Пресс-кит фильма "Легенды Орленка"
9 августа 2022
В Тольятти открылся уникальный эко-парк по проекту местных жителей
8 августа 2022
Лучше синица в руках, чем журавль в небе: о спектакле "Баба Шанель" в Московском Театре Луны
8 августа 2022
Прогулка по цехам: музыкальная переквалификация
7 августа 2022

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Умная российская комедия. Роман Каримов

"Ревизор.ru" знакомит своих читателей с отечественными режиссерами комедийных фильмов.

Роман Каримов. Фото: kino-teatr.ru
Роман Каримов. Фото: kino-teatr.ru

Российские комедии имеют огромный зрительских успех. Комедия возникает перед зрителем в виде сериала (“Полицейский с рублевки. Новогодний беспредел”, "Беспринципные", "Вампиры средней полосы", "Последний министр", "Домашний арест", "Ольга" и другие) или детского блокбастера (“Последний богатырь”, 2017). Поджидает на новогодних каникулах (серия “Ёлки”, 2010-2021). Подчас критикуется за сортирный юмор (“Женщины против мужчин”, 2015), агрессивность (“Непосредственно Каха”, 2020) или просто лишенный шуток сценарий (“(Не) идеальный мужчина”, 2019). Но за фильмами-событиями, кассовыми гигантами (“Холоп”, 2019) и громкими провалами (“Взломать блогеров”, 2016), скрывается огромный мир российского юмора: от алко-триповых “Горько” (2013) и “Корпоратива” (2014) до метафорических притч вроде “Человека из Подольска” (2020) и “Москвы не бывает” (2020). "Ревизор.ru" рассказывает об одном из создателях авторских российских комедий, мейнстримных и периферийных, но точно самобытных и смешных.

Роман Каримов

Будущий режиссер родился в Уфе в 1984 году. Золотой медалист, он решил отложить творческие амбиции и поступил в московский МЭСИ (ныне — часть РЭУ им. Плеханова) на юриста-финансиста. Однако окончательно от креативной стези Каримов не отказался: вначале работал вечерним диджеем, затем уехал в Лондон, где со временем устроился на канал Viasat и начал делать трейлеры для BBC. Через пару лет Каримов вернулся в Россию, приступил к созданию рекламы, клипов, а затем и короткометражного кино. В 2008 вновь перебрался в Москву. Там Роман нашел продюсеров, готовых выделить сто тысяч долларов на полнометражный дебют: им стал фильм “Неадекватные люди” (2010).

Романтическая комедия об отношениях тридцатилетнего Виталия (Илья Любимов) и школьницы Кристины (дебют Ингрид Олеринской) остается самым высоко оцененными фильмом Каримова на “Кинопоиске”. Он — житель Серпухова, переехавший в Москву за новой жизнью и работающий в женском журнале, она — завтрашняя выпускница и бунтарка. Жизнь сводит просто: герои оказываются соседями по лестничной клетке. За Кристиной ухаживают сверстники, Виталий не может избавиться от внимания начальницы. Романтической, в принципе, комедия станет только в конце, а пока Виталий и Кристина помогают друг другу найти себя в жизни: девушка с напором до бестактности, мужчина скорее как старший товарищ. Помогает их отношениям Павел (Евгений Цыганов) — психиатр со странностями, который и сагитировал Виталия переехать.


Кадр из фильма "Неадекватные люди" (2010). Фото: my.mail.ru

Каримов наделил все характеры одной общей чертой: интеллектуальным сарказмом. Пулеметные диалоги — безусловный козырь фильма, они лиричны, нередко полны философии, а главное — очень смешные. История взросления здесь перемешивается с экзистенцией городского человека, любовь с тоской, а признания с забавными переругиваниями. Каримов бросает героев в водоворот мелодраматических конфликтов — с начальством ли, с родителями, с товарищами или второй половинкой — так, что каждый зритель найдет что-то для себя. И, конечно, задумается: “А может и я — неадекватный человек?”.

После “Неадекватных людей” Роман Каримов написал и снял не совсем удачную комедию “Вдребезги!” (2011). В многофигурной криминальной истории, разделенной на три новеллы, режиссер сместил акцент с диалогов на визуальную комедию положений, но черный юмор зрителям не зашел, а реплики персонажей, в сравнении с дебютом, и вовсе разочаровали.

Каримов руки опускать не стал и взял жанровый реванш. В 2014 вышла новая криминальная комедия “Всё и сразу”, на этот раз своего зрителя нашедшая. Тима и Дэн — провинциальные гопники-лентяи, мечтающие о синекуре и быстрых деньгах. Судьба дает возможность: ребятам нужно ограбить подставного наркокурьера, отдать добычу боссу и получить свой барыш. Курьер внезапно выбывает из строя, сраженный локтем в челюсть, и вместо него на дело едет Иван, только что пришедший из армии и ничего о договоренности не знающий… “Все и сразу” — жанровый перевертыш: пацанско-мордобойный фильм об ограблении со временем переходит в драму о провинции. Выбранный Каримовым жанр трагикомедии позволяет ему оформить следующий посыл: тем, кто хочет всё и сразу, может не достаться ничего.


Кадр из фильма "Чёрная вода". Официальный тизерный трейлер. Фото: YouTube

Взяв своё от криминального кино, Каримов решил поэкспериментировать с хоррором. “Черная вода” (2015) рассказывала о злоключениях трех молодых людей в маленькой деревне, которые решили пожить на местном заброшенном корабле, овеянным дурной славой. Жанровый микс: есть тут место и ужасам, и любовной драме, и психологическому триллеру, — зрителю не понравился, на данный момент фильм обладает худшим рейтингом в фильмографии режиссера. Впрочем, защитники ленты верно указывают на обман зрительских ожиданий. Фильмам Каримова часто не везет с промоушеном: как продюсеры (по каким-то своим соображениям) рекламировали трагикомедию “Все и сразу” как кино про разборки и парней с района, так и на этот раз редуцировали мультижанровый авторский фильм в сеттинге триллера до банального ужастика. Как итог, зрители получили не то, что ожидали, и это повлияло на их мнение о картине. Забегая немного вперед, отметим: довольно свободолюбивый бунтарь Каримов (чего только стоят некоторые его сентенции в интервью), на “продюсерские игры” согласился и, по собственному признанию, позже упаковывал оригинальный сценарии как сиквелы.

После “Черной воды” режиссер вернулся к истокам. “Гуляй, Вася!” (2016) соединила каримовский мелодраматизм и диалоги с традиционными для российской комедии положений попойками, сексуальностью и залихватским сюжетом. Митя (Ефим Петрунин) случайно делает предложение девушке, забыв как-то сообщить, что женат. Теперь ему нужно получить развод от стервозной Васи (Любовь Аксенова), с которым давно не живет. Однако Вася не может просто так отпустить мужа. Во-первых, ей нужно познакомиться с его новой невестой, и, во-вторых, сойтись с другом Васи Пашей (Борис Дергачев), который, правда, тоже женат. Вместо настоящей невесты Митя представляет Васе Настю (Софья Райзман) — барменшу, с которой недавно познакомился. Но здесь новая проблема: Настин парень Макс (Роман Курцын) — боксер, который не прочь “прописать” Мите за его план. Со временем все герои собираются на вечеринке, где будут очень непросто, но очень смешно выяснять отношения.


Кадр из фильма "Гуляй, Вася!". Фото: ruskino.ru

В “Гуляй, Вася!” Каримов снова создал мини-энциклопедию человеческих взаимоотношений. В отличие от “Неадекватных людей” основное действие здесь разворачивается не в Москве, а в провинции. К тому же набор межличностных конфликтов смещен в сторону отношений мужчины и женщины: девушки, подруги, будущей или бывшей жены. Персонажи Каримова, оставаясь архетипическими: богатая зазнайка, тупой качок, тихий мямля, — позволяют ему в комичной форме раскрыть многообразие любви: новой и старой, страстной и проверенной временем, подлинной и кажущейся, искренней и лукавой. Возможно, в этот раз Каримов обернул нравственный посыл в слишком толстый слой комедийности. Однако притязательный зритель все равно до него доберется. А уж посмеяться получится с подходом любой глубины изысканий.

В 2018 году Роман Каримов снова неудачно поэкспериментировал с формой. Скринлайф-комедия “Днюха!”, спродюсированная крестным отцом этого приема, Тимуром Бекмамбетовым, не понравилась ни зрителям, ни критике. В том числе потому, что самого каримовского почерка в фильме осталось мало. После “Днюхи!” режиссер решил вернуться к старым сюжетам. Сиквел комедии “Гуляй, Вася!” с припиской “Свидание на Бали” (2021), хоть и не был лишен искрометного юмора, вышел скорее неудачным: в уже созданные характеры он привносил мало, а порой и вовсе уходил в самоповтор. Гораздо удачнее и интереснее получилось продолжение “Неадекватных людей”. Вторая часть — не банальный сиквел, а самое настоящее возвращение в мир фильма.


Кадр из фильма "Днюха". Фото: worldpodium.ru

Следующий абзац содержит спойлеры к “Неадекватным людям” (2010)

“Неадекватные люди 2” вышли в 2020-ом, через десять лет после первой части. По сюжету с событий “Неадекватных людей” прошло… десять лет. Кристине теперь двадцать восемь, Виталию сорок. Оставаясь теми же саркастическими умниками, герои все еще вместе, но далеко не так счастливы, как во время первого поцелуя в финале приквела. Виталий сумел добиться успехов на архитектурном поприще, а вот Кристина как-то в жизни не устроилась, и роль домохозяйки ее тяготит. Пара ведет разговоры о детях и будущем и не может найти взаимопонимания. Со временем у Кристины появляется любовник Артем. Однажды Виталий узнаёт об этом, Кристина собирает вещи и уходит…

За десять лет изменились не только Виталий с Кристиной, но и сам Роман Каримов, успевший два раза развестись. Если первая часть больше говорила со зрителем о сближении людей и умении любить, то вторая препарирует расставание: стоит ли уходить, стоит ли возвращаться, как сохранять чувства через года и как, если этого не удалось, отпускать. Оставаясь драмеди, сиквел делает больший акцент на первом корне этого жанра. Более того, если в первой картине зритель чаще наблюдал за Виталием, то вторая лента больше экранного времени отводит Кристине. Кризис брака и поиск себя становятся темами для новой главы этой истории взросления, к которой автор, быть может, вернется еще через десять лет. Так в кино бывает: классик французской новой волны Франсуа Трюффо снял аж пять фильмов про Антуана Дуанеля, который был его кинематографическим альтер-эго. Самый известный из них — “Четыреста ударов” (1959). Что интересно, своим альтер-эго во вселенной “Неадекватных людей” Каримов считает Кристину.


Кадр из фильма "Неадекватные люди 2". Фото: kinoscan.com        

Таким образом, комедия Романа Каримова бывает разной: романтической и мелодраматической, глубокой или трешовой (определение самого режиссера), с элементами фарса или драмы, — но почти всегда она наполнена забавными аутентичными диалогами, неординарными казусами и характерами-архетипами, которые режиссер умело превращает в полноценных персонажей.

В период пандемии Каримов говорил, что хотел бы отдохнуть от работы, однако на “Кинопоиске” значатся два его проекта, которые должны выйти в этом году. Оба они в той или иной степени — неизведанная для режиссера территория. “Дыхание” станет первой драмой в фильмографии Каримова. Фильм расскажет о бывшем враче Викторе, который оставил работу после трагической ошибки. Его мать внезапно заболевает и попадает в больницу. Наступает март 2020-го и первый локдаун. Мать Виктора оказывается в красной зоне. Герою придется перебороть себя и снова надеть белый халат, чтобы её спасти… Одним из сценаристов проекта выступил реальный врач, сердечный хирург, знающий о красной зоне не понаслышке. Второй проект — сериал “Вася-праздник”, анонс которого был внезапен: в интервью Каримов часто открещивался от сериального формата. Проект вернет зрителя в сытые нулевые и расскажет о талантливом организаторе мероприятий, готовом исполнить любую прихоть заказчика. Форма новая, но жанр знакомый — смесь драмы и комедии. В сериале задействованы Илья Глинников, Аглая Тарасова и Павел Деревянко.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Пресс-кит фильма "Легенды Орленка"
В Тольятти открылся уникальный эко-парк по проекту местных жителей
Лучше синица в руках, чем журавль в небе: о спектакле "Баба Шанель" в Московском Театре Луны

В Москве

Прогулка по цехам: музыкальная переквалификация
Московский театр Новая Опера имени Е. В. Колобова объявил планы на 32-й сезон
В Москве в ЦТИ "Фабрика" открылся одиннадцатый Международный фестиваль видеоарта "Сейчас&Потом’22"
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть