"Другие берега" в Новосибирске
11 сентября 2024
"Днищще". КЦ "Хитровка". Белый зал. Режиссер Артур Марченко.
11 сентября 2024
"Белая лошадь" обошла всех
10 сентября 2024
Фестиваль, объединяющий музыкальные театры
10 сентября 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Легенда джаза. К 90-летию Георгия Гараняна.

Специально для "Ревизора.ru".

Георгий Гаранян. Фото: © РИА Новости / Андрей Старостин
Георгий Гаранян. Фото: © РИА Новости / Андрей Старостин

Честно говоря, мне не часто доводится писать о музыке и музыкантах, но вдвойне приятно делать это по такому замечательному поводу – к 90-летию со дня рождения Георгия Арамовича Гараняна (1934 – 2010), выдающегося отечественного джазового саксофониста, композитора и дирижёра.

Георгий Гаранян был во многих отношениях неординарной, выдающейся личностью. Даже если просто задаться целью перечислить все его звания, регалии и награды, то составление этого весьма обширного перечня займёт немало времени: заслуженный артист РСФСР, народный артист Российской Федерации, член Союза кинематографистов СССР, член Союза кинематографистов России, лауреат Государственной премии Российской Федерации, лауреат премии города Москвы в области литературы и искусства, лауреат множества международных джазовых фестивалей, лауреат ордена "За заслуги перед Отечеством" IVстепени, ордена Почёта, номинант на премию "Грэмми"… Список воистину почти бесконечен. В советское, да и постсоветское время слава Георгия Арамовича была поистине всенародной. Даже люди, далёкие от музыки, знали его имя, так как оно значилось в титрах многих знаковых и любимых народом отечественных кинокартин, к которым Гаранян написал замечательную музыку. Кроме того, Гаранян дирижировал оркестром Госкино, а его саксофон звучал на больших эстрадных и джазовых сценах, и, как ни удивительно, даже в цирке – в 90-е годы некоторое время он был главным дирижером цирка на Цветном бульваре в Москве.

Здесь, кажется, впору говорить о подлинном "феномене Гараняна". Ещё в относительно молодом возрасте его называли "легендой советского джаза", а народная любовь и слава выразилась в характерном прозвище "сакс-символ". Причём высоко ценили Гараняна не только на Родине, но и далеко за её пределами. Например, о советском сакс-виртуозе в самых лестных тонах отзывался известный американский джазмен Уиллис Коновер, который также работал ведущим на радиостанции "Голос Америки". Гаранян встретился с ним в 1969 году, уже будучи в зените своей славы, и за это впал в немилость у советской власти, став невыездным на долгие годы, вплоть до 1978 года. Что ж, по тогдашним советским меркам крамола и впрямь была налицо.

Для Георгия Арамовича музыка в прямом смысле была делом всей его жизни. Собственно, можно сказать, что вся его жизнь прошла под девизом великого французского поэта Поля Верлена – "de la musique avant toute chose", т.е. "музыка прежде всего". Невероятно трудолюбивый и ответственный человек, Гаранян давал в год какое-то немыслимое количество концертов, объездив с ними всю Россию, и в прямом смысле работал до последних дней своей жизни. Как известно, джазмен скончался в 2010 году в Краснодаре, куда приезжал для совместных выступлений с французским композитором Мишелем Леграном. Гаранян был не только выдающимся исполнителем, композитором и дирижёром, создателем легендарного ансамбля "Мелодия", "Московского биг-бэнда" и "Биг-бэнда Георгия Гараняна", но и талантливым педагогом и популяризатором джаза, очень много сделавшим для того, чтобы этот жанр музыки стал популярным в нашей стране. Так, по его учебнику "Основы эстрадной и джазовой аранжировки" до сих пор учатся студенты музыкальных вузов и училищ всей страны. Кстати, об аранжировках: как-то Георгий Арамович признался, что все аранжировки, т.е. переложение музыки для исполнения джазовым оркестром, пишет сам, потому что "их взять негде". Ещё одна деталь, очень многое говорящая об этом человеке: в 2008 году Георгий Гаранян учредил именной Фонд для популяризации джаза иклассической музыки среди детей и молодёжи, а в 2009 году провёл Первый молодежный фестиваль "Играем джаз с Гараняном", в рамках которого на сцену вышли совсем юные музыканты и профессиональные артисты. Нелишне подчеркнуть, что этот фестиваль уже стал доброй традицией и проводится ежегодно 25 января при поддержке Департамента культуры Москвы. И это ещё не считая многочисленных передач, посвящённых джазу, которые Гаранян вёл на радио и телевидении, совместного с оркестром "Виртуозы Москвы" проекта "Джаз в смокингах" и много, много другого. Всего не перечислишь.

Но самое удивительное, что всего этого добился человек, по сути, не имевший профильного музыкального образования.

Гаранян родился в Москве в 1934 году. Его отец, армянин по происхождению, в своё время бежал от геноцида, устроенного этому народу на территории Османской империи. Арам Георгиевич, сам инженер, считал, что сын также должен получить "настоящую профессию", а музыка – это "для души". Насколько можно судить, отец имел на юного Гараняна довольно большое влияние, поэтому в 1952 году, после окончания школы, Георгий поступил в Московский станкоинструментальный институт, по окончании которого приобрёл специальность "инженер-механик широкого профиля". Напрямую по этой специальности Гаранян не работал ни дня, но полученные в институте навыки ему впоследствии всё же пригодились при оборудовании домашней звукозаписывающей студии.

Впрочем, не меньшее значение в жизни Гараняна имела и мать, Вера Петровна, работавшая учительницей и прививавшая сыну любовь к музыке. Именно эта любовь в итоге и пересилила: так в его жизни появились Москонцерт, Молодёжный оркестр Центрального Дома работников искусств под управлением Юрия Саульского, оркестр Олега Лундстрема, эстрадный оркестр Всесоюзного радио Вадима Людвиковского и другие замечательные коллективы. А профильное музыкальное образование Георгий всё же получил, сдав экстерном экзамены для получения диплома дирижёра в Московской Консерватории. Впрочем, многие отмечали, что тому, как играл на саксофоне Гаранян, не учат ни в одной консерватории мира.

Как отмечают многие поклонники и знатоки джаза, те, кто лично знал Георгия Арамовича, главной его чертой была именно любовь к джазу, то ощущение "джазового праздника" и "музыкального счастья", которое он дарил своим слушателям. В армянском языке есть выражение "цавт танем", что примерно переводится как "возьму твою боль". Музыка Гараняна, как и всякая подлинная Музыка с большой буквы, действительно дарила людям столько положительных эмоций, что они хотя бы на время забывали все свои тяготы и невзгоды, а самого маэстро неизменно встречали бурными овациями. Музыка Гараняна жива и будет жить ещё очень долго – по крайней мере, пока у нас будет возможность включить записи его исполнения или, скажем, один из замечательных советских фильмов, к которым он написал музыку, исполнил партию на саксофоне или где звучит музыка в исполнении оркестра под его управлением. А один из таких фильмов, между прочим, мы по традиции смотрим каждый Новый год.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Позор без срока давности. Иосиф Бродский и его процесс.
"Другие берега" в Новосибирске
"Днищще". КЦ "Хитровка". Белый зал. Режиссер Артур Марченко.

В Москве

Модный маркет и ярмарку НКО откроют на форуме-фестивале "Москва 2030"
С 27 июля в Москве на ВДНХ состоится VII Международный фестиваль искусств "Вдохновение"
В Москве начала работу платформа для сбора идей по развитию культурной жизни столицы
Новости ВСЕ НОВОСТИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть