"Кольцо рук", "Часы" и "Мой белый ангел": инклюзивный коллектив покажет новые постановки в Москве
19 апреля 2024
В Пскове пройдет показ мультимедийного спектакля "Псков – город-воин"
19 апреля 2024
Секрет "Ревизора" Театра Олега Табакова
19 апреля 2024
Вековой юбилей бестселлера Станиславского
19 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

10 октября 2018 11:36

"Коппелия" из Карелии

Музыкальный театр Карелии представил балет "Коппелия" в рамках программы фестиваля "Видеть музыку" на сцене театра "Новая опера"

Фото: mrteatr.ru
Фото: mrteatr.ru

Музыкальный театр республики Карелия привез на III Фестиваль музыкальных театров России "Видеть музыку" балет Лео Делиба " Коппелия". Новую версию балета на либретто Ольги Погодиной-Кузминой по мотивам новеллы Э.Т.А. Гофмана "Песочный человек" поставил хореограф Кирилл Симонов в содружестве с художником-постановщиком Паволом Юрашом (Словакия), музыкальным руководителем и дирижером Анатолием Рыбалко.

Комический балет "Коппелия или Красавица с голубыми волосами" впервые с большим успехом прошел в Гранд-Опера 25 мая 1870 года в присутствии высочайшей четы Наполеона III и его жены, императрицы Евгении. Первым хореографом был француз Артюр Сен-Леон. С тех пор, по причине необычайной популярности "Коппелии", это название не исчезает с афиш многих театров мира. Прославленные балетмейстеры Мариус Петипа, Александр Горский своим талантом отточили и приумножили хореографические красоты балета.

Кирилл Симонов считает, что существует семь-восемь самых известных версий шедевра Делиба. Сам худрук балетной труппы Музыкального театра Карелии Кирилл Алексеевич со своей командой предложил авторскую трактовку балет: приблизившись к сюжетному первоисточнику Гофмана, с характерными мистическими чертами немецкого романтизма, одновременно решившись поместить свой рассказ в советское пространство, "вытянув" на поверхность сложные, почти мистические, связи сталинско-бериевских и 1960-х годов. Симонов уверен, что прекрасное искусство балета никогда не существовало вне политики.

Фото: mrteatr.ru

На прозрачном вуалевом занавесе возникает проекция сыто-мерзкого лица в круглых очках. За вуалем, временнОй дымкой, разворачивается первая мизансцена, отсылающая в страшный 1937-й. Родителей забирают ночью, над маленьким мальчиком в кроватке склоняется Некто, собирательный образ НКВДешника или еще какого "отца народов", своими очками напоминающего Берию.

Прозрачный вуаль поднимается, по нему уже едут авто образца шестидесятых — солнечный свет, радостное возбуждение, пионеры, спортсмены — время Оттепели в стране, победившей фашизм и сталинизм. Трехсторонняя декорация изображает панельную типовушку, в которой живут счастливые советские люди. Но... в одной из квартир обитает таинственная парочка, урод и красавица, совсем не похожие на строителей коммунизма. Коппелиус и кукла Коппелия в симоновской версии — это тот самый Некто-берия, он же кукловод и распрекрасная обманка - образ ложной ценности, увлекшей главного героя (читай — советский народ). Вообще, идея спектакля об истинном и фальшивом, о наших советских атавизмах, о розовых очках, насильно натягиваемых на нас в то время.

Фото: mrteatr.ru

Хореография Симонова кардинально не вышла за рамки классических балетных движений. Вероятно, прелестная музыка Делиба диктовала свои законы, требуя базовые танцевальные формы. Может быть, и наш глаз уже привычен к современной пластике, воспринимая ее как традиционную. Так или иначе, почерк балетмейстера идентифицировался сразу по очень характерным для Симонова движениям рук танцовщиков со сложно-выразительными рисунками. Эти узнаваемые линии присутствуют в его "Маскараде", "Аэлите", "Путешествии Гулливера", спектаклях, поставленных в  театре им. Сац.

Самый яркий образ Симонов и Эдуард Демидов, артист Музыкального театра Карелии, создали для роли Коппелиуса. Это не столько танцевальная партия, сколько пластическая, требующая постоянного движения на сцене. Хореограф наметил основные движения головы, шеи, походки и уточнил место положения персонажа в мизансценах, дав импровизационную свободу артисту. Вызывающий омерзение, тошноту, страх отрицательный герой был идеален в своем амплуа.

И как всегда, очень выразительно, красиво и изыскано предстала Алевтина Касаткина-Коппелия, солистка балетной труппы театра им. Сац. Ее роли Нины из балета "Маскарад" и Аэлиты из балета "Аэлита" очень запоминаются. И если лирические Нина и Аэлита, хрупкие и воздушные, то в роли Коппелии Касаткина проявила напор и бездушную "наглость".

Фото: mrteatr.ru

По словам Кирилла Симонова, одна из серьезных проблем балетных трупп России - утечка кадров в столицы и еще куда дальше. Этим объясняется присутствие в карельской труппе японских артистов, вероятно, с удовольствием сотрудничающих с великой русской балетной школой. Партию Клары танцевала Юка Идзуми. И очень ярко-харАктерно выступил Такахиро Цубо в сольном танце испанской куклы, поддержав комическую идею Симонова и вызвав неудержимый хохот зала.

Теплые слова кордебалету, который в многочисленных ансамблевых танцах в "унисон" с симметричностью и зеркальностью одних и тех же движений у каждого, четко выдерживал этот самый "унисон".

Особые поздравления оркестру и дирижеру Анатолию Рыбалко. Известную донельзя музыку, ясную и прозрачную, в которой не за что спрятаться, сыграли достойно, чисто, уверенно, с хорошими соло флейты-пикколо и скрипки.

Куклы-танцовщицы в последнем действии, одетые в стильные, яркие платья театрального художника Павола Юраша, отражали моду шестидесятых, напоминая стиляг, поклонников джаза и вписываясь в балетную хореографию с элементами рок-анд-ролла.

Фото: mrteatr.ru

Спектакль держал внимание от начала до конца, ни секунды не вызвав сомнения в происходящем на сцене. Да просто здорово. Может быть, чуть не хватило "шика" артистам, державшим за скобками свою робость перед искушенным московским зрителем. Я бы добавила дольку "шикарности в бокал".
На фестиваль "Видеть музыку" театры, по мнению Кирилла Симонова, выбирают спектакли на свою творческую совесть. Спектакль "Коппелия" Музыкального театра Карелии действительно сделан на совесть.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Мы пойдём своим путём и в оперетте, и в мюзикле
Камера смотрит на оперу - опера смотрит в камеру
С юмором и вкусом

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть