Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Незакрытые гештальты Андрея Бычкова

"Книжная лавка Ревизора.ru" представляет две новые книги современного прозаика-авангардиста.

Фото предоставлено Натальей Рубановой.
Фото предоставлено Натальей Рубановой.

Андрей Бычков. ПЦ Постмодернизму. — "Литературное бюро Натальи Рубановой" / "Издательские решения", 2020. — 150 с.

Андрей Бычков. Тот же и другой. – СПб., "Алетейя", 2020. – 130 с.

В середине ХХ века в английской и американской литературе правила бал так называемая "Новая критика", начатая Алленом Тейтом и "окрещенная" Джоном Рэнсомом, описавшим явление в своей книге под таким же названием.
 
Новая критика была наиболее влиятельна в англоязычном литературоведении прошлого столетия. Основным методом анализа текста в ней было глубокое прочтение. Критик старался всесторонне раскрыть частный смысл каждой фразы, соотнести его с общим смыслом сочинения, исследовать все символы и образы автора и постичь глубинные мотивы, водившие его пером. При этом новая критика сосредотачивалась исключительно на тексте и игнорировала личность автора и связь литературного произведения с условиями его зарождения.

"Новая критика" – идеальный метод для изучения текстов современного автора Андрея Бычкова, прозаика, сценариста, публициста. Впрочем, этот метод применим ко многим писателям, работающим в направлении концептуализма. В его эстетической основе лежит средневековое направление схоластической философии, учащее, что познание проявляется вместе с опытом, но не исходит из опыта.  Что можно сказать и про книги Андрея Бычкова.

Некоторое время назад я рецензировала роман Бычкова "Олимп иллюзий". Несмотря на достаточную известноть писателя – он автор 18-ти книг, вышедших как в России, так и за рубежом, а также киносценарист, – "Олимп иллюзий" был первым, который мне довелось прочесть у него. Прочтение оставило по себе некоторое недоумение и даже впечатление, что это нарочитый "привет из 90-х". Процитирую себя: "...либо намеренно сочинил ретротекст, восходящий к литературе конца 1980-х — начала 1990-х годов. Именно в тот период на ура принимались произведения, вразрез шедшие с надоевшей прозой советского социалистического реализма. Каждое отличие воспринималось эстетическим прорывом". 

В течение 2020 года у Бычкова вышли две новых книги: "ПЦ Постмодернизму" и "Тот же и другой". Несмотря на то, что эти книги разные по замыслу, по сюжету, по компоновке и даже вышли в двух различных издательствах, о них есть смысл говорить в общем критическом представлении.

После знакомства с книгами "ПЦ Постмодернизму" и "Тот же и другой" картина литературного мира Андрея Бычкова для меня приняла иной смысл. Он последовательно и строго следует своему стилю. Авторский стиль Бычкова – в создании абсолютно ирреальной реальности, которая, кажется, вовсе не связана с окружающей жизнью, зато хорошо вымышлена, глубинно продумана и воплощена писателем в слове. Воистину – его познание проявляется вместе с опытом, но не исходит из опыта. Более того, в этот процесс писатель вовлекает и читателя – конечно, не каждого, но пытливого. Образов, символов и посылов в его текстах так много, что разгадывание заложенного автором смысла превращается в увлекательный квест – или выстраивание собственного подтекста. Это, бесспорно, проза для интеллектуалов, ценящих литературную составляющую текста больше сюжета и находящих в течении слов и мыслей определенное удовольствие.

Андрей Бычков – лауреат премий "Нонконформизм" и "Тенета". Эти отечественные премии присуждаются за разработку различных нестандартных и экспериментальных направлений в литературе. Также писатель ранее был финалистом премии Андрея Белого, а в этом году его роман "Тот же и другой" снова номинирован на эту награду. Бычкова считают автором "нонконформистской волны". Писатель и философ Юрий Мамлеев называл его творчество "уникальным и крайне интересным явлением в современной русской литературе". С течением лет и с новыми книгами Бычков не изменяет себе и не переходит на более реалистичный дискурс. 

"ПЦ постмодернизму" – сборник, состоящий из романа "Графоман" и одиннадцати рассказов. Рассказы созданы в "брежневскую" эпоху, 1970-1980-е годы. Среди них несколько текстов из цикла, давшего название всему сборнику. Самый поздний из этого цикла рассказ, окликающий знаменитого московского поэта-концептуалиста Дмитрия Александровича Пригова в виде мысленного с ним диалога автора, написан в 1999 году. Упомянуто там и другое знаковое для русского концептуализма имя – Виктор Владимирович Ерофеев. Диалог, который ведет с их сущностями герой-рассказчик, далеко не только литературный прием – сам Андрей Бычков сегодня является "собеседником" этих своих предшественников в русской литературе, хоть и не позиционирует себя как концептуалист.
 
Ранние рассказы Бычкова широко не публиковались: в те времена подобная проза была не в чести. В них доминируют экзистенциальные темы – одиночество, заброшенность, безнадежность и уход в вышеупомянутую фантазийную реальность из самых, казалось бы, прозаичных элементов действительности – утреннего поезда метрополитена ("Разное метро") или мастерской по ремонту телевизоров ("Камень надежды"). Ценность книги "ПЦ Постмодернизму" в том, что до читателя, наконец, дошли тексты, уже ставшие свидетелями эпохи. Ведь социокультурная перекличка "позднего застоя" с нашим временем несомненна, оттого и рассказы не теряют своей актуальности. В некоторых можно даже разглядеть остросоциальные намеки, которые сегодня снова входят в тренд: "И вот, как бы присаживаясь, словно присаживаясь, а то будто присаживаясь над ним, была Организация. И Организация не оставляла ему пространства. Казалось, что прилипают к лицу, не давая дышать". ("Люди на земле")

Но еще большую узнаваемость обретает стремление персонажей в глубины собственной психики и погружение их в вымышленные миры – игру, искусство, мотивационную психотерапию. Всего этого довольно и в сегодняшней реальности, потому и у мироформизма Бычкова есть рэперные точки в окружающем мире. При подчеркнутой асоциальности персонажам Бычкова присущи человеческие черты – у них есть характеры, пусть и эксцентрические. В одном отклике было сказано, что в его тексте всегда присутствует скрытая потенция всегда готового развернуться поступка; фраза совершенно бычковская по строю, и все же не абсолютная. Я бы сказала проще: в его текстах всегда присутствует возможность амбивалентности, а то и тривалентности восприятия и прочтения каждому на свой лад. 

В цикле "ПЦ Постмодернизму" "художественным открытиям" новых соцартовских имитаторов противопоставляется "всегда живая смерть". Так не только в этом цикле, а в нескольких романах. Смерть – один из сквозных героев прозы Бычкова. Она правит бал и в романе "Графоман", тоже давно написанном и тоже пришедшем к читателю в свое время: в наши дни, когда всякое искусство вынуждено становиться перформансом, чтобы заполучить зрителя. В перформанс превращается и деятельность некоего Графомана (имени у него нет): он скитается по городу и раскладывает в людных местах загадочные записки. Записи выделены в тексте графически, но даже и без специальных усилий автора и издателя они бы обращали на себя внимание:

"Как в детской игре в "замри", или с помощью специального рычажка на обратной стороне будильника для современного человека, экономящего время, или, бросив на город дождь, остановить роковое движение, готовое снова начаться. Но разве можно остановить движение?.."

Перформанс превращается в игру с преступлением и наказанием, в итоге которой слабый убивает сильного, чтобы самому стать сильнее. Волею судьбы пути палача и жертвы пересекаются в плоскости искусства – на выставке художника Моранди, – где живопись выходит за пределы холста. По-моему, суд над Графоманом вершит воля автора. Его ждет казнь. Может быть, Графоман должен умереть, чтобы обрести себя как Писателя. За гранью смертного приговора он воссоединится с Музой. А может быть, Графоман должен умереть, потому что таковых просто слишком много, а их писчая деятельность не находит понимания и отклика, а выстраданные записи никому не нужны (и тут опять искаженная реальность романа гротескно сливается с узнаваемым явлением социума).

Фото предоставлено издательством "Алетейя". 

Тема игры со смертью продолжается и в романе "Тот же и другой". То, что он написан недавно, но отчетливо интертекстуально связан с историями из книги "ПЦ Постмодернизму", показывает читателю магистральные направления прозы Бычкова (пожалуй, она уже философия). Роман "Тот же и другой" – повествование об отце и о его безумном сыне. В книге опосредованно проявляется образование и одна из профессий Андрея Бычкова – он физик-теоретик и гештальт-терапевт. От теоретической физики тут явно многомерность пространства – от подземелья (буквально выраженного в образе колодца, который копают татары-строители и сами понимают, что роют путь в ад, потому что воды нет как нет) до поднебесья. Тоже буквального: это горнолыжный курорт, по-видимому, визуализация рая, где отдыхает один из главных героев. Горы, как можно судить, одна из излюбленных локаций писателя: в первой книге действие рассказа "Стрелец" тоже развивается в горах. 

А от гештальт-терапии – настойчивые образы психиатров, сопровождающие книгу с детства Фила. Роман весьма "терапевтический" – отец так стремится преодолеть разделяющее его и сына отчуждение, что порой сам теряет свою идентичность и перестает понимать, где он, Валентин, где сын, Фил. Сына поразила идеальная любовь (так в романе). Из-за нее-то отец и отступил от Фила. Но подобная "сюжетная линия" есть и в бытии Валентина, и потому персонажам еще труднее отделить себя от другого (о чем, собственно, и заглавие романа предупреждает). "Накатавшись, Валентин вернулся в отель. Тело устало, гудело. Валентин был Валентином. Он не был Филиппом. Он хотел, чтобы Филипп стал таким же, как и он". Отец пытается противопоставить уходу сына идеальную игру. Но автор рядом – и напоминает, что смерть сильнее любой игры. Смерть каждый раз сама выбирает себе жертву. В финале романа это окажется любимая женщина. Чья – Валентина или Фила? Или любовь как чувство?  

"Он нашел ее утром. Она лежала на траве, за дальним, за яблоневым садом. Как будто спала. И он долго не мог поверить… Вены были перерезаны осколком стекла".

Но ведь проза Бычкова – это постоянный уход от реальности, от одномерности, от упрощенности толкований. Скорее всего, и смерть здесь означает не смерть, а один из множества вероятных выходов. Для кого? Для любого из героев, да хоть бы и для читателя, желающего закрыть некий гештальт – у каждого из нас есть какой-то незавершенный эпизод судьбы. Возможно, это касается и писателя Бычкова, не закрывающего гештальт смерти и торжества духа?

Отдельно отметим богатые культурные аллюзии книг Бычкова. В пространстве этих двух повествований легко и непринужденно появляются Фредди Меркьюри, Артюр Рембо, Бенжамен Пере (французский поэт-сюрреалист), Сэмюэль Беккет, Алла Пугачева (вроде бы тезка певицы, а там кто знает) и Фридрих Ницше. "Пиши кровью, – говорит Ницше, – и ты узнаешь, что кровь есть дух". Помимо исторически существовавших деятелей в романах Бычкова равноправно присутствуют чужие креатуры: персонажи романа Беккета "Мечты о женщинах, красивых и так себе" Смеральдина-Рима, Альба, Сира-Куза, Рэндалл Макмерфи в исполнении Джека Николсона в фильме Милоша Формана "Полет над гнездом кукушки" и даже самый знаменитый странствующий рыцарь всех времен и народов: "Как же, вспомнил, у Сервантеса Дон Кихот во второй части романа становится читателем „Дон Кихота“". Весь этот хоровод культурных аллюзий работает в какой-то степени как герменевтический круг: Бычков вовлекает читателя в мощный контекст познания, не исходящего из опыта. Справиться с ним не просто. Зато и не скучно. 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Русский сюжет. О новых рассказах Татьяны Жирковой.
Постичь Вечность. О книге Елены Сафроновой "Тяжкий путь избранных".
По любви. О книге Елены Сафроновой "Улица с фонарями".

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть