Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024
"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Чтоб познать красу вселенной: Курентзис и другие

Лето и период отпусков – хорошая возможность смотреть в Сети общедоступные бесплатные трансляции спектаклей. Их предлагают многие оперные дома мира.

"Свадьба Фигаро". Фото: Гарсингтон-опера
"Свадьба Фигаро". Фото: Гарсингтон-опера

Мы выбрали "долгоиграющие показы", их можно увидеть до конца лета. Тут спектр музыкальных и режиссерских трактовок, демонстрирующих разнообразие сценических решений. Театр хороший и, что самое главное, разный. И конечно, высокий уровень исполнения.

"Иоланта". Театр Реал, Мадрид



Спектакль этот не нов, но остается одним из лучших оперных зрелищ последнего   десятилетия.  Малоизвестная  в Европе опера Чайковского несколько лет назад произвела  фурор в Испании и на оперном фестивале в Экс-ан-Провансе. Можно только пожалеть, что переговоры о переносе этой  постановки в Большой театр окончились ничем. Будь иначе, российская публика смогла бы увидеть живьем результат творческого союза дирижера Теодора Курентзиса и режиссера Питера Селларса.
Курентзис трактует  музыку одновременно и мистически, и "материально": оркестр не только  играет многозначительно-тихими звучностями или взлетает до небес в форте, он еще и внимателен к каждой детали,  любовно "ощупывая" каждую ноту и каждую паузу,  словно  слепая Иоланта -  свои розы.  Это красивое и уважительное прочтение, к тому же изгоняющее из музыки  любой намек на сентиментальность.   

В мадридской постановке прекрасный кастинг, и участвует много российских певцов. Дмитрий Ульянов исполняет короля Рене, Роберта - Алексей Марков, и даже в роли служанки Марты выходит  звезда мировой оперы Екатерина Семенчук.  Чех Павел Чернох (Водемон) и знаменитый американец Уиллард Уайт (Ибн Хакиа) мужественно поют по- русски. В главной партии солистка Большого театра Екатерина Щербаченко. Ее чистый "ангельский" голос и такой же внешний вид совпадают с прекраснодушным описанием либретто ("Облик светлого сиянья, облик дивной красоты, с ликом полным обаянья и  чудесной доброты..").   

Режиссер Селларс не интересуется средневековым колоритом оперы, предпочитая подчеркнуть ее  общечеловеческие моменты. Герои (за исключением Иоланты, одетой в ярко синее, цвета южного  неба, длинное платье) носят черное и современное, но это не значит,  что действие перенесено в наши дни.  Декорации  (сеть рамок-порталов с наплывами окаменелостей сверху, условный лабиринт, по которому блуждают  персонажи в поисках истины и света) помогают понять, что важнее всего тут путь прозрения. И не только  для слепой героини. Все происходит в полумраке, лишь лица  и руки  высвечены ярко, отчего мизансцены напоминают полотна Караваджо. В ключевые моменты задник вспыхивает цветовой символикой: он то голубой,  то красный,  то золотой. В эпизоде  встречи с Иолантой Роберт, пораженный до шока слепотой встреченной  красавицы,  вторит ее  неуверенным жестам,  словно  пытаясь понять, каково это – не видеть. В музыку оперы вставлен небольшой фрагмент "Херувимской" Чайковского: хор поет ее, когда Иоланта прозревает, а прочие персонажи завершают свою эпопею  бескорыстной любви. Она - главное. Так Селларс, делая  почти символистский, почти  условный  театр, откровенно говорит о насущном.  

"Любовный напиток". Театр  Ла Монне. Брюссель.  



