Все фото: официальный сайт Театра Романа Виктюка
Странно было идти на детский спектакль в Театр Романа Виктюка. Толпа детей в тесном гардеробе, родители обменивают зимние комбинезончики на номерки. Маленькие зрители проходят мимо баннеров с фотографиями "Служанок", трагических изломов тел героев "Отравленной туники", недоумённо смотрят на наряды "Несравненной!". А на сцене их ждёт А.С. Пушкин. Точнее, его фантазия и внутренний мир, ведь поэт, как и дети, оказывается в плену у героев собственного произведения. Для них нет границ между сном и явью, сценой и партером, шуткой и серьёзной моралью.
![](/files/255140md2c.jpg)
Что же создаёт такое "мечтательное" впечатление? Синий свет софитов, переливчатые переборы гуслей, надувной дирижабль, сдерживаемый тросами и будто так и спрашивающий "Куда ж нам плыть?.." Чемоданы — значимый символ для русской литературы и театра, но здесь они сопровождают героев не только "мимо острова Буяна к царству славного Салтана", но и в путешествии по воображаемым мирам. Этот спектакль весь наполнен воздухом: во все стороны летят скомканные черновики сказки, Царевна-Лебедь выбегает в своём развевающемся наряде, её волшебные перья возникают то тут, то там, и совершают многочисленные превращения. Этой лёгкости противопоставлены "ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой": трио Владиславы Крюковой, Светланы Гусенковой и Олеси Быкодеровой. Одетые в чёрные платья, контрастирующие с белыми костюмами положительных персонажей, они более походят на шекспировских ведьм, "пузырей земли". Классическое противопоставление добра и зла с помощью белого и черного разбавляется узорчатым нарядом корабельщика, что соответствует его шутовской роли. Интересно, что персонаж Пушкина, сыгранный Кириллом Шендеровым, предстаёт в своём каноничном образе "денди", где, помимо белого и чёрного, мы видим цветной галстук. Таким образом, фигура автора содержит в себе всю цветовую схему спектакля и символически объединяет действие.
![](/files/2551382p48.jpg)
Но как же показать чудеса на сцене? Помогли проекторы, благодаря которым появились и золотые купола заморского града, и удалые 33 богатыря, и полезная для хозяйства белочка. "Центральным" чудом должна была стать Царевна-Лебедь, роль которой исполнила Валерия Энгельс. Звук её голоса делали гулким, будто доносящимся откуда-то издалека. Однако, на мой взгляд, пластика её движений не совпадала с манерой речи, её движения напоминали скорее восторженную девочку, чем чарующую, потустороннюю царевну.
![](/files/25514244ox.jpg)
Сложной режиссёрской задачей было избежать монотонности действия, ведь текст сказки построен на повторах. Стоит учитывать также, что в зале сидят дети, чьё внимание удержать совсем непросто. В ход пошли разнообразные интерактивные вставки: злобная троица вдруг теряла весь свой шекспировский пафос и начинала кидаться бумажками, брызгаться водой. Шалили и другие герои: Гвидон и Салтан "удили рыбу" в зале, играя с маленькими зрителями, будто хозяин с кошкой. Но, наверное, самым "развлекающим" был персонаж корабельщика, сыгранный Алексеем Галкиным. Там, где необходимо было сгладить сходство сюжетных ходов, его герой переключал на себя внимание зрителей трикстерскими выходками, нелепыми положениями.
![](/files/255144n752.jpg)
Можно сказать, что спектакль не окончился, а развеялся подобно сну. Александр Сергеевич очнулся. Зашумели дети. Странно было после синего поэтического полумрака выходить на освещённую дневным, прозаическим светом улицу. Только стоя в шатающемся вагоне метро, понимаешь, почему взрослый Пушкин так любил слушать сказки Арины Родионовны.