"Песнь летящей стрелы"
29 апреля 2024
Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

25 сентября 2016 18:10

Вернисаж забытого художника

В Туле состоялось торжественное открытие выставки “Дмитрий Стеллецкий: забытый художник Серебряного века”. Впервые Тульский областной художественный музей представил все работы художника, находящиеся в его собрании

Фото: Елена Романенко
Фото: Елена Романенко

“Тот, ради кого мы собрались”

Дмитрий Семенович Стеллецкий – знаковое имя для культуры русской эмиграции. Художника по праву считают родоначальником православного иконописания в русском зарубежье. Однако, несмотря на широкую известность Дмитрия Стеллецкого вне родины, в России его твор­чество малоизвестно и практически не изучено, именно поэтому и название для выставки выбрали весьма символическое: “Забытый художник”.

Забыт он был, на самом деле, надолго, потому что уже в 1914 году, оказавшись в начале Первой мировой войны во Франции, он не вернулся больше в Россию. Соответственно, на родине его совсем не знали,” – рассказывает заведующая филиалом ТОХМ Людмила Черезова.

Свою творческую деятельность Дмитрий Стеллецкий с архитектурного ремесла. В 1896 году он поступил в Петербургскую Акаде­мию художеств на архитектурное отделение, но впоследствии почувствовал тягу к скульптуре и перевелся:

С архитектурной деятельностью Стеллецкого связан один очень инте­ресный момент: он предложил проект музея для Тулы, который должен был располагаться на территории Кремля. К сожалению, проекту не суждено было осуществиться,” – поясняет Людмила Черезова.

Дмитрия Стеллецкого всегда привлекала русская древность. Копируя па­мятники древнерусского искусства, будущий художник большое внимание уделял цветовому решению. Он много путешествовал, ездил по старинным русским мона­стырям, изучал древние фрески и делал зарисовки. Все это положило начало формированию творческого кредо художника.

Фото: Елена Романенко

Дмитрий Стеллецкий является представителем такого редкого на­правления в искусстве, как русский модерн, или, как его называли, неорусский стиль. Стиль модерна повсеместно распространялся в Европе в то время, но в России он очень часто приобретал характерные национальные черты. Таким образом, Стеллецкий сформировал удивительный стиль, осно­ванный на национальном древнем искусстве,” – объясняет заведующая филиалом ТОХМ.

Именно этот особенный, неорусский стиль художника послужил поводом к тому, что молодой режиссер Всеволод Мейерхольд обратился к Стеллецкому за эскизами к своей постановке. В результате, Стеллецкий создал целую серию эскизов декораций и костюмов к трагедии Алексея Конторовича Толстого “Царь Федор Иоаннович”.

О выставке

Выставка включила в себя 16 работ Стеллецкого и уместилась в не­большом зале музея. Основную часть произведений составили сценографи­ческие эскизы: к драме Алексея Толстого “Царь Федор Иоаннович”, опере Мусоргского “Борис Годунов”, Бородина “Князь Игорь”, Римского-Корсакова “Снегурочка”.

Фото: Елена Романенко

Центральным произведением выставки стала серия из четырех панно “Времена дня”, созданная по заказу Олсуфьева. Работа представляет собой сложную аллегорию на отвлеченные понятия: утро, день, вечер, ночь. Стеллецкий изобразил каждое время с помо­щью загадочных фигур: утро – босоногая дева, олицетворяющая пробужде­ние всего живого; день – рыжеволосый юноша в изломанной позе и ярких штанах, чьи кудри словно являются продолжением солнечных лучей; вечер – гусляр, под чью музыку извиваются две фигуры лебедей; ночь – строгая, го­тическая фигура женщины. Панно является прекрасным образцом искусства модерна того времени и соединяет в себе как древнерусские образы, так и черты западноевропейского искусства.

На выставке также была представлена скульптурная деятельность Стеллецкого – бронзовый портрет “Леонардо да Винчи”.

Несмотря на сравнительно небольшие масштабы выставки, же­лающих поближе познакомиться с творчеством Дмитрия Семеновича оказа­лось много. Лирическое настроение посетителей поддержи­вали молодые музыканты Тульского областного колледжа культуры и искус­ства им. Даргомыжского. Выставка “Дмитрий Стеллецкий: забытый художник Серебряного века” продол­жит свою работу до 30 октября.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Песнь летящей стрелы"
Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музеев ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть