Говорят, что на какой-то вечеринке кто-то обмолвился, что мол "гайдай какой-то происходит". Могла ли быть наивысшая похвала тому, который заставил смеяться всю страну и открыл великую троицу (Трус, балбес, бывалый — Вицин, Никулин, Моргунов), чем стать "именем нарицательным"? Навряд ли. Ну а, впрочем, было это все на самом деле не про него. О скромности и застенчивости Леонида Иовича, на замысловатом отчестве которого запинались даже самые записные златоусты, на "Мосфильме" ходили легенды. Также как и об отчестве. Одни говорили, что он незаконнорожденный сын какого-то монаха, другие, что и вовсе раввина. Очень уж библейским было отчество у Леонида Гайдая – сына бывшего каторжанина и будущего гения советской кинорежиссуры.
По совету Ромма и Иова Исидоровича
Мальчик с библейским отчеством появился на свет божий на далеком Амуре. Там, где, как известно, и тучи ходят хмуро, и уссурийские тигры нет-нет, да и выбегают людей постращать, и жила семья Иова Исидоровича, которого в столь далекие края судьба забросила аж с самой Украины. школу, впрочем, Леонид Гайдай закончил уже в Иркутске (где сегодня кинотеатр "Художественный" носит имя режиссера), а после того, как героем-разведчиком (даром, что был он худеньким да щупленьким, а огневую вражескую точку уничтожил и трех фрицев положил) пришел с фронта и отслужил некоторое время актером в Иркутском драмтеатре, вскоре и вовсе перебрался в Москву.
Фото: zvon80.ucoz.ru
"И в кого у него это актерство?.." — удивлялся отец. – "Мы-то с Марией – обыкновенные железнодорожники. И лене это тоже ни к чему". И правильно, надо сказать, удивлялся. Не задалось у Гайдая во ВГИКе, куда он поступил, с актерством. Да и великий Михаил Ромм отсоветовал. "Присмотрись к юмористическому жанру" – был наказ маститого режиссера молодому студенту. Сказано – сделано. Гайдай и присмотрелся. Да не на свою ли только голову?.. Тут-то, ведь, все оно и началось.
Остаться в комедии.
Первый же фильм, снятый Гайдаем – картина с опасным названием "Жених с того света", напрочь не прошла худсовет и была сокращена до короткометражки. А только что пришедшего в режиссуру Гайдая уже угрожали и вовсе отучить от "восьмого чуда света. Фильм, снятый им про КУКУ (кустовое управление курортными учреждениями) так пронзительно и откровенно бичевал советскую бюрократию, что она, решением министра культуры Николая Михайлова, разумеется, не дала "добро" на выход фильма в свет. Невзирая даже на участие в картине самого Ростислава Плятта.
Кадр из фильма "Жених с того света". Фото: yadoma.tv
Загладив вину съемками насквозь сервильного "Трижды воскресшего" и сняв "по-театральному" великолепных "Деловых людей" (по рассказам О`Генри), Гайдай, все еще находившийся в поиcке и на перепутье – кем стать? — довольно неожиданно выпускает две насквозь эксцентричные короткометражные комедии "Пес барбос и необычный кросс" и "Самогонщики". "Если эти фильмы будут иметь успех, то, значит, я что-то могу, значит, я занимаюсь не просто правильным делом, но еще и делом с в о и м – и тогда я остаюсь в комедийном репертуаре" — сказал себе тогда леонид Иович.
Кадр из фильма "Деловые люди". Фото: regnum.ru
Обе картины прошли "на ура". И Леонид Гайдай остался.
Аудитория – вся страна
По актерскому ремеслу режиссер Гайдай, однако, нешуточно тосковал, используя всякую возможность засветиться в кинокадре. И заметим, ему это удавалось. Хотя, конечно, никто (ну или почти никто) не знал, что вот этот кусок гипса в "Бриллиантовой руке" - на самом деле кусочек руки Леонида Иовича. Ему же было важнее всего, что знал об этом он сам. Ибо желание играть, лицедействовать – неистребимо…и его надо хотя бы время от времени удовлетворять. И так как Леонид Иович был человеком, как известно, скромным, то делал он это по-тихому. Зато уж шутки его героев безо всякого преувеличения становились известны на всю страну, попадали в словари и энциклопедии, проникая в общественный лексикон всех вокруг – от мала до велика.
Кадр из фильма "Бриллиантовая рука". Фото: kinopad.club
"Операция Ы и другие приключения Шурика", "Кавказская пленница", в которой зритель снова встретился с обаятельным очкариком - героем Александра Демьяненко (образ которого был списан, бесспорно, с самого Леонида Гайдая), "Бриллиантовая рука" и "Иван Васильевич меняет профессию" стали вершинами творчества мастера, который к тому времени уже знал все без исключения тайны и секреты комедийного жанра и овладел всем арсеналом комедийных приемов. Гэги и трюки – "конек" Гайдая. Трюки подкупают любовь более молодой аудитории, гэги – более зрелой. На рубеже 60-х-70-х Гайдай находится в самом расцвете своего таланта а в ряду его лучших фильмов также достойны оказаться "Не может быть" и "12 стульев".
Кадр из фильма "12 стульев". Фото: fishki.net
Поют – все!
Музыка в фильмах Гайдая – это особь статья. Потому что музыку писал Александр Зацепин. А он с полуслова понимал, чего хочет демиург-режиссер. И рождались шлягеры, которые, говоря сегодняшним языком, возглавляли чарты не по несколько недель, а порой – и годами… И – рождались исполнители. Как, например, Аида Ведищева, что вытянула свой счастливый билет, благодаря закадровому участию в "Кавказской пленнице", где она очаровала ну буквально всех своей песенкой про белых медведей. Все-то думали, что поет красотка Варлей, а пела Ведищева – тоже, между прочим, ничего. А Варлей только танцевала. Твист. Да, Гайдаю дозволялась эдакая фронда. "Спортсменка, комсомолка, красавица", танцующая "музыку толстых", буржуазный твист. Но слишком уж весело было – так бог с ней, и с фрондой.
Кадр из фильма "Кавказская пленница". Фото: twitter.com
Гайдай остался абсолютно современным. Просто потому, что в его фильмах, рядом с эксцентрикой – всегда сатира. Живая сегодня, как и тогда. А, быть может, сегодня даже чуть живее.