Элла Олеговна Должикова, президент Благотворительного Фонда развития культуры им. Ю.Н. Должикова, Председатель жюри конкурса, обратилась с приветственным словом к участникам форума, указав, что заявленное название конференции предполагает всеобъемлющую тематику обсуждений. Обмен опытом на международном уровне в теоретико-методической области становления молодых музыкантов станет необходимой и востребованной преамбулой к практической составляющей, а именно к конкурсным состязаниям
XI конкурса-фестиваля им. Ю.Н. Должикова. Сегодня в России уделяется пристальное внимание развитию духовых инструментов. Необходимо восстанавливать пострадавшую в 90-е годы систему музыкального образования, культуру духового искусства. Исчезли детские духовые оркестры, которые вовлекали ребят в музыкальное обучение. Сейчас идет процесс возрождения, который подразумевает и новизну, и традицию. Подход ко всей актуальной проблематике нужен комплексный.
Участники дискурса – это деятели искусств, преподаватели, методисты, теоретики, практики из разных регионов России и других стран. Спикеры предложили самые разные вопросы, связанные с многогранностью существования духовой сферы. Они обращены к разновозрастным категориям начинающих и профессионалов. Актуальность многопрофильной повестки конференции трудно переоценить. Практика, опыт и мнения компетентных коллег находили отклик и горячую реакцию у всех присутствующих онлайн.
Полная запись конференции
Первым спикером символично выступил ученик Юрия Николаевича Должикова, лауреат Международных конкурсов, уже почти три десятилетия являющийся профессором Yong Siew Toh консерватории по классу флейты, солистом Симфонического оркестра Сингапура, Евгений Брокмиллер. Широкая география пресс-конференции проявилась в приветствии спикера: "Добрый день, коллеги! У нас в Сингапуре вечер". Опытный солист, ансамблист и оркестрант, выбрал тему "Подготовка учащегося к игре, работе в симфоническом оркестре. Аспекты коммуникации и игры на конкурсе". Профессор рассказал, каким образом построен процесс обучения в консерватории, конкретно в флейтовом классе, нацеленный на получение работы в оркестровом коллективе. Он обозначил стандарты требований, исполнительскую и психологическую подготовку к прослушиваниям, особенности разучивания оркестровых трудностей. Докладчик подчеркнул важность экзаменов по дисциплинам владения вторым инструментом: альтовой флейты и флейты-пикколо. Поделился собственным опытом и представил книги ведущих флейтистов мира, полезные для всего цеха флейтистов.
Любава Михайловна Царегородцева, Заслуженный деятель культуры ХМАО-Югры, кандидат искусствоведения, доцент, преподаватель, методист Бюджетного профессионального образовательного учреждения ХМАО-Югры "Сургутский музыкальный колледж" представила доклад на тему "Духовой исполнительской школе Югры – 30 лет". Она начала с благодарности Конкурсу Ю.Н. Должикова и лично Элле Олеговне за значимый вклад в развитие духовой школы. Холодный Сургут сменил жаркий Сингапур. Спикер отметила важность в том, чтобы в крупной международной конференции рассказать о развитии духового искусства в таком отдаленном регионе Ханты-Мансийского округа. Любава Михайловна с гордостью рассказала, как совсем недавно здесь были непроходимые тайга и болота. В 1972 году было открыто музыкальное училище, а в 1992 году открылось отделение духовых и ударных инструментов. Становление духовой школы и дальнейшее ее развитие подготовили будущих студентов столичных ВУЗов – Московской, Санкт-Петербургской, Екатеринбургской консерваторий, Академии Гнесиных и других. В 1997 году в Ханты-Мансийске открылся Центр искусств для одаренных детей Севера. Не обошлось без учеников Должикова – Юрий Мухарлямов стал во главе духового отдела. Сегодня учат детей уже творческие внуки Должикова. Очень важны педагогические традиции отечественной исполнительской школы. Конкурс им. Должикова предоставляет онлайн мастер-классы ведущих российских педагогов, что является неоценимой помощью таким отдаленным регионам, как Ханты-Мансийский округ.
