Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

60-летие романа Филипа К. Дика “Человека в Высоком Замке”

Специально для "Ревизора.ru".

Филип Дик. Фото: Википедия
Филип Дик. Фото: Википедия

В этом году исполняется 60 лет одному из классических романов американской фантастики – “Человек в Высоком Замке”, вышедшему из-под пера великого разрушителя реальности Филипа К. Дика. Чем же нас сейчас может заинтересовать старенький фантастический романчик за 60 центов в мягкой обложке? И что же такого особенного в этом Дике?

Филип К. Дик (1928 – 1982) – необычный человек и писатель: трудоголик, написавший десятки романов за свою непродолжительную жизнь; параноик, везде видевший заговоры – достаточно вспомнить его реакцию на предложение Лема, желавшего перевести все того же “Человека..”, в виде письма в ФБР о коммунистическом заговоре против себя (хотя Дик был большим поклонником Мао: “..когда председатель умер, я почувствовал, что часть меня тоже умерла”); также он был христианским сектантом, увлекающимся экспериментами с сознанием. Казалось бы, как из такого набора противоречивых характеристик могло получиться что-то осмысленное и даже интересное? Возможно, именно такая своеобразность писателя помогла сформировать для него основную линию творчества, а именно: экзистенциальные вопросы “Что такое человек?” и “Что такое реальность?”, – облекаемые в форму массовых научно-фантастических триллеров. Если обратиться к его дневникам, выпущенным в 80-х под названием “Экзегеза”, становится понятным, что эти вопросы мучали аналитика (или философа – Дик не считал себя писателем) всю жизнь, а написание книг стало для него способом хотя бы немного подойти к истине. Разве не такими же вопросами задаются классики русской литературы, такие, как максим Горький в “На Дне” и Валерий Брюсов в “Хвале Человеку” (“Будь прославлен, Человек”)? Не в меньшей степени понимание себя как человека относится и к древним трудам, будь то “Эпос о Гильгамеше” или “Египетская Книга Мертвых”, где задается все тот же вопрос – что же делает человека человеком (а не богом или животным)? Можно сказать, что для людей это всегда была очень сложная, безответная, но постоянно возникающая в голове мысль.

Если говорить о романах Дика, то можно выделить основные аспекты в них – непонимание, где реальность, а где галлюцинация/вымысел/общественное мнение; авторитарные органы и личности – корпорации-монополисты, мегаломаньяки, партии, секретные службы и органы; его герои – обычные простые люди, как у Хичкока, попадающие в далеко не обычные ситуации и миры. Не менее важным будет большое влияние философских и психологических концепций на сюжеты (таких, как Unheimlich Фрейда и Хайдеггера и идеи Юнга), а также размышления о социальных проблемах – неравенстве, тотальном контроле, коммодификации (превращения всего в товары). Таким образом, все романы Дика являются одновременно очень чуждыми, отдаленными от нас, и чрезмерно реалистичными – ведь путем переноса в будущее автор описывал беды настоящего, все еще актуальные для нас здесь и сейчас. Все эти же аспекты есть и в романе-“виновнике” статьи – “Человеке в Высоком Замке”, о котором и пойдет речь дальше.

"Но особенно сильное отвращение испытал я к новой истории…"

Роман, вышедший в 1962 году, повествует об альтернативном мире, где Страны Оси победили во Второй Мировой и Америка оказалась поделенной пополам между Третьим Рейхом и Японией. Главная сюжетная линия заключается в поиске Готорна Абендсена – автора, написавшего популярный в том мире роман “И наестся саранча”, также повествующий об альтернативном (на тот момент) настоящем, тоже имеющем определенные небольшие отличия от мира, в котором мы все живем. Несмотря на то, что книга Дика по своей сути является политическим триллером с примесью фантастики и шпионского романа, основа у него преимущественно философская, ведь автор пишет о том, насколько наш мир – череда случайностей и небольших изменений, влекущих за собой разные, но чаще всего великие события, меняющие реальность. Это отражается и в нарративе работы – герои романа (как и Дик во время написания) используют китайскую Книгу Перемен, что также добавляет элемент случайности действиям персонажей. С помощью гексаграмм человек может сформировать наставления по каждой конкретной ситуации, что становится для него путеводной звездой на страницах книги. Стоит сказать, что иногда в своей пессимистичности “Человек в Высоком Замке” кажется приговором для человеческой расы: ведь во всех альтернативных мирах беды социума таковы же, как и в людском – войны, борьба за доминирование и общая бессмысленность и бесполезность каких-либо действий – итог все равно один и тот же. “Раз не вышел из меня любовник / Достойный сих времен благословенных / То надлежит мне сделаться злодеем!” (Шекпир, “Ричард III”).


Фото: Tokopedia

Не в меньшей мере данный метароман говорит о силе автора и книги вообще. “И наестся саранча”, возможно, подчеркивает сильную тягу к эскапизму при чтении фантастики, но при этом дающую надежду на лучшее сегодня (и завтра). Ведь далеко не все герои романа, как Поллианны, "играют в радость" и находят поводы не унывать во всем; нет, они активно пытаются создать свое счастье, будь то поиск автора вышеупомянутого романа, или попытка улучшить условия жизни для других. “Суета сует, сказал Екклесиаст, все – суета!” (Екк 12:5).

Скорее всего, именно такие аспекты и детали сделали роман столь популярным – он выиграл престижную награду Хьюго изначально Ежегодная премия за достижения в области научной фантастики (престижная англоязычная читательская литературная премия, присуждаемая ежегодно лучшим научно-фантастическим, реже — фэнтезийным произведениям, или собственно писателям за творческие достижения в этих же жанрах), а также получил восторженные отзывы критиков и писателей. Данная работа во многом стала прорывной для Дика, до этого известного скорее лишь в узких кругах любителей фантастики. В дальнейшем философ стал настоящим символом 60-х, и далеко не только для хиппи и контркультуры. Его романы стали зеркалом реальности, где читатель нередко с ужасом замечает себя. “Лицемерный читатель – мой брат – мой двойник!” (Шарль Бодлер, “Читателю”).

Таким образом, “Человек в Высоком Замке” позволил Дику “достучаться” до более широкой аудитории, не изменяя своим принципам работы и идеям. Возможно, именно такой подход обеспечил ему славу далеко не только в стане фантастов, а вообще среди литераторов прошлого века. Уже сейчас он стал частью массовой культуры, в том числе и с помощью многочисленных экранизаций его книг, все также нависая Дамокловым мечом над реальностью и тем, что делает нас такими, какие мы есть.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть