"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.
25 апреля 2024
Мировая война. Из рукописи писательницы Анастасии Алексеевны Вербицкой.
24 апреля 2024
Испанские страсти. Спектакль "Севильский цирюльник".
24 апреля 2024
БАМ отмечает 50 лет
23 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Видеть музыку". От Бриттена к Боккаччо

Погружением в две разные эпохи: в недавнее и в совсем далёкое прошлое, – стали спектакли Студенческой программы проводимого при поддержке Министерства культуры и Фонда президентских грантов Четвёртого музыкального фестиваля "Видеть музыку"

Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"
Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"

В нынешнем, четвертом фестивале "Видеть музыку", как всегда, немало "взрослых" сюжетов в разных музыкальных жанрах: "Фауст" и "Похищение из сераля", "Один день Ивана Денисовича", "Поругание Лукреции", "Идиот"…

Значительное место в афише заняли спектакли для детей и молодежи. Более того, даже открылся этот форум мюзиклом по повести Джека Лондона "Белый клык".
 
Весьма яркой оказалась и студенческая программа фестиваля, тоже сориентированная на молодежь разного возраста.
 
Так, студенты Мастерской профессора А. Бармака на Факультете музыкального театра ГИТИС показали не только спектакли "Ах, Оффенбах!" и "Сестра Анжелика" Дж. Пуччини, но выступили и со своей версией не самой легкой оперы Б. Бриттена "Поворот винта".

Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"
 
Казалось бы, Гувернантка из повести Г. Джеймса встает в один ряд с леди Совершенство из "Мери Поппинс" и бесстрашной героиней "Сотворившей чудо". Но если в двух последних сюжетах, в полном соответствии с американской традицией, события, так или иначе, развиваются в позитивном духе, то "Поворот винта" – история, крайне беспросветная и безвыходная. Здесь все строится на движении от саспенса к "хорору", от неизъяснимо таинственного напряжения, пронизывающего все вокруг, к смертоносному ужасу, леденящему душу в финале.
 
Некоторое время назад в той же мастерской была поставлена не менее трагичная опера К. Менотти "Медиум", юный герой которой тоже оказывался в необратимом тупике.
 
В нынешней постановке оперы Бриттена "скелетов в шкафу" не меньше. Среда действия мрачна и бесцветна. Персонажи обитают в каком-то неухоженном саду, среди вороха хрупких сухих ветвей. Образ бесплодия доминирует, а действующими лицами, кроме основных, выступают призраки ранее умерших – лакея Питера Куинта и прежней гувернантки мисс Джессел. Артисты Тарас Бабий и Анастасия Глушкова в этих ролях наполненно и точно живут в сюжете и мастерски исполняют сложные партии вплоть до теноровой колоратуры.

Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"
 
Характеры Майлса (Дмитрий Каракоскин) и Флоры (Софья Цимбал), детей, воспитанием которых должна заняться новая Гувернантка, несут в себе тяжкий трагический надлом, будучи связаны с умершими героями нерасторжимо и бесплодно. Они охотно лгут, упиваются тайнами, упрямо стремятся преодолеть запретные границы между живым и мертвым. Загадочным кажется и то, что Майлс к финалу становится заметно старше.
 
Со сложностями вокальных партий артисты тоже справляются достойно. Сама же Гувернантка Виолетты Васильевой бесстрашно старается связать тайны и страсти сюжета. Но все же смерть Майлса в финале не дает права признать ее "сотворившей чудо", ибо перед нами очередная трагедия педагогической ошибки.

Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"
 
Воспитанники мастерской Александра Петрова в РГИСИ и молодые творческие силы возглавляемого режиссёром театра "Зазеркалье" обратились, наоборот, к старинным раритетам. Спектакль по пьесе О.Погодиной-Кузьминой "Декамерон" объединяет мадригалы Клаудио Монтеверди, музыку Арканджело Корелли и новеллы Дж.Боккаччо.

Мода на старинную музыку, разразившаяся в последнее время, мешает большинству фанатов отнестись к ней с юмором. Это доступно лишь молодому поколению, не отягощенному гнетом традиций. Заинтересованный, но беспристрастный взгляд юных артистов на этот материал принципиален в постановке "Декамерон. Десять мадригалов К. Монтеверди, разыгрываемых по новеллам Дж. Боккаччо", предпринятой недавними студентами Мастерской режиссера Александра Петрова на сцене Детского музыкального театра "Зазеркалье" (Санкт-Петербург), которым он руководит.

Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"

Посадив зрителей на сцене, спиной к зрительному залу, режиссер и художник Мария Медведева добиваются особой камерности среды. Хоралы Монтеверди, драматичные и виртуозные, в исполнении ансамбля юных певцов тоже звучат камерно, почти интимно.
 
Напряжение снижают и фрагменты манекенов, разбросанные по сцене, а затем вознесенные под колосники. Так снимается пафос трагических обстоятельств венецианской чумы, которой молодежь упрямо противопоставляет свое органическое жизнелюбие, разыгрывая шесть наиболее известных новелл "Декамерона".

Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"
 
Пьеса О. Погодиной-Кузминой, написанная в стихах, при некотором многословии, не слишком тормозит действие в его энергии и остроумии.
 
Каждая новелла спектакля насыщена лукавой иронией и пронизана откровенным эротизмом, для Боккаччо обязательным, но особенно ярко выраженным в поведении юных героев, борющихся за свое право жить и любить, предаваясь страстям безоглядно.
 
Облачены персонажи во вполне исторические костюмы, по гамме и пластике совпадающие с одеждами героев эпохи Возрождения.

Молодые актеры творят в нерасторжимом интонационном и стилевом единстве. Возникает специфический "зеленый шум", лишь молодости доступный. Это помогает избежать угнетения трагическими обстоятельствами некоторых новелл, чуть ли не высмеять их эксцентрикой. Так, в истории про убитого возлюбленного ("Горшок с базиликом") героиня хранит в цветочном горшке его отрубленную голову, а сам он слоняется по сцене без головы. Артисты Екатерина Рунцис и Сергей Ваганов упоенно разыгрывают этот эксцентрический парафраз "Соломеи".

Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"
 
А в истории про юношу, пожертвовавшего любимым соколом, чтобы угостить возлюбленную, не только исчез романтический флер. По-новому зазвучала роль Виоланты. Полина Трещева в интонациях драматической сатиры явила характер эгоистичной, равнодушной и самовлюбленной девицы, не способной оценить чужую жертвенность. Столь же остро воспринимается и горькая судьбина Сокола. В исполнении Семена Фатыхова есть упрек и трогательная растерянность.
 
Начав с "Болтливого постояльца", где молодежь, предаваясь на постоялом дворе вожделенным страстям, остроумно выкручивается перед обманутым простофилей, герои проходят пройдя через более драматичные сюжеты. В частности, "Прекрасный визирь", где оболганная Сибилла — Дарья Нариманова, избежав смерти, сама борется за свою честь. Но, опять-таки, делается это с лукавой усмешкой и пародийностью. А завершается марафон страстей знаменитой историей про "глухонемого" садовника, подвизающегося в женском монастыре не только по основной специальности. Разумеется, все насельницы обители успевают оценить мужские достоинства хитреца Мазетто — Кирилла Корсакова.

Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"
 
Многокрасочная поэма про упрямую любовь к жизни завершается эффектно и победоносно.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Мы пойдём своим путём и в оперетте, и в мюзикле
Камера смотрит на оперу - опера смотрит в камеру
С юмором и вкусом

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть