Есть такие герои и в моём родном Новосибирске. Один из них – Борис Богатков. Поэт и фронтовик.
Строго говоря, Богатков не был уроженцем Новосибирска, и прожил он там сравнительно недолго, но, как и в случае с известной поэтессой и певицей Татьяной Снежиной, именно столица Сибири стала городом, с которым ассоциируется имя Бориса Богаткова и где его память увековечена в наибольшей степени.
Всем нам знакомо крылатое латинское изречение Inter arma silent Musae, обычно переводимое на русский язык следующим образом: когда говорят пушки, музы молчат. Так вот, в случае с Богатковым получилось иначе – его муза не только не умолкла на фронтах Великой Отечественной войны, но, напротив, приобрела новое звучание, заговорила окрепшим, проникновенным голосом.
Борис Богатков погиб 10 августа 1943 года. В те дни Сибирская дивизия отчаянно штурмовала Гнездиловские высоты под Смоленском. Самые тяжёлые бои шли за 233-ю, самую укреплённую из высот: дважды автоматчики шли в атаку, дважды бешеный огонь прижимал их к земле. И вдруг солдаты увидели, как без каски поднялся сержант Борис Богатков и, скомандовав "Запевай!", пошёл в атаку. И сам всё громче пел свою песню:
Всё, гвардеец, в боях изведай —
Холод, голод, смертельный риск —
И героем вернись с победой
В славный город Новосибирск!
Через мгновение песню подхватили остальные бойцы и с ней ворвались во вражеские траншеи. Борис прыгнул в окоп, и тут ему в спину ударила автоматная очередь… На следующий день вышла листовка о его подвиге, которую солдаты передавали из рук в руки: "Вечная слава гвардейцу, показавшему в бою богатырский дух и непобедимую силу советских патриотов!"
После гибели Богаткова его тетради со стихами переслали в Новосибирск. Его стихи были опубликованы в различных сборниках советской поэзии, а Западно-Сибирское книжное издательство в 1973 году выпустило "Единственную книгу" — сборник стихов и писем Бориса Богаткова. В 2014 году вышло новое издание сборника с рассказами о том, как город чтит память о своём земляке. Посмертно Борис был принят в члены Союза писателей СССР.
Комсомолец, поэт, гвардии старший сержант, командир взвода автоматчиков… Кем только ни успел побывать красивый и одарённый юноша. Посмертно он был награждён орденом Отечественной войны первой степени, а его имя навечно внесено в списки 22-й гвардейской Сибирской дивизии.
Борис Богатков родился 3 октября 1922 года в селе Балахта недалеко от Ачинска. В семье Боря был единственным ребенком. Отец, Андрей Михайлович, был партийным работником и в силу загруженности на работе дома бывал редко. Воспитанием мальчика занималась мать, Мария Евгеньевна, которая в 1931 году тяжело заболела и умерла. С девяти лет мальчика воспитывала сестра его матери, Татьяна Евгеньевна Зыкова, которая жила в Новосибирске и работала в школе. В эту школу и пошёл Борис, и эта же школа сегодня гордо носит его имя.
Школа имени Бориса Богаткова – старейшая из действующих ныне школ города, основана в 1910 году. Фото: Библиотека сибирского краеведения.
Любовь к литературе у Бори проявилась с раннего детства. Огромную роль в этом сыграли его мама и тётя, которые сначала читали ему стихи и сказки, а позднее привили склонность к самостоятельному чтению. С 10 лет Боря взялся за перо – писал стихи на любых клочках бумаги, что попадались под руку. А затем стал посещать кружок молодых поэтов, где сразу обратил на себя всеобщее внимание, привнеся своего героя – пламенного комсомольца и патриота. Его творчество не осталось незамеченным — на всесоюзном конкурсе "Наша Родина" он завоевал вторую премию. Вскоре Борис начал печататься в периодических изданиях. Например, стихотворение "Совершеннолетие", написанное в день его 18-летия, напечатали в "Комсомольской правде", а в журнале "Смена" под рубрикой "Стихи школьников" опубликовали стихотворение "Сквозь ливень" – одно из лучших его произведений:
Мелькнули молнии несколько раз.
Все настойчивей грома удары
Повторяют прохожим приказ:
"Освободить тротуары!"
Старушечка, опуская веки,
Походкой дрожащей
Через улицу спешит к аптеке.
Вошел гражданин в магазин ближайший.
И вот уж, побитый каплями первыми,
Красный флаг, что спокойно висел,
Вдруг, как что-то живое, с нервами,
Весь рванулся навстречу грозе.
С шумом на город, притихший, серый,
Дробясь об асфальт, уходя в песок,
Дождевые прозрачные стрелы
Густо льются наискосок.
После школы Борис Богатков отправился в Москву, где в 1940 году поступил в Литературный институт имени Горького. Учился по вечерам, а днём работал проходчиком на Метрострое. В том же году появляются первые публикации Богаткова, и тогда же на творчество молодого поэта обратил внимание
Алексей Толстой, который сделал его своим персональным стипендиатом.
Кроме поэзии, которая стала главным делом его жизни, Богатков увлекался плаванием, лыжами, лёгкой атлетикой и футболом. Юноша строил планы на жизнь, мечтал сделать как можно больше, но… началась война. Богатков сразу отправился в военкомат и попросился в лётное училище. Но мечте о небе не суждено было сбыться, и тогда Борис отправился добровольцем на фронт. О его настроении в то роковое время красноречиво говорят, например, такие стихи:
Молодость за всё родное биться
Повела ребят в огонь и дым,
И спешу я присоединиться
К возмужавшим сверстникам своим!
А вот ещё строки на ту же тему, написанные прямо перед отбытием на передовую:
Я ж сегодня и прохожим в лица,
И на здания моей столицы
Счастьем переполненный гляжу.
А бойцов дарю улыбкой братской:
Я в последний раз в одежде штатской
под военным небом прохожу!
Правда, воевать Борису тогда пришлось недолго. Осенью 1941 года под Москвой он был контужен, долго лежал в госпитале, после чего услышал вердикт: "К службе в армии не годен". После выписки из госпиталя Богатков вернулся в Новосибирск. Он тяжело переживал происшедшее, рвался назад на передовую и со своим отзывом с фронта так и не смирился. Впрочем, пока он решил бороться с врагом другим оружием – словом.
Главным делом для Богаткова стала работа в "Окнах ТАСС". Борис всегда, особенно в начале своего творческого пути, стремился равняться на Владимира Маяковского и любил повторять: "Если твоя строчка сегодня вдохновила рабочего, если он, прочтя твои стихи, сделал лишний снаряд — ты, поэт, можешь чувствовать себя счастливым". Вскоре его стихи, песни, злые частушки стали появляться в окружной военной газете "Красноармейская звезда", звучали в сатирической радиопередаче "Огонь по врагу". Строчки, выходившие из-под пера Богаткова, тут же становились крылатыми и разносились по всему городу, поддерживая в новосибирцах веру в грядущую победу.
Известно, что любые сравнения условны. Но, говоря о Богаткове, невольно вспоминаешь другого великого поэта – Василия Жуковского, на век которого выпала первая Отечественная война в нашей истории. Горячий патриот, охваченный национально-освободительным порывом, Жуковский в августе 1812 года поступает поручиком в Московское ополчение. Серьёзного участия в боевых действиях ему принять не довелось, но зато его перу принадлежит, пожалуй, один из лучших образцов русской патриотической лирики — стихотворение "Певец во стане русских воинов", написанное в 1812 году.
В январе 1943 года, несмотря на запреты врачей, Богатков вновь отправился на фронт, где его зачислили в 62-й Новосибирский полк командиром отделения. Вскоре он получил звание сержанта Сибирской добровольческой дивизии и возглавил взвод автоматчиков.
На передовой Богатков сдружился с поэтом и журналистом Василием Цехановичем. В минуты затишья они читали стихи и мечтали о будущих книгах. Однажды они услышали, как немецкий солдат наигрывает на губной гармошке знаменитого "Сурка" Бетховена на стихи Гёте. Богаткова это покоробило: как фашистские изверги смеют прикасаться к священному искусству! Тогда же он начал набрасывать одно из своих последних стихотворений, которое не успел закончить. Там были такие строчки: "Стреляй наверняка, но постарайся бетховенскую песню не задеть".
На фронте Борис переписывался со своими новосибирскими друзьями-поэтами, за месяц до гибели он написал письмо Елизавете Стюарт – поэтессе, которую называли "сибирской Ахматовой". В 1955 году Стюарт напишет стихотворение "Бессмертие", посвящённое "герою, солдату, поэту".
В 1972 году в Новосибирске провели конкурс на проект монумента Борису Богаткову, средства на его сооружение молодёжь города собирала на субботниках и воскресниках. Открытие памятника, созданного скульптором Михаилом Меньшиковым, тоже участником Великой Отечественной, состоялось 2 июля 1977 года. В день 35-летия формирования Сибирской добровольческой дивизии собрались ветераны войны, в том числе собратья Богаткова по литературному цеху. Среди них был Василий Цеханович, читавший стихи, посвящённые своему боевому товарищу.
О поэте, мне кажется, лучше всего говорить стихами, хоть и плохими. Поэтому приведу здесь своё стихотворение, посвящённое этому замечательному человеку:
Ты жил средь нас, своей Отчизны верный сын,
И пусть мелькают чередою длинной годы,
Но вот столетие прошло как миг один,
А ты досель остался в памяти народа.
Служил и музам ты, служил на поле брани,
Ты настоящий был поэт и фронтовик.
Твоё наследие сегодня вспоминаем,
До новых подвигов зовущее живых.
Тебя сразила чья-то вражеская пуля,
Прервав навечно молодого сердца стук.
Но сам ты выбрал для себя судьбу такую,
И шум снарядов услаждал твой чуткий слух.
Ты пал в бою, но твоё имя не забыто,
Оно пополнило собой бессмертный полк.
И память эта отливается в граните,
Не наступил чтоб никогда забвенья срок.