Портретная галерея нынешней выставки “Непарадный портрет. Искусство XX века” захватывает немного-немало целое столетие, но объединяет ее одна идея – идея непарадных портретов, которым чужды канонические образы, присущие этому жанру. Здесь представлена и эпоха модерн, и следующий за ней авангард, сдержанные, немного суровые и мрачноватые 30-ые сменяются яркими, в меру раскрепощенными 60-ми, а с приходом 80-х и вовсе окончательно размываются границы всех жанров. В общем, на выставке продемонстрирован весь спектр красок, стилей и направлений, заканчивающийся самым концом XX века.
Фото: пресс-служба ВДНХ
Портретов на выставке действительно много, все они по-своему самобытны и интересны, но мы бы хотели порекомендовать обратить особое внимание на следующие произведения, которые стоят немного особняком на общем фоне. Во-первых, это совсем миниатюрный портрет Вовы Мамонтова, выполненный уверенным рубленым штрихом простым карандашом самим Михаилом Врубелем. Во-вторых, это крошечный портрет роковой красавицы начала XX века Иды Рубинштейн. Она запечатлена уже потерявшей былой блеск и заметно уставшей и повзрослевшей женщиной. Ее написал Лев Бакст в 1918 году и внимательный зритель, конечно, не сможет не заметить разительной разницы между известным парадным портретом Рубинштейн кисти Валентина Серова и его непарадным собратом. По сути, выставка именно тем и интересна, что позволяет нам взглянуть на людей той эпохи без прикрас, лишней приторности и искусственности. Это примерно так же, как если бы смотреть на нынешних звезд на красной ковровой дорожке при полном параде и на них же дома в пижаме.
Фото: пресс-служба ВДНХ
Также очень интересны портреты Петра Соколова и Александра Древина, написанные в 1930-ые. Интересны именно тем, что они безапелляционно отходят от генеральной линии партии: здесь вам нет ни пышущих здоровьем пионеров, спортсменок и комсомолок, вы совсем не найдете на них счастливых рабочих, которые строят социализм и строем идут навстречу светлому коммунизму. Герои Соколова и Древина – это "дышащие духами и туманами" барышни в полупрозрачных шалях, закрывающие задумчивые полупризрачные лица вуалями. Взять к примеру портрет в бледно-жемчужных тонах художницы Ефросиньи Ермиловой-Платовой (работа Александра Древина) – стопроцентный импрессионизм.
Так же нельзя пропустить портреты, написанные с приходом оттепели. Шестидесятники знали толк в свободной композиции, писали размашисто и ярко, почти не смешивая цвета. Здесь стоит обратить внимание на портреты художников Виктора Попокова (особенно на его “Лето”), а также Владимира Яковлева и Анатолия Зверева. В очень необычной стилистике написана работа “Художник и модель” Олега Котельникова, которая по жанру скатывается по меньшей мере в нью-вейв и полностью выпадает из рамок официального искусства. Завершить осмотр выставки стоит портретом Тимура Новикова в образе Оскара Уайльда, написанном в конце 90-х. Примечательна эта работа еще и тем, что она как бы сюжетно возвращает нас к началу экспозиции, тем самым напоминая про цикличность в искусстве.
Что: “Непарадный портрет. Искусство XX века”
Где: ВДНХ, павильон 59 “Зерно”
Когда: 2 декабря 2016 - 5 марта 2017
Адрес: пр-т Мира, 119, г. Москва