Хуун-Хуур-Ту: солнечный пропеллер Тывы
6 мая 2024
Любимец Горького Григ
5 мая 2024
"Надо что-то делать" — спектакль режиссера Павла Ващилина
5 мая 2024
"Сто лет тому вперед". Исторический оптимизм.
5 мая 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

24 февраля 2017 7:05

Десять лет на сцене: “Так поступают все женщины”

Опера “Так поступают все женщины или школа влюбленных” уже 10 лет с непременным успехом идет в театре Станиславского и Немировича-Данченко.

Фото: http://stanmus.ru/performance/2
Фото: http://stanmus.ru/performance/2

Спектакль – лауреат российской национальной театральной премии “Золотая Маска” 2007 года в 3 номинациях – "лучшая работа дирижера" – Вольф Горелик; "лучшая работа режиссера" – Александр Титель, "лучшая работа художника" – Владимир Арефьев.

Изящная вещица, легкий зингшпиль, опера-буффа. Свою оперу “Так поступают все женщины или школа влюбленных” Моцарт определил как drama giocoso – игривая драма. Скандальный сюжетец случился при венском дворе, и Лоренцо да Понте, уже написавший либретто к операм Моцарта “Свадьба Фигаро” и “Дон Жуан”, воспользовался придворной интрижкой в качестве основы для оперы. Заказ Моцарту поступил от самого императора Иосифа II, посулившего аж 200 дукатов.
 
Премьера состоялась в венском Бургтеатре 26 января 1790 года. Опера была принята холодно и прошла всего 10 раз. Какой современник Моцарта мог подняться до его уровня и оценить уже сложившийся зрелый стиль гения? Смелость полета его композиторской мысли могла вызвать в лучшем случае недоумение. Ему оставалось написать свою последнюю оперу "Волшебная флейта" и умереть в следующем 1791 году.
 
Светоносная, лучезарная музыка оперы "Так поступают все" щедра на красоты любого свойства. Моцарт – непревзойденный мастер, владеющий в абсолютном совершенстве своим ремеслом, "жонглирует" в партитуре оперы всеми возможными композиторскими техниками и выразительными средствами.

Вундеркинд "дурачится" и позволяет это делать всем создателям и участникам спектакля. Все поднимается на смех. Искренность дружит с притворством, вымысел подменяется реальностью, карнавальная мишура становится прописными истинами. Игривое веселье фантазии сбивает с толку, все шиворот навыворот.

Изумленный зритель созерцает бамбуковый лес, военный госпиталь с таджикским персоналом. Хорошенькие сестры милосердия в сексуальных халатиках флиртуют с офицерами. Эти летчики в форме a ля Антуан де Сент-Экзюпери – сама мужественность и мужская стать!

Этот образно-сценический винегрет, издеваясь над "умным" зрителем-театралом визуально отражает как неразбериху в головах и чувствах двух сестер-героинь, так и неприкрытый цинизм дона Альфонса, не верящего ни в кого и ни во что. Но постепенно все выстраивается очень даже логично.
 
Все недостатки малого зала театра, где проходит спектакль, превращены в достоинства. Маленькая сцена, загроможденная лесом стволов бамбука, торчащего из всех дырок резинового покрытия, вдруг начинает одновременно существовать разными своими частями игровых зон. Пространство значительно расширяется, приобретает многоплановость и театральную пластичность. Издержки, правда, этого решения – не всегда успеваешь оценить всю зрительную "вертикаль" происходящего в данную секунду. Что-то да проморгаешь.

У Моцарта в этой опере, как ни в какой другой, масса превосходнейших ансамблей, от дуэтов до секстетов. Гений превосходит сам себя. Безудержная музыкальная фантазия композитора создает неподражаемые "перлы", но и начиняет их вокальными трудностями. Хочется отметить мастерство исполнителей главных партий, которые на протяжении более трех часов на высоком уровне удерживают планку владения стилем.
 
В момент финального аккорда оркестра, когда должен был упасть несуществующий занавес, пришло понимание идеи режиссера-постановщика Александра Тителя и художника-постановщика Владимира Арефьева. В госпиталь прибыла новая партия раненых. Женская любовь есть жалость? Так поступают все женщины? Так что же такое женская верность и верность вообще?

Уже 10 лет спектакль пользуется большой зрительской симпатией, не набивая оскомину. Возможно, в нем присутствует некое ощущение квеста. Очень медленно, до последней минуты зритель подбирает ключи ко всем ассоциативным "отсылкам" создателей действа, начиная с Моцарта. Последним в этом ряду стоит он сам – зритель – создатель трактовки всего виденного и слышанного.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Хуун-Хуур-Ту: солнечный пропеллер Тывы
Любимец Горького Григ
Александр Клевицкий: "Сегодня мало кто может сочинить красивую мелодию!"

В Москве

Премьера спектакля "Добыть Тарковского" в московском театре "Пространство "Внутри"
"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть