Призвание Арбата
5 июля 2025
Андрей Гулидов. Образ на битом стекле (Acoustic Version)
4 июля 2025
III Московский летний музыкальный фестиваль "Зарядье" завершится кантатой Карла Орфа "Кармина Бурана"
4 июля 2025
Курить в аэропорту Пулково стало очень дорого
4 июля 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Владимир Маяковский и кинематограф

"Ревизор.ru" — к 130-летию великого поэта, служителя многих искусств.

Иллюстрация к лекции "Маяковский и кино". Фото: muzeimayakovskogo.ru
Иллюстрация к лекции "Маяковский и кино". Фото: muzeimayakovskogo.ru

"Пишу сценарии, играю сам, рисую для кино плакаты", — из автобиографии В.В. Маяковского "Я сам".

Владимир Маяковский, выдающийся русский и советский поэт, также активно принимал участие в формировании кинематографа своего времени. Владимир Владимирович воплощал свой талант не только в роли актера, но и в качестве сценариста, оставляя неизгладимый след на пересечении разножанровых искусств.
 
Знакомство с кино

После смерти отца юный Владимир Маяковский с матерью и сестрами переехал в Москву — на дворе был 1906 год. Именно тогда, в Москве, согласно некоторым источникам, Маяковский впервые познакомился с кинематографом. Вскоре кино стало для Маяковского профессией: в период с 1913-1915 под авторством Владимира Владимировича вышли несколько статей в "Кине-журнале": некоторые работы были подписаны настоящим именем Маяковского, а в заглавиях некоторых стояли псевдонимы. По итогу Маяковский стал одним из самых главных сотрудников журнала в те годы. Уже во время работы над журналом Маяковский впервые поучаствовал в процессе кинопроизводства в качестве актёра. Дебют состоялся в 1914 году в художественной ленте "Драма в кабаре футуристов №13". К сожалению, большинство киноработ с участием Маяковского, были безвозвратно утеряны — "Драма в кабаре…" не стала исключением, поэтому толику информации можно черпать лишь из одного сохранившегося кадра фильма и из воспоминаний современников. Судя по всему, герой Маяковского появлялся лишь в конце фильма в образе мистического персонажа — демона или смерти.

Фото: wikimedia.org

Известно также, что в этом же 1914 году Маяковский вместе с клоуном Виталием Лазаренко сыграл роль в фильме "Я хочу быть футуристом". Фильм не дошел до наших дней. Известно, что позже Маяковский вместе с Лазаренко работали над агитационными антре "Чемпионат всемирной классовой борьбы" и "Чемпионат всемирной классовой борьбы" — комические сценки были написаны поэтом.

Из воспоминаний Яна Нивинского (польский актер и педагог, некоторое время в первые послереволюционные годы работавший в Москве и вместе с Владимировим Владимировичем занятый в ленте "Барышня и хулиган, о которой будет рассказано далее): "В декабре 1917 года Маяковский возвратился в Москву после прохождения действительной воинской службы. В это время кинематограф начинал возрождаться, и он говорил, что мечтает сниматься в кино". Нивинский также упоминает, что Маяковского интересовали "все процессы [кинопроизводства]". Для своего дебютного фильма в качестве со-режиссера Маяковский попросил свою сестру перелицевать его старый костюм. Именно в этом костюме Маяковский сыграет в единственном сохранившемся до наших дней фильме с участием поэта.
 
"Барышня и хулиган"
 
Фото: museum-literature.odessa.ua 
 
"Барышня и хулиган" 1918 года режиссеров Евгения Славинского и Владимира Маяковского сохранился почти в первозданном виде: в фильме сейчас даже можно увидеть эпизод с исповедью умирающего хулигана, который был вырезан во время выхода картины.
 
Сценарий фильма написан Маяковским на основе повести итальянского писателя Эдмондо де Амичиса под названием "Учительница рабочих" (именно так лента изначально и называлась), но действие было перенесено в дореволюционную Россию. Главный герой-хулиган, сыгранный Маяковским, влюбляется в учительницу с первого взгляда и начинает посещать ее занятия. На одном из уроков хулиган заступается за учительницу, которую обижает один из учеников. Уязвленный обидчик вскоре вместе с друзьями поджидают хулигана и смертельно ранят его. Перед смертью главный герой просит свою мать позвать учительницу, и последняя целует его.
 
Актриса Александра Ребикова, исполнившая роль учительницы, отмечала, что поначалу ей было "страшновато" работать в партнером, снискавшем славу поэта-скандилиста. "Но опасения оказались напрасными. Несмотря на то, что Владимир Владимирович часто балагурил и по-ребячьи веселился в перерывах между съемками, партнером он оказался настоящим", — писала Ребикова. Актриса также упоминала, что в процессе съемок Маяковский активно вносил свои предложения и идеи, например, именно ему принадлежала идея сцены с видением учительницы, посещающем обезумевшего от любви хулигана. Фильм был снят в основном на территории ателье, с использованием местных улиц и парка ЦДКА.
 
Мелодрама "Барышня и хулиган". 
 
По воспоминаниям режиссера Эсфирь Шуб, сам Маяковский называл свою работу сентиментальной ерундой, однако искренне радовался долгой прокатной судьбе "Барышни…".
 
Другие картины с участием Маяковского
 
Примечательно, что самый первый сценарий, написанный Маяковским для кино, был украден. В 1913 году Маяковский принес ленту "Погоня за славой" на кинофирму Перского. Сценарий отвергли, однако через какое-то время фильма с таким названием появилась в прокате без упоминания авторства Маяковского.
 
Следующим же сценарием после "Барышни и хулигана" для Владимира Владимировича стала лента "Не для денег родившийся", которую поэт создавал вместе с владельцами киноателье "Нептун". Сценарий написан по мотивам романа Джека Лондона "Мартин Иден", а главную роль поэта-футуриста сыграл поэт-футурист Маяковский – что выглядит вполне логичным. Филолог Борис Успенский отмечал, что фильм оказался во многом автобиографичным для Маяковского.

Людмила Владимировна Маяковская вспоминала: "После съемок в киностудии он возвращался домой, ходил по комнате, ухмылялся и говорил: "А здорово интересно, когда видишь себя со стороны“". К сожалению, современным зрителям увидеть Маяковского в этой роли не получится — фильм также был утрачен. Как вспоминает один из актеров фильма Давид Бурлюк, которого Маяковский называл "мой Бурлючок", фильм во время проката не получил большой популярности: "На экране итогов наших с Володей кинотрудов я не видел никогда, кроме просмотра некоторых кадров. Она шла в кино русских городов, охваченных уже гражданской войной".
 
В мае 1918 года Маяковский написал сценарий ленты "Закованная фильмой". Сам поэт вновь снимался в главной роли, а экранную пару ему составила его вечная муза Лиля Брик. История повествовала о влюбленном художнике, который влюбляется в сошедшую с экрана балерину. От фильма сохранились лишь несколько фрагментов, скорее всего, забракованных в ходе производства. Данный сценарий Маяковский сочинил специально для Лили Брик, которая хотела сыграть в одном фильме с поэтом. Существует и обратный пример: Лиля Брик написала сценарий пародийной ленты "Любовь и долг, или Кармен", в которой главную роль должен был сыграть Маяковский, однако фильм был забракован из цензурных соображений.
 
Фото: wikimedia.org 
 
Маяковский также писал сценарии и к агитационным фильмам. Так, в 1920 поэт пишет сценарий к фильму "На фронт!". По воспоминаниям Маяковского, проект являлся "агиткартиной, исполненной в кратчайший срок и двинутой в кино, обслуживавшее армии, дравшиеся на польском фронте". А в 1926 году Маяковский начал работу над картиной "Евреи на земле", когда стартовала реализация проекта по добровольному переселению еврейских семей в сельскохозяйственные районы Крыма (так называемый Южный проект) и в Биробиджан. Картина вышла в 1927 году и, что примечательно, сохранилась до нашего времени.
 
Продолжая экспериментировать с форматами кино, Маяковский написал сценарий к комедии "Декабрюхов и Октябрюхов" к десятилетию Октябрьской революции. Фильм рассказывает о двух братьях, которые олицетворяют собой Октябрьскую и Декабрьскую революции. Он является одним из первых фильмов с применением мультипликации. В картине присутствуют и документальные кадры хроники о Николае II, а также польские и немецкие документальные съемки 1918–1922 годов. Премьера "Декабрюхова и Октябрюхова" состоялась 27 октября 1928 года. Фильм дошел до наших дней.

Фильм "Декабрюхов и Октябрюхов"
 
Еще одним фильмом по сценарию Маяковского, который можно посмотреть и сейчас, стала картина "Дети" — Маяковский написал этот текст после рождения дочери Хелен Патрисии Джонс (Елены Владимировны). Она родилась 15 июня 1926 года в Нью-Йорке в результате отношений певца революции с русской эмигранткой Елизаветой Зиберт. Их роман развивался в 1925 году, когда поэт гостил в Америке. Юридическим отцом девочки, впрочем, считался бывший муж матери Джордж Джонс, а Владимиру Владимировичу довелось увидеть свою единственную дочь всего раз в жизни – весной 1925 года в Ницце. Ровно через год его не стало. Хелен Патриция прожила долгую жизнь (89 лет) и была известным американским философом и писательницей.
 
Последним кинематографическим проектом Владимира Маяковского стал сценарий "Как поживаете?". Фильм допустили к экранизации под другим названием, "Три комнаты с кухней", кроме того, его значительно переделали без участия Маяковского, чье имя даже не присутствовало в итоговой версии фильма. Об этом казусе Маяковский выпустил критическую статью "Караул!", где ядовито описал все этапы презентации сценария Совкино.

Многие сценарные работы Маяковского так и не увидели свет — "Слон и спичка", "Сердце кино"… Другие работы удалось переделать в пьесы, и они были поставлены в театре — например, пьесы "Баня" и "Клоп" родились из сценариев.

Несмотря на не самую обширную фильмотеку, Маяковского хорошо знали многие важные деятели киноискусства тех лет: Дзига Вертов, Сергей Эйзенштейн и многие-многие другие — все они отдавали дань уважения не только великому поэту, но и горящему своим делом кинематографисту, чьи работы, к сожалению, мы не можем оценить в полной мере.
 
Для вас кино — зрелище.
Для меня — почти миросозерцание.
Кино — проводник движения.
Кино — новатор литератур.
Кино — разрушитель эстетики.
Кино — бесстрашность.
Кино — спортсмен.
Кино — рассеиватель идей.

Владимир Маяковский. Стихотворение "Кино и кино". 1922 год.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Призвание Арбата
Андрей Гулидов. Образ на битом стекле (Acoustic Version)
III Московский летний музыкальный фестиваль "Зарядье" завершится кантатой Карла Орфа "Кармина Бурана"

В Москве

"Не бойся — проживи!". Концерт актрисы "Московского театра поэтов" Арины Чекановой.
Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть