"Главную нашу сегодняшнюю благодарность я хочу выразить Михаилу Леонидовичу Анчарову…"
15 апреля 2024
"Удивительно вкусно, искристо и остро": какими топосами славится русское немое кино. Часть 1.
15 апреля 2024
Леди Макбет из панелек…
14 апреля 2024
Пуританская честь и отрезанная голова
13 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

8 ноября стартовала многосерийная историческая драма "Седьмая симфония"

Премьера состоялась на телеканале "Россия"

Кадр из фильма. Фото: телеканал "Россия"
Кадр из фильма. Фото: телеканал "Россия"

Многосерийная историческая драма "Седьмая симфония" - это пронзительная человеческая история об одном из самых вдохновляющих и невероятных эпизодов Великой Отечественной войны, когда весь мир, затаив дыхание, услышал великую музыку из блокадного Ленинграда. Главные роли в сериале исполняют: Алексей Гуськов, Елизавета Боярская, Алексей Кравченко, Наталья Рогожкина, Тимофей Трибунцев, Виктория Толстоганова, Лидия Вележева, Янина Студилина, Борис Смолкин и Игорь Ясулович. Режиссер картины - Александр Котт.

В Ленинграде весной 1942 года после первой блокадной зимы дирижер Большого симфонического оркестра радиокомитета получает важное правительственное задание – исполнить в осажденном городе Седьмую симфонию Шостаковича. Это кажется невозможным – от оркестра осталось несколько музыкантов: кто-то умер от голода, кто-то ушел на фронт, а кто-то пропал без вести. Но концерт должен состояться и прогреметь на весь мир, чтобы и друзья, и враги услышали: "Ленинград жив!". В помощь руководителю оркестра Карлу Элиасбергу (Алексей Гуськов) откомандирован сотрудник НКВД Анатолий Серегин (Алексей Кравченко). Но еще до этого приказа судьба лейтенанта Серегина, потерявшего всю семью во время налета, пересекается с судьбой Элиасберга: именно Серегин руководит задержанием и арестом жены дирижера. Несмотря на взаимное недоверие и полное неприятие друг друга, дирижер и лейтенант должны совершить невозможное: вместе найти в блокадном городе недостающих исполнителей и обеспечить премьеру Седьмой Ленинградской симфонии. В фильме переплелись судьбы ленинградцев и защитников города, всех, кто сражался с врагом во имя любви и надежды.
 
Режиссер и соавтор сценария Александр Котт отметил: "Эту историю мне рассказал Алексей Гуськов. Мне всегда казалось, что я много знал про Седьмую симфонию Шостаковича и про ее исполнение в Ленинграде летом 1942-го года. Но, как выяснилось после его рассказа, я не знал ничего… Наш фильм – это история не про Шостаковича и не про то, как он писал симфонию. Наш фильм про людей, которые ее исполняли. История про Карла Элиасберга, скромного и одновременно амбициозного, одержимого музыкой дирижера, которому было поручено собрать оркестр. Собрать восемьдесят профессиональных музыкантов после первой блокадной зимы в Ленинграде – это уже подвиг. Оркестр – это не просто люди, сидящие каждый по отдельности за своим инструментом, это единый организм, одно дыхание. Люди в оркестре сыгрываются годами, а тут надо было быстро собраться, отрепетировать и исполнить так, чтобы весь мир запомнил и понял, что город жив".  


Кадр из фильма. Фото: телеканал "Россия"

Над сценарием работала большая команда авторов: Алексей Караулов, Наталья Назарова, Александр Котт, Зоя Кудря, а также Георгий Кесоян и Семен Воронин.

Режиссер Александр Котт отметил: "У этой истории нет литературной основы: работая над сценарием, мы изучали документальные источники, опирались в основном на них. На съемках нас консультировал историк из Петербурга, который хорошо знает тему блокадного Ленинграда. Его задача была не допустить искажения и передергивания фактов и событий. В нашем фильме существует художественная правда, а не художественный вымысел. В картине есть реальные герои, про которых мы рассказываем, исходя из фактов их биографий. К примеру, о дирижере Карле Ильиче Элиасберге знаем больше, чем об остальных, потому что лично встречались с его родственниками. Но в картине преобладают собирательные образы, в основе которых – истории реальных музыкантов из оркестра. Мы вносили некие изменения в их биографии, поэтому их фамилии – вымышленные".

Съемки "Седьмой симфонии" проходили в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Декорации блокадного города были развернуты в самом центре – возле Казанского Собора и Академии художеств, на улицах и набережных, в парадных. В один из съемочных дней площадь перед Казанским была огорожена и "засажена" сначала ростками капусты, потом их заменили на кочаны (в годы блокады люди прямо на площадях выращивали овощи). В трамвайном депо снимали сложную сцену бомбежки; на территории рыбзавода в Новой Ладоге были построены деревянный пирс и декорации нескольких зданий, которые были взорваны в сцене налета немецкой авиации. В 50 километрах от города снимали лесную натуру и болото, в которое попадает лейтенант Серегин (Алексей Кравченко). Здесь же был развернут военный лагерь, вырыты окопы, построены блиндажи и укрытия.
 
Сцену легендарного концерта, во время которого исполнялась Седьмая симфония, снимали там же, где он состоялся в 1942 году – в Большом зале филармонии. В санкт-петербургской филармонии, старейшей в России, интерьер в целом сохранился, но креслам художники возвращали вид, аутентичный военным годам.


Кадр из фильма. Фото: телеканал "Россия"

"Конечно, съемки массовых, батальных сцен – это всегда процесс непростой, но поскольку в Санкт-Петербурге достаточно подходящей натуры, снимать там – одно удовольствие: много чего сохранилось с военных времен – дворы, улицы, набережные... Город изменился, но островки того времени остались", - отметил режиссер Александр Котт 

Художник-постановщик Сергей Иванов добавил: "Главное отличие нашей картины от других фильмов о блокадном Ленинграде в том, что мы показываем город в основном в весенний и летний периоды. В летних видах есть какой-то просвет, проблеск надежды, не так все ужасающе выглядит, как зимой, когда холод и голод воспринимаются острее. Надеюсь, нам удалось создать свою атмосферу и какой-то особый, светлый мир в этой картине". 

 Исполнительница одной из главных ролей Елизавета Боярская рассказала: "Для меня, как для каждого ленинградца или петербуржца, эта история особенная, очень личная, очень болезненная. Потому что нет ни одной семьи, которой бы не коснулась блокада. Когда участвуешь в таком важном и ответственном проекте, хочется рассказать о тех событиях максимально честно, с уважением и пиететом, действительно вложить в это часть своего сердца".

Дата премьеры Седьмой симфонии Шостаковича в Ленинграде была выбрана не случайно: есть сведения, что на 9 августа 1942 года приказом Гитлера был назначен парад победителей на Дворцовой площади. Офицерам Вермахта даже раздавали пригласительные на торжественный банкет в ресторане гостиницы "Астория", которую, как говорили ленинградцы, ради такого случая фашисты не бомбили. Как вызов врагу, именно на этот день в Большом зале Ленинградской филармонии и был объявлен исторический концерт – впервые в Ленинграде звучала Седьмая симфония Шостаковича. В день премьеры симфония транслировалась по радио. Из уличных громкоговорителей ее слушали жители Ленинграда и его защитники. Концерт длился 80 минут. Командующий фронтом Леонид Говоров вместе с дирижером Элиасбергом тщательно измерил время, необходимое, чтобы слушатели могли спокойно попасть в филармонию и потом разойтись по домам. Два часа и двадцать минут продолжалась артиллерийская операция "Шквал" – беспримерный по мощи обстрел авиации врага. Ни одна бомба не помешала легендарному исполнению Седьмой симфонии.

Кадр из фильма. Фото: телеканал "Россия"

Музыка пронизывает весь проект: в каждой серии звучат фрагменты из Седьмой симфонии Шостаковича, а также произведений Баха и других композиторов. Специально для фильма композитор Юрий Потеенко написал оригинальную закадровую музыку, которая сопровождала главных героев на улицах блокадного города.
 
"80 процентов нашего фильма – это звучание Седьмой симфонии. В начале ее пытаются сыграть двенадцать полуживых людей, но в процессе репетиций она преображается, обретает силу и в конце становится монументальным музыкальным произведением, которое исполняют 80 человек. В массовых сценах, в которых фигурирует Большой симфонический оркестр Ленинграда, участвовали настоящие музыканты из оркестра Михайловского театра Санкт-Петербурга. Надо сказать, у музыкантов есть особые жесты, движения пальцев, они по-своему говорят, ходят, ведут себя. И я тщательно следил за этими вещами, мы вносили коррективы в сценарий, чтобы все выглядело правдиво и достоверно", - отметил композитор картины.
 
Исполнители главных ролей в многосерийном фильме "Седьмая симфония" играют на своих музыкальных инструментах в кадре самостоятельно. Музыкальное образование помогло Елизавете Боярской профессионально исполнить партию флейты, а Наталье Рогожкиной – партию фортепьяно. Но не всем так повезло: Лидии Вележевой пришлось осваивать навыки игры на гобое с нуля, а Тимофею Трибунцеву специально для съемок брать уроки игры на альте у солистки оркестра им. Чайковского. Для Алексея Гуськова роль дирижера не первая в карьере: он уже играл руководителя оркестра во французско-русской картине "Концерт". Перед съемками сериала "Седьмая симфония" Гуськов три месяца оттачивал дирижерские приемы с композитором Юрием Потеенко.

Дарья Коныжева (скрипачка Туся Черникова): "Я закончила музыкальную школу по классу скрипки, но последние пять лет, когда бабушка просила меня поиграть, я ей отвечала: "Бабушка, отстань!". Она была счастлива, что ради роли я, наконец, это сделала. У меня было много времени на подготовку: был карантин, и месяца три-четыре я жила этой ролью, достала скрипку, ноты, начала разучивать Седьмую симфонию, прорабатывала свои сцены. Но на площадке я стеснялась, ведь играю не очень хорошо. Мне специально мазали мылом смычок, чтобы инструмент не извлекал звуков, потому что, когда я промахивалась мимо нот, у меня инстинктивно кривилось лицо, было стыдно. В финальной сцене, когда оркестр исполнял Седьмую симфонию, чувства были невероятные, сильные, когда ты плачешь, потому что происходит полное попадание в момент, как будто оказался там, в блокадном августе 1942 года. У меня были потрясающие, открытые партнеры, у нас был прекрасный режиссер, который очень трепетно относился к проекту и четко знал, чего он хочет, надо было просто безоговорочно ему довериться. И мы вместе обсуждали сцены, что-то постоянно придумывали".
 
Репетиции оркестра радиокомитета проходили в знаменитом Доме Радио, откуда кроме зимы 1941-42 года шли трансляции живой музыки. И все время блокады отсюда звучали голоса радиожурналистов, писателей и поэтов. Одним из них был голос Ольги Федоровны Берггольц – поэтессы, которую назвали музой блокадного Ленинграда.
 
Актеры, снявшиеся в фильме, рассказали о своих ролях и работе в картине.
  
Алексей Гуськов (Карл Элиасберг, дирижер Большого симфонического оркестра (БСО) Ленинградского радиокомитета):
"В этой истории совершенно невероятное переплетение судеб, переплетение жизней. Дирижер Карл Элиасберг был абсолютно человеком искусства, ничего другого не понимал. Готовясь к съемкам, я читал воспоминания о нем Евгения Светланова и других дирижеров, мы с режиссером Сашей Коттом даже ездили в гости к племянницам Элиасберга, которые хорошо помнили дядю и поделились своими воспоминаниями. Часто цитируемая фраза Мстислава Ростроповича: "Между жизнью и смертью нет ничего, кроме музыки" – это самая точная из характеристик, которые я могу дать своему герою. Мне кажется, подвиг Элиасберга незаслуженно недооценен. Хочется, чтобы как можно больше людей узнали о нем, и низко поклонились ему в ноги".
 
Елизавета Боярская (Вера Преображенская, флейтистка БСО):
"Моя героиня – персонаж вымышленный. Вера пережила страшную трагедию в начале войны, и не видит смысла жить дальше, обожжена и раздавлена горем. Война была безжалостна ко всем, никого не щадила. Но Веру спасает и возвращает к жизни любовь и, конечно, музыка. Наш фильм именно про спасение души, когда музыка оказывается сильнее самых страшных событий, и для многих людей в печальные минуты их жизни становится единственным спасением".
  
Наталья Рогожкина (Надежда Бронникова, жена Элиасберга, пианистка БСО):
"Мне кажется, главная характеристика моей героини – она очень красивый человек. Для меня важно и ценно было доверие, которое возникло ко мне, как к актрисе, когда меня пригласили на эту роль. Надеюсь, я смогла сделать ее достойно замыслу. Я благодарна за возможность поучаствовать в этой масштабной человеческой истории – столь же красивой, сколько и трагичной".

   
Дарья Коныжева (Туся Черникова, скрипачка БСО):
"Моя героиня, не осознавая последствий, совершает ужасный поступок, за который потом расплачивается, испытывая огромное чувство вины перед человеком, которого боготворит. Она максимально себя уничтожает, специально погружается в ад для музыканта – идет работать на завод. Туся и представить себе не могла, что сможет вернуться в оркестр, после того, что натворила. Но это происходит! Возвращение в оркестр вытаскивает ее с самого дна, куда она себя осознанно отправила".
 
 Лидия Вележева (Екатерина Прудникова, гобоистка БСО, глава парторганизации радиокомитета):
"Моя героиня Екатерина Прудникова в силу своей должности – человек сильной воли, но с неустроенной женской судьбой. Гобой, на котором я играю, очень сложный инструмент. Мне было важно сделать так, чтобы зритель поверил, что я умею играть на нем. Я училась правильно держать инструмент, расставлять пальцы, делать вдох и выдох, не фальшивить и правильно передавать настроение. И мне было очень приятно, что мои партнеры помогали мне в этом. Вообще, несмотря на такую сложную тему, у нас была очень светлая атмосфера на площадке. За время съемок мы действительно стали настоящим оркестром, одним целым. Наше кино сделано очень деликатно и тонко, с уважением к каждому персонажу. Каждый их них прошел свой путь к исполнению Седьмой симфонии, который был полон боли, потерь и страданий.  Нам хотелось, чтобы люди узнали имена тех, кто, может, и не держал оружия, и не был на передовой, но при этом совершил равноценный подвиг".
  
Алексей Кравченко (Анатолий Серегин, лейтенант НКВД):
"Когда Алексей Гуськов прислал мне сценарий, я прочитал его запоем. Читал и не верил своим глазам, что мне такой подарок достался. Мой герой, как нормальный гражданин своей страны, мечтает пойти на фронт, но начальство его не отпускает, потому что он нужен здесь, в осажденном городе. Он получает задание собрать музыкальный коллектив, хотя не любит музыку, не понимает ее и считает, что это глупое, пустое занятие, когда страна воюет, пиликать на каких-то инструментах. Но приказ есть приказ, и он намерен выполнить его во что бы то ни стало. В процессе фильма Серегин сильно меняется, открывается с неожиданной стороны".  

 Янина Студилина (Лида Клейман, певица Ленконцерта):
"Моя героиня – настоящая, сильная и одновременно хрупкая женщина. В фильме есть сцены, когда она поет солдатам, которые уходят на фронт и, возможно, эта песня – последнее, что они услышат. От одной этой мысли у меня были мурашки по коже. Вопрос жизни и смерти стоял перед героями этой истории каждую минуту, но они продолжали жить, любить. Когда не знаешь, сколько еще проживешь, поступаешь так, как подсказывает сердце".
  
Виктория Толстоганова (Ольга Берггольц, поэтесса):
"Я играю поэтессу Ольгу Берггольц, ее называли музой блокадного Ленинграда, голосом осажденного города. Каждый день она выступала по радио, стараясь дать ленинградцам надежду и веру в спасение, читала стихи, призывала людей быть сильнее смерти, продолжать жить, бороться и побеждать. Не представляю, откуда она сама брала силы. Как и все ленинградцы, Берггольц сидела на голодном пайке и от истощения была на грани смерти. Но от эвакуации отказывалась, даже после того, как умер муж. Она – олицетворение мужества, стойкости и, конечно, героизма, великой любви к людям. Для меня очень важно прикоснуться к этой судьбе".

Ранее Ревизор.ru рассказывал, что летчик Василий Литвинов был в числе "первооткрывателей" полетов над Ладогой в блокадный Ленинград. Именно ему доверили ответственную миссию: в мае 1942 года Василий Семенович совершил спецрейс Куйбышев – Ленинград и доставил в блокадный город партитуру Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. На партитуре композитор начертал: "Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду посвящаю свою 7-ю симфонию". О подвигах гражданских автаторов авиакомпания "Россия" и Независимый профсоюз актеров театра и кино подготовили короткометражный фильм для трансляции на бортах воздушных судов. Фильм продолжительностью около 15 минут можно посмотреть по ссылке. Также материал о короткометражной ленте и сам фильм доступны здесь.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Главную нашу сегодняшнюю благодарность я хочу выразить Михаилу Леонидовичу Анчарову…"
"Удивительно вкусно, искристо и остро": какими топосами славится русское немое кино. Часть 1.
Леди Макбет из панелек…

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть