Призвание Арбата
5 июля 2025
Андрей Гулидов. Образ на битом стекле (Acoustic Version)
4 июля 2025
III Московский летний музыкальный фестиваль "Зарядье" завершится кантатой Карла Орфа "Кармина Бурана"
4 июля 2025
Курить в аэропорту Пулково стало очень дорого
4 июля 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

60 лет "Антимирам"

Воспоминания писателя Сергея Литвинова.

Фоьо из открытых источников предоставлены автором.
Фоьо из открытых источников предоставлены автором.

Ровно 60 лет назад, в июле 1964 года, был подписан к печати сборник избранной лирики Андрея Вознесенского "Антимиры" (М., Молодая гвардия, 1964. Тираж 60.тысяч. Цена 44 копейки).

Немного странно сейчас смотреть на писательско-издательскую кухню советских времен. Казалось бы: только что, в марте 1963-го, всевластный правитель, первый секретарь ЦК и председатель совета министров дорогой товарищ Никита Сергеевич Хрущев в Кремле, при собрании всех партийных бонз (в президиуме) и самых видных писателей и деятелей культуры (в зале) натурально орал на поэта: вы нам не нужны, Вознесенский, убирайтесь, типа, из страны. И вот, никаких тебе черных списков, не прошло и полутора лет: пожалуйста, книга. Огромным (даже для тех времен) тиражом. И Хрущев, напомню, в то время пребывал еще в полной силе (снимут его в октябре 1964-го).

Как такое могло быть? Остается одно объяснение: оттепель, которую запустил первый секретарь, закрутила свои теплые ветры своим чередом, его больше не слушаясь — и потом лет пять понадобилось, чтобы эти форточки назад законопатить.


Афиша творческого вечера А. Вознесенского в Театре на Таганке. 

Антимиры! О, это название! Тогда, в шестидесятых, во времена всеобщего поклонения физике (Дубна! Синхрофазотрон! Мю-мезон!) оно звучало необыкновенно современно — примерно как сегодня AI (искусственный интеллект). Вдобавок всегда можно было отписать Инстанциям объяснение: "Антимиры (цитирую по памяти синопсис к будущему спектаклю), это, дескать, противостояние мира социализма миру капитализма, мира света и добра — миру зависти и злобы" и т.п.

Возможно, столь быстрой амнистии поэта помогла поэма "Лонжюмо" (о ленинской школе в пригороде Парижа и о Ленине вообще), напечатанная в журнале "Знамя" в октябре 1963-го. Не знаю, как вам, а по мне: едва ли не лучшая в советской "Лениниане", очень искренняя, во всяком случае.

Поэма в "Антимиры" (естественно) вошла. Но в сборнике много иных прекрасных стихов — да что там! Тех, на которых мы росли и которые, как первую любовь, сердце не забудет.

На моей любимой 69-й странице — не слишком известное (и, по-моему, больше не переиздававшееся) "Итальянский гараж", посвященное Белле Ахмадулиной. (Они тогда, шестидесятники, все держались вместе, женились друг на друге и стихи друг дружке посвящали).

…Лишь один мотоцикл притих —
Самый алый из молодых.
 
Что он бодрствует? Завтра — святки.
Завтра он разобьется всмятку!
Апельсины, аплодисменты…
Расшибающиеся — бессмертны!
Мы родились не выживать,
А спидометры выжимать!..
 
Алый, конченый, жарь! Жарь!
Только гонщицу очень жаль…
 
А потом, не прошло и года (Хрущева уже сняли, и совсем можно было — казалось — раскрылиться), в феврале 1965-го, только что обновленный Театр на Таганке запустил одноименный спектакль по стихам Вознесенского. И тем положил начало новому жанру — не только на своей сцене. Позже на Таганке появились "Послушайте" (по Маяковскому), "Товарищ, верь!" (по Пушкину), сценическое воплощение "Пугачева", "Павшие и живые" (о поэтах военных лет), "Под кожей статуи свободы" (по Евтушенко). Жанр "музыкально-литературной композиции", которому Таганка дала начало, широко зашагал по стране. Не было вуза, в котором не имелось бы своего Агиттеатра или, на худой конец, двух-трех агитбригад. И не было самодеятельного театра, в котором не было бы представления, переполненного стихами (и бардовскими песнями).

Для меня в юности Таганка — одно из самых ярких впечатлений. И совершенно точно — самое яркое театральное.

У Таганки не было детских утренников, и они придумали прекрасную историю: в школьные и студенческие каникулы, то есть с 30 декабря по 11 января и с 25 января по 7 февраля, театр давал в качестве "утренника", на 12.00, свои "взрослые" спектакли. Но не все подряд, а, так сказать, с уклоном в школьную программу. Вышеперечисленные по Пушкину, Маяковскому, военным поэтам. А также, до кучи, по Вознесенскому с Евтушенко. И "…А зори здесь тихие" и "Мать". Только абсолютные хиты — "Мастер и Маргариту" и "Гамлета" днем не показывали. Может, потому, что вещи эти в школе не изучали.

И мы с друзьями ездили в школьные каникулы к дефицитной Таганке к одиннадцати, в надежде уцепить что-нибудь в кассе или купить с рук. И, представляете, нас было пятеро, и всегда, все, на спектакль попадали. Помню, один раз тетенька из "бывших", похожая на графиню, у которой мы купили сразу четыре билета, укоризненно попеняла мне: "Молодой человек! Вы все-таки в театр идете! Могли бы и рубль дать!"

И первым в списке просмотренных нами оказались "Антимиры". Играли спектакль без замен, артисты в афише и программке шли чохом, по алфавиту. И хотя к тому времени (к концу семидесятых), Высоцкий, Демидова, Славина, Золотухин стали настоящими звездами, но и они, как миленькие (у Юрия Петровича не забалуешь!), играли вместе со всеми. Единственное, у Высоцкого, который вместе со всеми подыгрывал и разыгрывал поэзию, имелся настоящий дивертисмент: он исполнял, подряд, "Оду сплетникам", "Песню акына" (которая прижилась к нему, и многие считали ее его собственной песней) и "Монолог актера" — и это, правда, было особенно хорошо.

Я к тому моменту Высоцкого не слишком любил: какая-то блатная поэзия! Но тут переменил свое мнение. Его мощь и артистический магнетизм просто весь зал заполняли, с ног сбивали.


Владимир Высоцкий. Фото В. Ахломова. 

Жаль, что мне не рассказать словами о том, какое спектакль в целом впечатление производил (колоссальное — на меня, шестнадцатилетнего). А посмотреть его больше нельзя, ни одной видеозаписи не сохранилось, есть в Интернете только аудио. Но и аудиозапись, особенно если знаешь по памяти большинство стихов, хороша.

Но прекрасен спектакль был, конечно, в контексте. На фоне тогдашней советской затхлости и уныния. Сейчас не расскажешь и не докажешь, да что там было особенного, в тогдашних таганских представлениях.
Попытались недавно восстановить другой спектакль Таганки/Вознесенского: "Берегите ваши лица". Смотреть довольно странно и скучно.

Новое в ту пору, как всегда бывает, породило множество эпигонов. Включая меня.

Будучи студентами, мы с другом руководили факультетской агитбригадой. И вот поступил социальный заказ: слабать что-нибудь для концерта в честь юбилея Вождя. Что именно? Разумеется, помня Таганку, мы выбрали "Лонжюмо" — поэма была яркая и нестыдная. Заканчивалось (в нашей трактовке) представление стихами: "Мы движемся из тьмы, как шорох кинолентин… — На все вопросы отвечает Ленин".

Помнится, директор дома культуры, человек со странным именем-отчеством Орест Орестович предлагал нам тогда показать, а КАК отвечает Ленин на все вопросы, и пустить на заднике кинохронику: Саяно-Шушенскую ГЭС, плавку стали, конвейеры с КАМАЗами и прочую лабуду. Мы отказались — он не настаивал. Вот каков был первый в моей жизни пример вмешательства цензуры/редактуры в творческий порыв.

Разумеется, это не сравнится с тем, как шпыняли и прогибали Любимова. Но он отбивался и держался — всяческими способами.

И у "Антимиров" оказалась счастливая судьба. Точного учета я не нашел, но говорят, что дали более шестисот представлений, и последний раз показывали спектакль в 1980 году.


Сцена из спектакля "Антимиры". 

Бывает же счастливая судьба у книг, не правда ли? И они оказываются, говоря словами того же Ленина, "очень своевременными".
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Призвание Арбата
Андрей Гулидов. Образ на битом стекле (Acoustic Version)
III Московский летний музыкальный фестиваль "Зарядье" завершится кантатой Карла Орфа "Кармина Бурана"

В Москве

"Не бойся — проживи!". Концерт актрисы "Московского театра поэтов" Арины Чекановой.
Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть