 18:00. Мариинский-2.
Опера "Тристан и Изольда".
Самая метафизическая опера Рихарда Вагнера "Тристан и Изольда" идет в Мариинском театре с 2005 года. В этой смелой постановке режиссер Дмитрий Черняков переосмысляет старинную легенду о Тристане и Изольде и создает на сцене пространство, призванное максимально высветить психологическую составляющую сюжета.
Опера "Тристан и Изольда". Фото Наташи Разиной © Мариинский театр.
Признавая постановку кинематографичной, критики сравнивали ее с авторским кино. Однако космическая музыка Вагнера, воспевающая ночь, месть и смертельную любовь, не оставит равнодушным никого — особенно в исполнении оркестра Мариинского театра с маэстро Валерием Гергиевым за пультом. В спектакле 13 июня состоится сразу два больших дебюта: Татьяна Павловская, которая в своем вагнеровском репертуаре имеет партии Брунгильды, Эльзы и Венеры, готовится спеть Изольду, а Екатерина Сергеева впервые выйдет на сцену в роли Брангены.