Фото: https://www.hitrovka.com/progulkavtemnote
Интересен сам по себе и культурный центр. Ты и впрямь оказываешься под сводами бывших соляных складов XVIII века. Во времена дяди Гиляя (да и раньше) Хитровка была прибежищем каторжан и часто людей без паспорта. Сейчас же, в XXI веке, в самом культурном центре паспорт хитровчанина со знаменитой цитатой “Свой дорогу найдёт, а чужому незачем сюда соваться!” на фоне колоритного обитателя ночлежки выдадут каждому, кто пришёл. Исключением не стала и я. Так и прописалась на Хитровке. Паспорт, конечно, сохранила.
Место моей новой прописки небезынтересное. В полусумеречном пространстве ты вглядываешься в фотографии на стенах – пёстрого народца Хитровки начала XX века, или смотришь на настенные инсталляции – старинные кадры переулков у бывшей Хитровской площади, а то и на портрет молодого ещё Максима Горького. Можешь выпить чашечку кофе в кафе, напитываясь атмосферой старины в предвкушении того, что увидишь дальше.
Команда “ХИТРОВКИ” – учредитель и автор идеи Артем Усовецкий, директор – Екатерина Усовецкая, арт-директор Евгений Худяков и все их друзья, помощники и единомышленники создали камерное, но абсолютно разнообразное по творческим задачам и экспериментам пространство. Одним таким экспериментом стал спектакль молодого режиссёра Ирины Кондрашовой “Прогулка в темноте”.
Режиссёр – не новичок в своём деле. Молодой режиссёр уже работала с проектом “Открытая сцена”, “Центром драматургии и режиссуры” Казанцева и Рощина, Московским театром “Эрмитаж”, Центром им. Вс. Мейерхольда. Были проекты в Орле и Твери, музеем им. А.Н Скрябина.
Фото: https://www.hitrovka.com/progulkavtemnote На создание спектакля Ирину вдохновила картина Марка Шагала
“Прогулка над городом”. И если у знаменитого художника всё же угадывается родной ему Витебск, то в работе Ирины Кондрашовой нет конкретного города, а есть ГОРОД, любой.
Перед зрителем, сидящим в камерном зале в полной темноте, в свете немногочисленных ламп возникает небольшая стол-площадка. На ней выстроился миниатюрный бумажно-картонный город. Сидя под сводами XVIII века, при виде такого игрушечно-крохотного городка, невольно вспоминаешь детство: самодельные шалаши и детскую железную дорогу. Все мы когда-то в такое играли, перемещаясь в далёкие страны и города.
Так и город Ирины Кондрашовой может быть одновременно Москвой, Санкт-Петербургом, Нью-Йорком и Лондоном, Стамбулом и Шанхаем. Он одновременно сказочный и выдуманный, но вместе с тем реальный и современный. Маленькие домики, небоскрёбы и колесо обозрения есть сейчас во многих городах мира, а их звуки сменяют друг друга. Наш же городок наполнен детским плачем, стуком проходящего поезда, рычанием сказочного дракона, мяуканьем кота, новогодней песней Happy New Year. А ещё разрывами петард и звоном бокалов в кафе. Вот, что видит и слышит зритель.
Но это же одновременно со зрителем видят и слышат и за всем наблюдают удивительные человечки – мужчина и женщина. Мужчина сделан из бумажной газеты, женщина же из чёрного полиэтиленового пакета – в руке – маленький бумажный зонтик. Трогательные фигурки в руках актёров Дениса и Ирины Ткачёвых парят над разными городами и эпохами, как герои шагаловской картины. В наш век компьютерных технологий, гаджетов и фотошопа скрупулёзная работа с подручными материалами заслуживает отдельной благодарности. Сюжета в спектакле нет, это прогулка-путешествие. Обилие самых разнообразных звуков и шумов с лихвой даёт волю воображению и самым различным ассоциациям. Звуковое же оформление спектакля скрашивает и скупость цветов (в представлении присутствуют лишь чёрные и белые цвета, не считая жёлтого отсвета ламп). Прогулка получилась немного сумбурная, переносящая зрителя из середины ХХ-го века в начало ХХI-го и наоборот. Но она так напоминает сбивчивую и торопливую жизнь современного человека.