"Кольцо рук", "Часы" и "Мой белый ангел": инклюзивный коллектив покажет новые постановки в Москве
19 апреля 2024
В Пскове пройдет показ мультимедийного спектакля "Псков – город-воин"
19 апреля 2024
Секрет "Ревизора" Театра Олега Табакова
19 апреля 2024
Вековой юбилей бестселлера Станиславского
19 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

31 октября 2020 17:09

Брат жены, дочь врага - всяко царская родня

Опера Доницетти "Петр I, или Невероятные приключения русского царя" музыкального театра "Санктъ-Петербургъ Опера" - мировая премьера на V Фестивале "Видеть музыку"

Сцена из спектакля "Петр Первый". Фото: Ирина Шымчак
Сцена из спектакля "Петр Первый". Фото: Ирина Шымчак

Впервые поставленная в России режиссером Юрием Александровым и его Камерным музыкальным театром "Санктъ-Петербургъ Опера" ранняя опера Гаэтано Доницетти "Петр Великий, царь русский, или Ливонский плотник", написанная в 1819 году, прогремела ни больше ни меньше мировой премьерой. Современное успешное возобновление вдохнуло сценическую жизнь в забытый опус итальянского гения XIX веках. Гастрольный спектакль петербургских артистов "Петр I, или Невероятные приключения русского царя" прошел в рамках V Фестиваля музыкальных театров России "Видеть музыку" при поддержке Гранта Президента РФ на сцене театра "Геликон-опера".

Вечер непринужденной веселости, легкого озорства и академического бельканто подарили московской публике режиссер-постановщик Юрий Александров и исполнители шутливой мелодрамы Доницетти о невероятных приключениях Петра I, основателя города на Неве, откуда и прибыла команда театра "Санктъ-Петербургъ Опера" на юбилейный V фестиваль "Видеть музыку".

Редкий факт, когда итальянцы обращаются к русской теме в оперном искусстве, однако либреттист Герардо Бевильаква Альдобрандини и композитор Гаэтано Доницетти клюнули на сюжет a la russe, рассчитывая на экзотику и нетривиальность сюжета в глазах европейцев. Действительно, премьера оперы "Pietro il grande Czar delle Russie o Il Falegname di Livonia", написанной Доницетти (1797-1848) по окончании Болонского музыкального лицея, прошла с успехом в Венеции в 1819 году.


Сцена из спектакля "Петр Первый". Фото: Ирина Шымчак

Но незрелый стиль автора не позволил успеху композитора закрепиться и получить последующие заказы от музыкальных театров, где правили оперным балом Винченцо Беллини и Джоаккино Россини. Влияние обоих на новичка оперного пера Доницетти было бесспорным. И "Петр I" - подтверждение этому факту, где авторский почерк еще не самостоятельный. К тому же, композиторская техника изучалась Доницетти у прославленного педагога Маттеи, бывшего ранее наставником Россини.

Тем не менее, прелесть мелодизма, очарование бельканто, красота ансамблей покоряет в этом не самом совершенном оперном образце молодого Доницетти. Этому не мешает даже несусветная, но только на русский взгляд, абракадабра сюжетной линии, помесь детектива со слащавой мелодрамой.

Но придумщики спектакля из города Петра разобрались в теме баек о Петре Доницетти, которые дали автору проекта и режиссеру-постановщику Юрию Александрову невероятную возможность расчертить, так сказать, всевозможные параллели по поводу и без. Уж поиграть в театральность удалось максимально, выжав из творения Доницетти даже идею о написанной им чудесной безделушки специально для "Санктъ-Петербургъ Оперы". Ребята практически убедили в этом. Чего стоит только разверзшееся яйцо с профилем Александра Сергеевича Пушкина, откуда вылупился силуэт Петербурга, можно добавить, работы Фаберже. Аллюзия, зритель.


Сцена из спектакля "Петр Первый". Фото: Ирина Шымчак

Кстати, извините, о яйцах. Хор представлял из себя курятник - куры и петухи, они же придворные. Главная декорация - клетка, насест в стиле, правда, рококо. За сценографию и костюмы, которые главные персонажи меняли трижды за спектакль, отвечал Народный художник России Вячеслав Окунев. Зрелище очень эффектное, смотрелось весьма богато и дорогостояще. Думается, сценография во многом формировала восприятие спектакля в лучшую сторону, затмевая собой нежелательное, в том числе просчеты самого начинающего Доницетти.

Сюжет, хм... сюжет. Мы же любим оперу не за сюжеты. Версия либретто для исполнения на итальянском и русском языках была написана Юрием Димитриным. Хитро там все преподнесено. Было введено специальное "Лицо от театра, он же капитан Хондедиски, он же Алексашка Меньшиков" - непоющий толмач, он же толкователь, он же каламбурщик с коментами происходящего на сцене.

Царь Петр I и его жена Катерина тайно прибывают в ливонский городишко на балтийском побережье, только что отвоеванном Петром у Швеции, чтобы отыскать пропавшего брата императрицы Карла Скавронского. Карл-плотник влюблен в Анетту, которая на поверку, внимание, оказывается дочерью Мазепы, предателя Петра в Полтавской битве. Теперь можно навскидку взять россиниевских героев опер-буффа, беллиниевских лирических героинь,  трагикомических ситуаций из их опусов и получится история "Петра I". Композитор врать не станет, как говорится, за что купил, за то и продаю.

Исполнение оперы под руководством дирижера Александра Гойхмана следует отметить. Если вспомнить самую знаменитую арию Неморино из оперы "Любовный напиток", визитную карточку Доницетти и момент истины каждого тенора, то сравнивать Карузо, Паваротти с вокалистами "Санктъ-Петербургъ Оперы", по крайней мере, не этично по отношению к петербуржцам. В бельканто предела совершенству не существует, и всегда можно спеть еще лучше. Пели, старались, выдержали.


Сцена из спектакля "Петр Первый". Фото: Ирина Шымчак

Остроты, шуточки, каламбуры с претензией на новизну, переполнявшие спектакль, не всегда отличались тонкостью и изыском, но все же имели от начала до конца стремление к выдержанности определенного стиля. Преувеличение театральных штампов украшало комизм, хотя, порой, портилось прямолинейностью и предсказуемостью.

Закончилось в опере Доницетти все более, чем хорошо, в спектакле Юрия Александрова еще и патриотично: красуйся и стой град Петров неколебимо как Россия. Ну, почти так. В сценическом варианте режиссера и труппы театра "Санктъ-Петербургъ Опера" финал спектакля - гимнический апофеоз городу и его 300-летней истории.

В качестве исторической справки. Самый первый спектакль вновь обретенной оперы Доницетти "Петр I или Невероятные приключения русского царя" был показан в День трехсотлетия Петербурга 27 мая 2003 года. На нынешнем пятом фестивале "Видеть музыку" Москва увидела возобновленную версию спектакля по поводу 350-летия Петра Первого. Юрий Александров награжден медалью имени Доницетти в городе Бергамо за открытие миру исчезнувшей партитуры. Теперь опера числится в реестре сочинений Гаэтано Доницетти.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Мы пойдём своим путём и в оперетте, и в мюзикле
Камера смотрит на оперу - опера смотрит в камеру
С юмором и вкусом

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть