- Действие происходит в современной Норвегии. Тот норвежский, на котором пьеса написана, он и для норвежцев сегодня очень архаичен. Я больше скажу: мы даже не использовали ни один из существующих переводов, а взяли наиболее современный перевод Ольги Дробот и просто на него смотрели, - рассказал Тимофей на пресс-конференции незадолго до премьеры.
Смотрели и создавали свой контент, в котором история Томаса Верле (Павел Поляков) и его друга Мартина (Денис Казанцев) обрастает новыми деталями. Мартин Берг отныне свободный фотограф, который зарабатывает съемками и параллельно тщательно фиксирует на пленку события жизни своей дочери, мечтая создать фильм. Томас Верле так и не простил отца за смерть матери, но не настолько интересуют его незаконные продажи леса, чтобы вмешиваться и разбираться, а вот судьба друга его волнует. Спустя 16 лет, но вдруг начинает волновать. И дочь друга Хильда (Луиза Русанова), особенный ребенок, не умеющий общаться, вдруг принимает его как родного…
Репетиции до последнего проходили в специально снятом лофте, где была выстроена квартира Мартина. В этом лофте компанией "Гамма" снят фильм, который идет на экране за спинами героев. Получается этакий эффект стерео, когда действие происходит одновременно и на сцене и на экране. Картина становится более объемной и создает ощущение некоей предопределенности – как ни пытается Гина (Ирина Кривонос) предотвратить трагедию, ей это не под силу, против судьбы не пойдешь. А что, как не судьба, уже отснятый фильм, в котором давние грехи отцов падают на головы детей? Трагедия семнадцатилетней Гины отзывается на судьбе шестнадцатилетней Хильды. Словно мало, что светлая девочка – аутист, особенный ребенок.
А если предопределено – то все попытки, вся жизнь – лишь иллюзия свободы, жизни и любви. И одной фразы хватает, чтобы разрушить уютный мир.
Тимофей Кулябин сохранил сюжетные линии, но перенес действие пьесы Ибсена в сегодня, в сейчас, сделав ее героями своих ровесников, нынешних тридцати-сорокалетних. Ибсеновский конфликт не просто разыгрывается в современных декорациях, но наполняется современными проблемами и аллюзиями. На первый план выходят не эмоции и привязанности, а потребность человека XXI века быть успешным, признанным социумом, реализовавшимся.
Томас Верле уехал из дома, возненавидев отца за ложь и предательство. И спустя 16 лет его ненависть не прошла, она по-прежнему довлеет над Томасом, определяя его жизнь. Наполняя ее единственным смыслом.
Он возвращается в родной город, а здесь все живут во лжи. Новая любовница отца – Хокона Верле (Андрей Черных) – радостно готовится к свадьбе, преданный и оболганный компаньон Герберт Берг (Владимир Лемешонок) стал унылым стариком и трудится в фирме предателя. А его сын и вовсе женился на бывшей любовнице отца Гине и не подозревает, что воспитывает не свою дочь… Все вокруг ложь, и Томас фанатично не хочет больше с ней смиряться.
Он обязан разрушить иллюзии, рассказать правду – и не важно, что разрушает он целый мир и семью, и не важно, что за 16 лет иллюзия стала реальностью, и люди, живущие в ней, счастливы и спокойны. Счастлив в своем иллюзорном лесу, созданном на чердаке, старик Берг. Да, когда-то он бродил по диким лесам. Но годы прошли, и сегодня ему светло и комфортно в удивительном сплетении зелени на собственном чердаке. Он отказывается ехать в лес на охоту – дома у него свой мир, в котором он благополучен… Но Томас его не слышит, ему для самореализации необходимо победить ложь, которая отравляет его жизнь последние 16 лет… А значит, он будет бороться за правду, не считаясь с потерями. Томас уверен – его друг Мартин должен знать! А о том, что главной пострадавшей станет не его отец и даже не Гина, а "особенная" девочка Хильда, Томас не думает.
И, как всегда, страдают самые уязвимые. Потому что когда иллюзия рассыпается, именно по ним ударяют обломки.
Мартин Берг, узнав, что Гина появилась в его жизни не случайно, и что Хильда не его дочь, не спешит с претензиями к господину Верле. Он отыгрывается на слабейшей из слабых – на дочери. Мартина Берга не волнуют ни дочь, ни отец, ни жена… Ему важно сохранить иллюзию собственной значимости, почувствовать себя не неудачником, а творцом. И единственное, за что он готов бороться – за свой фильм. За те самые съемки, которые изо дня в день вел, наблюдая за Хильдой… "Фильм я вам не отдам" – декларирует Мартин.
Уютный привычный мир ребенка, которому противопоказаны волнения, рассыпается. И фраза ее отца – "у меня нет дочери" – так точно совпадает с выстрелом на чердаке, куда ушла Хильда…