Комическая опера Доницетти поставлена итальянским режиссером Домиано Микьелетто. Тем самым, кто сделал в Большом театре искрометную и смешную постановку оперы Россини "Путешествие в Реймс". Микьелетто нашел остроумный режиссерский ход: он поместил действие на пляж у теплого моря. Под ногами у певцов настоящий  песок,  а  у публики рябит в глазах от ярких, флуоресцентных колеров сценографии и костюмов. Персонажи одеты в дизайнерские купальники и солнечные очки модных фасонов,  вместо задника – пляжное кафе ярко-желтого цвета. Бар этот называется "Адина", в честь владелицы.  Сценограф Паоло Фантин и автор костюмов Сильвия Аймонино постарались на славу: иллюзия южного курорта с его пестрой расслабленностью воссоздана вполне  убедительно. Режиссер не менее убедительно поработал с массовкой, так что трудовые будни отдыхающих воссозданы во всей красе:  и кремом для загара  мажутся, и глянцевые журнальчики листают, и надувные  игрушки надувают, и легким флиртом маются. А вечерами вовлекаются в анимацию и пьют возле надувного  бассейна, похожего на свадебный торт. Доходит и до пенной вечеринки. Иной раз курортники перебирают с алкоголем,  так что приходит полиция с собаками и забирает самых  буйных.   Европейские критики писали, что режиссер создал визуальную вселенную на грани китча, "изобилующую тысячами маленьких анекдотических действий", и это "радостно-сатирический портрет среднего класса, занятого собой".
Любовный напиток в этом спектакле, конечно, прохладительный. Его  привозит на джипе напористый дилер и активно, с помощью обученных рекламным улыбкам девиц, впаривает отдыхающим, устраивая из продажи шумливое шоу. Главные  персонажи (их поют российские  звезды  Ольга Перетятько и Дмитрий Корчак), кажется, преодолевают социальное неравенство: Неморино тут –работник пляжа, таскающий лежаки и шезлонги,  а прекрасная  Адина  - праздно лежащая на солнышке и явно не бедная  красотка. И зачем этой дамочке плюшевый медведь, которого дарит  незадачливо-робкий ухажер?    
Шаловливая концепция как нельзя более удачно ложится на искрящуюся, солнечную музыку, которую дирижер Томас Рёснер интерпретирует с завидной энергией и воодушевлением.  Оркестр  тоже в пляжной  одежде, и музыканты  как бы изображают развлекательную "музыку у моря".  Перетятько умело играет избалованную мужским вниманием  красотку, а Корчак убирает повадки раскрученного тенора для создания образа "маленького человека".  Знаменитая ария  "Una furtiva lagrima"  спета им на крыше бара "Адина" - как манифест искренности. 

"Свадьба Фигаро".   Гарсингтон-опера. Великобритания.   



Этот спектакль поставлен на ежегодном летнем оперном фестивале,  который  проходит с 1989 года. В последние годы спектакли показывают в павильоне парка Вормси в  графстве Букингемпшир. Вокруг павильона садовый пейзаж,  который можно  использовать как естественную декорацию: проказник Керубино в "Свадьбе Фигаро" выпрыгивает из окна именно в английский парк. Спектакли начинаются ранним вечером, так что финальная ночная картина (где действие происходит как раз в парке) совпадает с естественной  ночной темнотой.
Британский  спектакль сделан  по лекалам местных экранизаций романов Джейн Остин. И совершенно неважно, что испанские аристократы французской пьесы Бомарше  похожи на  английских сквайров. Наоборот, это придает постановке местный колорит. Мы словно перелистываем  страницы старинного плутовского романа: здесь нет переноса действия, и комизм ситуаций полон реалий восемнадцатого века. Герои в париках, камзолах, корсажах и панталонах словно сошли с полотен Гейнсборо или  Рейнольдса. Правда, на стенах дома графа Альмавивы висят многочисленные мрачные  портреты предков, испанских грандов во всем черном, но это единственное прямое  указание на место действия. И важно, что при воссоздании давнего времени  обошлись  без скучной "реалистической" дотошности, сохранив  атмосферу исторической игры.  
Дирижер Дуглас Бойд, режиссер Джон Кокс и сценограф  Роберт Пердзиола создают микро-Эдем, в котором, кажется, было бы невозможно разговаривать, уместно только петь. Ансамбль вокалистов по праву возглавляет Джошуа Блум (Фигаро), интеллигентный слуга в очках, который, однако, может быть весьма  изобретательным в  каверзах  рыжеволосому графу (Дункан Рок). Сюзанна (Дженнифер Франс)  поет так же очаровательно, как и кокетничает, а Графиня (Кирстен МакКиннон) – так же задушевно, как грустит. Компания  мелких вредителей (Бартоло,  Базилио и  Марцелина)  интригует,  пленяя и вокалом, и актерской игрой. Все исполнители интересны свойственной английскому театру подробной, но всегда уместной и не  чрезмерной  обстоятельностью.            
В финале  безумного дня все счастливо  мирятся  и поют о счастье.         
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть