Георгий Гаранян был во многих отношениях неординарной, выдающейся личностью. Даже если просто задаться целью перечислить все его звания, регалии и награды, то составление этого весьма обширного перечня займёт немало времени: заслуженный артист РСФСР, народный артист Российской Федерации, член Союза кинематографистов СССР, член Союза кинематографистов России, лауреат Государственной премии Российской Федерации, лауреат премии города Москвы в области литературы и искусства, лауреат множества международных джазовых фестивалей, лауреат ордена "За заслуги перед Отечеством" IVстепени, ордена Почёта, номинант на премию "Грэмми"… Список воистину почти бесконечен. В советское, да и постсоветское время слава Георгия Арамовича была поистине всенародной. Даже люди, далёкие от музыки, знали его имя, так как оно значилось в титрах многих знаковых и любимых народом отечественных кинокартин, к которым Гаранян написал замечательную музыку. Кроме того, Гаранян дирижировал оркестром Госкино, а его саксофон звучал на больших эстрадных и джазовых сценах, и, как ни удивительно, даже в цирке – в 90-е годы некоторое время он был главным дирижером цирка на Цветном бульваре в Москве.
Здесь, кажется, впору говорить о подлинном "феномене Гараняна". Ещё в относительно молодом возрасте его называли "легендой советского джаза", а народная любовь и слава выразилась в характерном прозвище "сакс-символ". Причём высоко ценили Гараняна не только на Родине, но и далеко за её пределами. Например, о советском сакс-виртуозе в самых лестных тонах отзывался известный американский джазмен Уиллис Коновер, который также работал ведущим на радиостанции "Голос Америки". Гаранян встретился с ним в 1969 году, уже будучи в зените своей славы, и за это впал в немилость у советской власти, став невыездным на долгие годы, вплоть до 1978 года. Что ж, по тогдашним советским меркам крамола и впрямь была налицо.
Для Георгия Арамовича музыка в прямом смысле была делом всей его жизни. Собственно, можно сказать, что вся его жизнь прошла под девизом великого французского поэта Поля Верлена – "de la musique avant toute chose", т.е. "музыка прежде всего". Невероятно трудолюбивый и ответственный человек, Гаранян давал в год какое-то немыслимое количество концертов, объездив с ними всю Россию, и в прямом смысле работал до последних дней своей жизни. Как известно, джазмен скончался в 2010 году в Краснодаре, куда приезжал для совместных выступлений с французским композитором Мишелем Леграном. Гаранян был не только выдающимся исполнителем, композитором и дирижёром, создателем легендарного ансамбля "Мелодия", "Московского биг-бэнда" и "Биг-бэнда Георгия Гараняна", но и талантливым педагогом и популяризатором джаза, очень много сделавшим для того, чтобы этот жанр музыки стал популярным в нашей стране. Так, по его учебнику "Основы эстрадной и джазовой аранжировки" до сих пор учатся студенты музыкальных вузов и училищ всей страны. Кстати, об аранжировках: как-то Георгий Арамович признался, что все аранжировки, т.е. переложение музыки для исполнения джазовым оркестром, пишет сам, потому что "их взять негде". Ещё одна деталь, очень многое говорящая об этом человеке: в 2008 году Георгий Гаранян учредил именной Фонд для популяризации джаза иклассической музыки среди детей и молодёжи, а в 2009 году провёл Первый молодежный фестиваль "Играем джаз с Гараняном", в рамках которого на сцену вышли совсем юные музыканты и профессиональные артисты. Нелишне подчеркнуть, что этот фестиваль уже стал доброй традицией и проводится ежегодно 25 января при поддержке Департамента культуры Москвы. И это ещё не считая многочисленных передач, посвящённых джазу, которые Гаранян вёл на радио и телевидении, совместного с оркестром "Виртуозы Москвы" проекта "Джаз в смокингах" и много, много другого. Всего не перечислишь.
Но самое удивительное, что всего этого добился человек, по сути, не имевший профильного музыкального образования.
Гаранян родился в Москве в 1934 году. Его отец, армянин по происхождению, в своё время бежал от геноцида, устроенного этому народу на территории Османской империи. Арам Георгиевич, сам инженер, считал, что сын также должен получить "настоящую профессию", а музыка – это "для души". Насколько можно судить, отец имел на юного Гараняна довольно большое влияние, поэтому в 1952 году, после окончания школы, Георгий поступил в Московский станкоинструментальный институт, по окончании которого приобрёл специальность "инженер-механик широкого профиля". Напрямую по этой специальности Гаранян не работал ни дня, но полученные в институте навыки ему впоследствии всё же пригодились при оборудовании домашней звукозаписывающей студии.
Впрочем, не меньшее значение в жизни Гараняна имела и мать, Вера Петровна, работавшая учительницей и прививавшая сыну любовь к музыке. Именно эта любовь в итоге и пересилила: так в его жизни появились Москонцерт, Молодёжный оркестр Центрального Дома работников искусств под управлением Юрия Саульского, оркестр Олега Лундстрема, эстрадный оркестр Всесоюзного радио Вадима Людвиковского и другие замечательные коллективы. А профильное музыкальное образование Георгий всё же получил, сдав экстерном экзамены для получения диплома дирижёра в Московской Консерватории. Впрочем, многие отмечали, что тому, как играл на саксофоне Гаранян, не учат ни в одной консерватории мира.
Как отмечают многие поклонники и знатоки джаза, те, кто лично знал Георгия Арамовича, главной его чертой была именно любовь к джазу, то ощущение "джазового праздника" и "музыкального счастья", которое он дарил своим слушателям. В армянском языке есть выражение "цавт танем", что примерно переводится как "возьму твою боль". Музыка Гараняна, как и всякая подлинная Музыка с большой буквы, действительно дарила людям столько положительных эмоций, что они хотя бы на время забывали все свои тяготы и невзгоды, а самого маэстро неизменно встречали бурными овациями. Музыка Гараняна жива и будет жить ещё очень долго – по крайней мере, пока у нас будет возможность включить записи его исполнения или, скажем, один из замечательных советских фильмов, к которым он написал музыку, исполнил партию на саксофоне или где звучит музыка в исполнении оркестра под его управлением. А один из таких фильмов, между прочим, мы по традиции смотрим каждый Новый год.