Майя Николаевна Иванова (Ставропольский край, Кисловодск) – лауреат международных конкурсов, солистка Академического симфонического оркестра им. Сафонова, педагог, музыкальный терапевт в Автономной Некоммерческой Организации "Я помогаю" и "Солнечный городок". Ее тема доклада: "Духовые инструменты в обучении и реабилитации детей с ОВЗ" отразила всё усиливающееся движение в музыкальных кругах, направленное на привлечение детей с ограниченными возможностями здоровья к игре на духовых инструментах. На конкурсе им. Должикова уже имели место быть прецеденты участия детей с диагнозом ОВЗ. Элла Должикова ставит целью сделать официальной конкурсную категорию для ребят с подобным диагнозом. Майя Николаевна подчеркнула, что эти отклонения не являются инвалидностью. Она разъяснила роль музыки как способа лечения, реабилитации и обучения таких детей. Спикер, имеющий с этого года официальную квалификацию музыкального терапевта, рассказала о своем 2-х летнем опыте работы с особенной детской аудиторией. Сегодня нельзя отворачиваться от таких детей, умалчивать, стыдиться этого, они существуют рядом с нами. Необходимо внедрять их в обычную жизнь. Инклюзивный подход - одно из важных условий обучения. Многое зависит от желания и возможностей руководства детских учебных заведений. Это огромный труд, в том числе организационный. Эти проблемы требуют, чтобы о них говорили и обсуждали, чтобы общество осознавало необходимость их решения.
Мария Александровна Игнатова (Тында, Амурская обл.) – музыковед, композитор, кандидат искусствоведения, преподаватель и концертмейстер высшей категории, постоянный участник конференций Конкурса Должикова. Её излюбленная тема "Славянская свирель – к вопросу адаптации в профессиональной музыкальной среде" непосредственно связана с её профессиональный деятельностью, полной энтузиазма и радения к работе. Она выразила благодарность Конкурсу за такое внимание к инструменту "славянская свирель", который имеет право официально участвовать в конкурсных состязаниях. Это единственный в России конкурс с чётко обозначенной номинацией. Нельзя забывать свои историко-этнические корни, необходимо возрождать и поддерживать традиции. Есть регионы, где их прекрасно чтут, в том числе развивают на профессиональной основе: Башкирия, Северная Осетия-Алания, Хакасия, Калмыкия, много российских регионов, Архангельск, Тула и другие. Но, тем не менее, картина такова, что легендарная славянская свирель ушла из академического обучения, оставшись на "уровне древних славян". В академической среде он забыт, и, как следствие, отсутствует школа игры на нем. Нет преподавателей, методической литературы, сборников, репертура, нет систематизации самих видов инструмента. Необходимо делать конкретные шаги, чтобы свирель была внедрена в структуру музыкального образования.
Было сказано большое спасибо за проведение летней школы в Ессентуках, организованной Конкурсом. Педагоги и учащиеся, занимающиеся таким редким инструментом, как славянская свирель, и являющиеся первопроходцами в своем деле, нуждаются в профессиональных ориентирах. Это предоставляет Конкурс в своем лице, а также его образовательный кластер – мастер-классы, школы, конференции.
Гульхан Адилхановна Завацкая (Казахстан, Алматы) – преподаватель по классу флейты, заведующая отделением духовых и ударных инструментов и музыкального исполнительства эстрады Республиканской средней специализированной музыкальной школы-интерната для одарённых детей им. Куляш Байсеитовой сделала доклад "Актуальность конкурса им. Ю.Н. Должикова в развитии флейтовой школы Казахстана", детально остановившись на многих аспектах сотрудничества с должиковским конкурсом. Спикер, безусловно, согласилась и подтвердила высказывания предыдущих коллег о большом влиянии деятельности Конкурса и Фонда им. Должикова на процессы обучения в виде онлайн мастер-классов и подготовке учащихся к соревновательной составляющей, в виде педагогическо-методических дискурсов и сохранения педагогических традиций исполнительской школы. Докладчик ввела в исторический экскурс казахской флейтовой школы, напрямую связанной с советско-российской школой, рассказала об этапах развития и результатах деятельности. Было подчеркнуто, что в артистической и преподавательской среде страны также трудятся выпускники Юрия Николаевича Должикова. Конкурсная жизнь музыкальных учебных заведений в Казахстане весьма многообразна, но они с большим желанием сотрудничают и осуществляют профессиональные контакты со всем образовательным кластером Конкурса Должикова. Были отмечены особенно ценными мастер-классы профессорско-преподавательского состава ведущих российских ВУЗов, повышающие интерес учащихся к работе над овладением игры на духовых инструментах. Ребята, участвующие в предыдущем конкурсе он-лайн, в торжественной обстановке получили свои награды и премии, которые Конкурс прислал победителям. В планах у представителей Казахстана, богатого народными инструментами, принять участие в московском конкурсе очно в номинации "Народные духовые инструменты". С особым удовольствием спикер официально объявила, что Конкурс Должикова внесен в список значимых конкурсов, лауреаты которого будут иметь преимущество при поступлении в ВУЗы Казахстана.
Анатолий Васильевич Яйчук (Беларусь, Минск) – Заведующий отделением деревянных духовых инструментов ГУО "Детская музыкальная школа искусств 14 г. Минска", преподаватель по классу саксофона. Тема доклада: "Преемственность поколений – как основа устойчивого развития исполнительского и педагогического мастерства". Заявленная тема, по мнению докладчика и всех присутствующих коллег, на постсоветском пространстве сегодня воспринимается особенно остро. Об этом неоднократно высказывался и председатель конкурса Должикова Александр Леонидович Клевицкий. Белорусский спикер обратил внимание на разрушенную систему музыкального образования после 1991 года, особенно пострадавшее низшее звено ДМШ. Это привело к тому, что все звенья цепи оказались разорваны. Преемственность поколений нарушена, не воспитаны те, которые придут на смену нынешней профессуре. Необходимо налаживать эти связи сверху вниз и, не менее важные, снизу вверх. Анатолий Васильевич откровенно признался, что ему не стыдно спрашивать у своих бывших учеников о новых приёмах и методиках, задаваться конкретными вопросами для чего и зачем. Если студент может разобраться в каких-то проблемах и дать ответы для чего нужен тот или иной прием игры, то для применения его на уровне музыкальной школы нужна ясная конкретика. Не все конкурсы имеют профессиональный вес, даже если они называются республиканскими. Конкурсу Должикова вполне по силам подготовить конкурсантов к Конкурсу Чайковского, если на нем будет открыта номинация саксофона, потому что в должиковском конкурсе участвуют лучшие из лучших.
Анжела Викторовна Сидорова (Чебоксары, Чувашия) – Заслуженный работник культуры Чувашской республики и Российской Федерации, профессор Чувашского государственного института культуры и искусства, заведующая отделением духовых инструментов ДМШ им С.М. Максимова выбрала тему непосредственного обучения ансамблевому исполнительству "Роль и значение предмета Ансамбль в процессе обучения на духовом отделении". Спикер рассказала о созданных ею духовых ансамблях, не единожды гастролирующих в европейских странах, поделилась множеством практических советов и педагогических приемов. Согласилась, что у всех коллег есть наболевшие проблемы, которые нужно обсуждать с идейными единомышленниками духового цеха. Анжела Викторовна в профессии 38-й год. В ее школе сейчас учатся 39 флейтистов, 10 трубачей, 7 саксофонистов, 4 валторниста, 3 гобоиста. Это часто зависит от финансового положения родителей, которые не могут купить дорогие инструменты. В связи с этим, с еще большей теплотой были произнесены слова благодарности в адрес Эллы Олеговны, которая на одном из конкурсов вручила школе японскую флейту. Это очень ценно, что у детей из периферийных музыкальных школ есть возможность показать себя на Конкурсе Должикова, выступить в ансамблевой номинации. Обучение игре в ансамбле - это обучение умению слушать себя и других, выстраивать чистую интонацию и интервалику. Чтобы привлечь всех учащихся класса к такому музицированию, приходится заниматься переложениями партий. Также, глядя на детей игрой в ансамбле, в качестве хобби, заинтересовались взрослые, врачи, предприниматели. По выходным происходят репетиции. К нам приводят детей с астматическими заболеваниями. Занятия помогают им, они становятся хорошими учениками. В основе всего лежит дисциплина по всем направлениям. Очень вдохновили творческие командировки Эллы Олеговны, которая занималась с ребятами-флейтистами, ставила им дыхание. Планируется продолжить такое полезное сотрудничество.
Олег Игоревич Абрамов (Москва) – Президент Фонда поддержки исполнительства на медных духовых инструментах имени Александра III, старший преподаватель МГИК и МПГУ, заведующий музыкальным отделением Первого Музыкального лицея им. А.В. Александрова, выразил надежду, что темой "Исполнительство на медных духовых инструментах в России: традиции и современность. Проблемы подготовки и образования музыкантов духовиков Российской системы образования на разных уровнях" также внесет лепту в понимание современных процессов образования в духовой сфере. Все развивается по спирали, новое - это хорошо забытое старое, поэтому нужно включить в нашу музыкантскую память не только традиции советской системы образования, но и досоветский период. Современный мир развивается быстро и стремительно, и музыкальное искусство, как часть этого мира, ни в коем случае не должно уступать, а в некоторых вопросах даже идти впереди. Музыка несет миссию не только отдельного или дополнительного образования, а и общего образования. В общеобразовательных школах предмет музыки носит теоретический характер, а для развития ребенка, и это уже знают все, очень полезно уметь играть на каком-либо инструменте. Самому рождать звук – это очень сложный умственно-физический процесс, способствующий пониманию сложных наук математики и других. В новой истории России появилась плеяда музыкантов, которые владеют струнными инструментами и являются хорошими администраторами. Поэтому у нас существуют камерные и симфонические оркестры. Их много. Концертных духовых ансамблей и оркестров почти нет. Исчезнувшие в 90-х, они не образовались по сию пору. К сожалению, не обнаруживается диалога между исполнителями и представителями властных структур, с которых не сняты обязательства и заботы о присутствии в нашей жизни духовых коллективов. Конкурс Должикова, на втором десятилетии своего существования, уже выполняет роль творческой лаборатории, где обсуждаются эти злободневные вопросы, ищутся пути решения. Идет движение и развитие в непростых условиях. Представитель медного цеха, Олег Игоревич прошел полный путь от самодеятельного оркестра, музыкальной школы, через среднее звено к консерватори и аспирантуре. Понимание того, что полный цикл этой советской системы приносил фантастические результаты всемирных побед исполнительской школы, сегодня есть повсеместно. Не приблизившись к европейскому среднему уровню, к которому стремились, мы потеряли свое лицо. Сегодня мы находимся на перепутье. Спикер убежден, что должно быть свое собственное развитие, обусловленное массой специфических особенностей. И эти особенности необходимо выводить на передний план, раскрывать еще больше, подводя под них профессиональную базу. Сила – в объединении. Задача – довести до сведения чиновников. А пока, например, медный инструмент тенор-баритон эуфониум и вовсе исчез из поля зрения системы образования. Мелькает только в качестве ознакомления, а ведь спрос на него в духовых и военно-духовых оркестрах колоссальный. Он встречается в огромном количестве симфонических партитур. В этом направлении сам докладчик лично ведет работу, ищет репертуар. Прогресс есть. Появились три ВУЗа, которые дают высшее образование по этому инструменту.
Сергей Федорович Бармин (Москва) – доцент МГК им. П.И. Чайковского, Лауреат Международных конкурсов. Его медный духовой инструмент туба является не самым популярным выбором у детей и родителей. Возможно, и тема выступления стала следствием этого факта: "Формирование эстетических ориентаций у детей в дополнительном образовании". Проблемы правильности эстетических ориентаций детей в сегодняшнем мире развлечений и обществе потребления спикер считает очень актуальными. Педагоги часто обучают учеников технологическим сложностям в освоении репертуара, забывая об эстетическом отношении к инструменту, музыке и культуре в целом. Это ведет к тому, что дети, играющие на музыкальных инструментах, не выдерживают конкуренции с детьми, занимающимися футболом, карате, танцами. Невостребованность серьезной музыки в обществе, СМИ, соцсетях не дает информации и о самих музыкальных инструментах. У мальчика, играющего, например, на тубе, среди своих сверстников нет доказательств его правильного выбора. В сложном подростковом мире музыка, как род деятельности, как творческая основа развития личности, должна быть подкреплена идеей. Это может сделать педагог. Но вокруг идет общий фон мнения, что зарплата педагога в музыкальной школе оставляет желать лучшего, 12-14 летний мальчик не хочет потом идти туда работать. Он захочет стать футболистом, экономистом. Задача педагогов - расширить спектр видения применения музыкального образования, сориентировать детей быть в культурной сфере в будущем. Узкий взгляд на чисто исполнительскую сторону профессии, которая не всегда у студента получается на высоком уровне, приводит к разочарованию и неспособности видеть другие перспективы в этой же области. Получается, что не из кого лепить ни музыкантов, ни специалистов около музыкальных профессий. Спикер полностью согласен с коллегами в том, что в нашем Отечестве очень много хорошего, оно богато традициями. Нужно отталкиваться от всего этого, а не продвигать западное. Объединить и развивать весь лучший советско-российский опыт. Не смотря на то, что все живут в интернете, казалось бы, наше, в частности, духовое сообщество мало знает друг о друге, считает спикер. Мы разобщены. В рамках конференции мы узнали о преподавателях и детях, на которых можно равняться. Можно прививать ученикам именно в этой сфере давать обратную связь – написать комментарий, поздравление, поставить лайк, любая взаимность. Нашу модель поведения считывают наши ученики. Педагог – воспитатель. Мы теряем самое главное – интерес и мотивацию у детей, если сами не инициируем такие вещи. Сам термин дополнительного образования заканчивается в подростковом коллективе, когда ребята начинают обсуждать, кто лучше, футболист или тубист, у кого есть диплом музыкальной школы и нужен ли он. Педагогам нельзя обсуждать при детях свои зарплаты, всегда думать о последствиях сказанного в их присутствии. Если учитель выбрал это, значит не смотря ни на что он должен нести свою миссию высоко. Очень эмоционально спикер закончил свое выступление, сказав, что любовь, которую вкладывают организаторы в Конкурс, будет с участниками всю жизнь.
Евгения Александровна Командина (Сочи) – Лауреат Международных фестивалей и конкурсов, преподаватель высшей категории Автономной Некоммерческой Образовательной Организации "Президентский Лицей "Сириус" - Высшая школа музыки. Выпускница Юрия Николаевича Должикова поделилась своими наработками в теме: "Обучение технологическим приемам игры на флейте на начальном этапе обучения". Действенная методика преподавания Должикова впитана ученицей и последовательницей любимого профессора. Самостоятельное преподавание Евгении Александровныв течение 20 лет все больше убеждает ее в этом. Ключевая идея наставника в том, что педагог должен знать не только то, что надо сделать, но и как. Это "как" обозначает конкретное упражнение для каждой технологической задачи, вплоть до движения челюсти, угла раскрытия и добавления горла. Начальный этап обучения - один из самых трудных и трудоемких для педагога и ученика. Опытный педагог придерживается принципа постепенности увеличения нагрузки. сочетание разных видов обучения, переключение ученика, принципа повтора. Если педагог сам не может показать звук на флейте, это будет очень сильно тормозить развитие ученика. Должиков не считал обязательными занятия на блок-флейте, при которых не формируется дыхание при легком звукоизвлечении. Это может оттолкнуть в последствии. Сегодня Конкурс его имени – это всегда импульс к раскрытию возможностей участников, сильный толчок к дальнейшему развитию. Конкурсы зажигают не только детей, но и родителей. Энергетика самого Юрия Николаевича, будто, присутствует на конкурсе. "Президентский Лицей "Сириус" - Высшая школа музыки" пока еще только формируется, но уже видно, какое это будет качественное образование. Здесь найдет свое последующее развитие методика Должикова.
Рашид Каканов (Франция, Париж) – профессор Парижской международной консерватории предложил тему "Инструментарий. Сольное исполнительство. Поступление в консерваторию и обмен студентами". Спикер был лично знаком и тесно связан с Юрием Николаевичем. Рашид регулярно с ним занимался и считает, Должиков был редкий педагог по знаниям, кругозору, эмоциональности. У него на уроках ученические проблемы исчезали навсегда. Инструментарий для флейтистов всегда был головной болью, хороших инструментов в СССР и потом в России не было. Сейчас в мире уровень изготовления и производства флейт очень высок, наблюдается огромный прогресс. Доминируют японские и американские флейты. На слух всегда отличается тембр золотой и серебряной флейты. Сегодня в больших оркестрах мира все играют на золотых флейтах. Самое высокое содержание золота 24 карата в японских инструментах, но самое ходовое и дешевле содержание 14 каратов. Это не означает, что золотые флейты всем подходят. Это все сложно и индивидуально. Традиции сольного исполнительства Поля Таффанеля и его ученика Филиппа Гобера во Франции очень велики. Но французской школы нет, есть метод преподавания на флейте. Как говорил Должиков, теория должна подтверждаться практикой.
Алексей Александрович Радов (Москва) – Выпускник МГК им. П.И. Чайковского, лауреат “Romantik-Fest-2014”, лауреат II степени третьего Московского открытого конкурса-фестиваля имени Ю.Н. Должикова, преподаватель ДМШ им. Римского-Корсакова. Молодой коллега работал над темой "Основание и развитие кларнетовой школы с советского по настоящее время". Для спикера Конкурс Должикова стал первым состязанием, в котором он принял участие в Москве. Высокий уровень кларнетовой исполнительской школы возник не на пустом месте. Алексей рассказал об этапах становления и развития отечественной кларнетовой школы, упомянул имена основателей, выдающихся педагогов и исполнителей.
Элла Олеговна подвела итог профессиональной дискуссии, откровенному разговору единомышленников, ратующих за свое духовое дело. Множество разного рода проблем было вскрыто в ходе выступлений. Все заявленные темы оказались более, чем актуальны, все вызывали острый интерес и реакцию аудитории. Были сделаны определенные выводы. Конференция подтвердила, что Конкурс Должикова является тем звеном цепи, который соединяет и объединяет людей из отдаленных регионов и дальних стран. Такой вид обмена опытом планируется сделать ежегодным в рамках Конкурса Дллжикова при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив. Запись конференции будет доступна по ссылке для всех интересующихся.
Мероприятия
XI Международного конкурса-фестиваля исполнителей на духовых и ударных инструментах им. Ю.Н. Должикова состоятся на базе Московской детской школы искусств "КУСКОВО" ДШИ им. Н.А. Римского-Корсакова.