VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024
Страсти по Марку. Барочная реконструкция
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

13 марта 2017 10:49

Кукиш от первосвященника: современное искусство или современный произвол?

10 марта в Москве открылась первая Триеннале российского современного искусства.

Кукиш от первосвященника: современное искусство или современный произвол?
Кукиш от первосвященника: современное искусство или современный произвол?

Музей “Гараж” запускает многообещающий долгосрочный проект-исследование, основные цели которого – развитие и распространение современного искусства по всей России.

Как следует из названия, триеннале – выставка, регулярно проводимая раз в три года. В отличие от известных биеннале этот фестиваль не является международным, а ориентирован именно на российских участников.
 
Группа из шести кураторов вместе с экспертами-искусствоведами два года назад отправилась по городам и весям нашей страны, чтобы узнать: не перевелись ли на земле русской настоящие художники, и есть ли жизнь за пределами Москвы и Санкт-Петербурга?
 
“Оказывается, есть”, - открыли они для себя. Да ещё и каким ключом бьёт. Чтобы не захлебнуться в многообразии увиденных талантов, путешественники решили выявить общие тенденции, характерные в той или иной степени для всех регионов, и по ним разделить выставку на блоки или, как красиво назвали их организаторы, “директории”.

Работа Артема Лоскутова. Фото: Сергей Мордвинов
 
Таким образом, экспозиция состоит из семи частей: “Мастер-фигура” (раздел отведён художникам, создавшим собственное направление, язык, стиль и имеющим последователей в других городах, странах, например, Андрею Монастырскому, Анатолию Осмоловскому), “Искусство действия” (активистское искусство, которое вышло из музейно-галерейного пространства на улицу. Яркие представители – Артём Лоскутов, Пётр Павленский), “Верность месту” (осмысление окружающей действительности), “Авторские мифологии” (художники существуют в разработанной ими, индивидуальной “системе координат”), “Общий язык” (здесь авторы обращаются к глобальным проблемам человечества), “Локальные истории искусства” (цикл мини-конференций о региональном искусстве, куда войдут встречи с художниками из разных городов, лекции, перформансы, кинопоказы), “Мифология улиц” (стрит-арт, в рамках Триеннале распространившийся по территории Парка Горького).
 
На выставке представлены произведения около семидесяти художников и творческих объединений. Организаторы позаботились о посетителях, снабдив их удобной навигацией по большой площади “Гаража”. Буквально на каждом шагу указатели, схемы, подробные инструкции, а к билету прилагается достаточно увесистая книжица “Путеводитель по выставке”. И вообще читать придётся много (некоторые художники занимаются “самиздатом”, работают в жанре графического репортажа и т.д.).

Фото предоставлено организаторами
 
Текст давно занял прочное положение в изобразительном искусстве (как минимум с 60-70-х годов прошлого века). Но есть ещё одна интересная деталь: большинство кураторов – филологи и историки по образованию, а среди самих участников Триеннале встречаются поэты, инженеры, физики.
 
Понятие “художник” (в узком смысле) сильно размыто, потому что на первом месте – идея, концепция, а не воплощение. Может быть, именно поэтому так много небрежности в исполнении, даже вульгарщины, ведь надо любыми средствами донести свою мысль, как можно острее поставить вопрос, сурово препарируя волнующую автора тему, которые, кстати, не отличаются новизной, но, возможно, и не потеряли своей актуальности (феминизм, насилие, эксплуатация, человек и общество, человек и политика и т.п.).

 
Владимир Архипов. Раздел "Авторские мифологии"

Есть переклички с зарубежными коллегами, например, ваяния Александра Повзнера напомнили “офисного человека” немца Стефана Балкенхола, а произведения Николая Панафидина дали аллюзию на кинетические скульптуры американца Энтони Хоу. Хотя, скорее всего, наши мастера не преследовали такую цель, будучи в разделе “Авторские мифологии”.

Фото предоставлено организаторами
 
Во многих буклетах “Гаража” можно встретить словосочетание (коль такое пристальное внимание нынче уделяется слову): “взаимодействие с посетителем”. Будто посетитель – некая субстанция, с которой волей-неволей приходится общаться. Одни художники дружественно приглашают зрителя принять участие в своих задумках (как группировка ЗИП из секции “Общий язык”), другие же подают свою мысль в образах, часто вызывающих крайне отрицательные эмоции, а рядом пишут огромные пояснения для тех, кто так и не проникся авторской задумкой.

Фото предоставлено организаторами

Благодаря разнообразию экспонируемых работ гости имеют возможность в лабиринтах безудержного творчества найти что-то близкое себе, а что-то, безусловно, придётся не по душе, и это естественно для искусства. Но каждый зритель будет решать, что эстетично и волнующе, а что низко и пошло, что есть искусство, а что дешёвое позёрство? И хорошо ли это, когда нет ограничений, нет тормозов?

Фото предоставлено организаторами
 
Первая Триеннале российского современного искусства – только начало огромной программы по развитию областных художественных сцен. Большая заслуга организаторов фестиваля в налаживании связей между художниками, организациями. Кураторы не только не дают провинциальным авторам вариться в собственном соку, но и москвичам показывают, что в смелости высказываний, отчаянности “замкадье” может составлять серьёзную конкуренцию. Также создана веб-платформа Триеннале, которая и после выставки будет пополняться портфолио и сведениями о художниках из разных уголков России. Следить за обновлениями можно на сайте: http://triennial.garagemca.org/ru/research
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музеев ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть