"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024
Страсти по Марку. Барочная реконструкция
27 апреля 2024
"Путь в Эдем": спектакль выпускной мастерской режиссерского факультета в ГИТИСе
26 апреля 2024
Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

4 января 2019 18:00

Человеку-эпохе Зурабу Церетели — 85!

4 января знаменитому художнику-монументалисту, скульптору Зурабу Константиновичу Церетели исполняется 85 лет

Фото: worldrusnews.ru
Фото: worldrusnews.ru

Огромный и величественный памятник Петру I в Москве поражает фантазию своим размахом, почти 100 метровый гигант стал неотъемлемой частью столицы. Кажется, что Первый император уже не одно столетие смотрит на Москву, однако это не так, его возвели только в 1997, а создателем был Зураб Церетели. И это лишь один из многих социально и символически важных памятников архитектурного маэстро нашего времени.

Зураб Церетели родился в 1934 году в Тбилисской творческой семье: отец  Константин Георгиевич (1903 — 2002) известен в Грузии как инженер-строитель, происходит из старинного грузинского княжеского рода Церетели. Мать Тамара Семёновна Нижарадзе (1910 — 1991) также представительница княжеского рода. Первым человеком, оказавшим влияние на Зураба, оказался его дядя – художник Георгий Нижарадзе. Так что Зураб уже с юных лет общался в среде скульпторов и  художников, среди которых были такие мастера как Давид Какабадзе, Серго Кабуладзе, Уча Джапаридзе и многие другие. Можно сказать, путь молодого человека был предопределён.

В 1952 году Церетели поступил в Тбилисскую академию художеств. В то время в академии сохранялась классическая художественная культура. Там свои знания передавали замечательные мастера из Академии художеств в Петербурге, вынужденные уехать на Кавказ – они несли в себе богатство культуры "серебряного века". К выпуску из академии Зураб подготовил  картину "Песнь о Тбилиси", получившую горячее одобрение М.Сарьяна. Однако она не была допущена до защиты из-за "элементов условности". Его стремления найти новые средства выражения привели художника к конфликту с официальным направлением в живописи. Тогда Церетели за две недели нарисовал другой диплом — "Новый человек", изображавший атлета с теннисной ракеткой, который он защитил с отличием. Умение быстро делать новые проекты в будущем очень поможет творцу.

Фото: cruiseinform.ru

Первым местом работы Церетели в 1958 году стал Институт Истории, благодаря чему он изучил народное творчество Грузии. Зураб Константинович постепенно стал участвовать в различных выставках, где представлял свои работы. С начала 1960-х годов Церетели быстро занимает высокие позиции среди советских художников и скульпторов, тогда же он заинтересовался монументальным искусством.

В 1964 году, обучаясь во Франции, он познакомился с Марком Шагалом и Пабло Пикассо. У них Зураб научился бесконечному творческому мотору.  Теперь, как он сам признаётся, ему не нужно ловить вдохновение, ибо у него присутствует постоянная "потребность", присущая тем великим мастерам.

1967 год стал для Зураба Константиновича поворотным. Первый большой успех принёс ему курортный комплекс в Пицунде: это был его первый монументальный проект. Успехи, достигнутые в Пицунде, во многом определили дальнейшее направление работы мастера. После этого он создал великолепные мозаики Дворца профсоюзов и ресторана "Арагви" в Тбилиси, прочно вошедшие в историю монументального искусства XX века. В том же "звёздном" 1967 году в Тбилиси состоялась уже его персональная выставка, тогда же он был удостоен звания Заслуженного художника Грузинской ССР.

В 70-х годах творческие объекты Церетели появляются по всему Союзу и уже не знают границ.  Художник  стал применять новую технику работы по металлу. Он разработал приёмы, позволяющие создавать крупные рельефы. Церетели изображал на листовой меди рельеф, после выколачивал его, а затем все фигуры вырезал и выдвигал вперед, так их было лучше видно с большого расстояния.

Фото: sony-club.ru

Одним из выдающихся достижений мастера конца 70-х — начала 80-х годов стало возрождение техники древней перегородчатой эмали. Оно стало возможным лишь благодаря упорной многолетней работе, бесконечным технологическим поискам.
 
Во время перестройки  и в современной России творчество Церетели широко известно и распространено уже по всему миру. В 1990 монумент  Зураба Константиновича "Добро побеждает зло", возвышающийся перед зданием ООН в Нью-Йорке, символизировал окончание "холодной войны". Монумент, созданный из фрагментов демонтированных американских и советских ракет "Першинг-2" и SS-20 говорил об эпохе разоружения.

Также художник откликнулся на трагедию Башен Близнецов, произошедшую 9 сентября 2001 года. Он создал монумент "Слеза скорби" установленный в Нью-Джерси.  Церетели – транслятор, он остро реагирует на события в мире, как на современные, так и на исторические.

Фото: ktelegraf.ru

Зураб Константинович возвёл  множество памятников и монументов, посвящённых великим победам и великим поражениям разных стран, его творческая натура не отстаёт от времени. Конечно, как и любой творец, Церетели не избежал критики, например, против московского памятника Петру I даже собирали подписи. Но разве Эйфелева башня сразу полюбилась парижанам, и стала одной из главных достопримечательностей Франции? Широко известен пример — Ги де Мопассан терпеть не мог Эйфелеву башню, но каждый раз обедал именно в ресторане Эйфелевой башни. Писатель объяснял это тем, что в Париже нет другого места, откуда не было бы видно этого сооружения. Монументы  Зураба Константиновича Церетели даже те, что поначалу воспринимаются неоднозначно, со временем становятся неотъемлемыми и любимыми символами города.

Церетели —  мастер памятников, посвящённых личностям. В Сен-Жиль-Круа-де-Ви во Франции был установлен памятник Марине Цветаевой, куда она эмигрировала: он был приурочен к 120-летию поэтессы в 2012 году. На лавочке, где сидит Цветаева, много свободного места. Художник комментирует это так: "Я оставил пустое место на скамейке рядом с Мариной. А кто тут должен сидеть, пусть решат люди".

Фото: www.tsereteli.ru

Зураб Константинович живёт яркой, насыщенной жизнью. Он знаком со многими известными, гениальными  людьми, которых посчитал нужным воспеть. Этому посвящён целый цикл горельефов "Мои современники", но начал он его именами, с которыми связаны огромные достижения культуры начала XX века. Федор Шаляпин и Всеволод Мейерхольд, Александр Блок, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Анна Ахматова, Николай Гумилев, Марина Цветаева, Осип Мандельштам, Борис Пастернак, Иван Бунин – эти прославленные имена российской культуры вошли в золотой фонд отечественного и мирового художественного наследия. Начав скульптурный цикл с портретов великих предшественников, Церетели продолжил его, создав портретную галерею "шестидесятников", видных деятелей литературы и искусства этого времени. Художник создает образы тех, кто ему близок духовно – музыкантов, поэтов, артистов. Вся серия портретного цикла воспринимается как уникальная поэма о властителях дум многих поколений интеллигенции XX века. 

"Мои современники достойны воплощения в бронзе..." — говорит Церетели, на что хочется ответить: Вы несомненно тоже, Зураб Константинович.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
Страсти по Марку. Барочная реконструкция
85 лет со дня рождения Владислава Дворжецкого

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музеев ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть