Евгений Цыганов вместе с "Мечтой" открыл III кинофестиваль авторского кино "Зимний"
2 декабря 2024
Карты, деньги, небеса...
2 декабря 2024
"Светлые души, или О том, как написать рассказ". По рассказам Василия Шукшина. Мастерская Петра Фоменко. Старая сцена. Режиссёр Михаил Крылов.
2 декабря 2024
Мальчик ищет отца
2 декабря 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Современная российская поэзия — какая она?

Специально для "Ревизора.ru".

Фреска Микеланджело "Сотворение Адама". Фото: blog.predanie.ru
Фреска Микеланджело "Сотворение Адама". Фото: blog.predanie.ru

Профессиональная поэзия XXI века представлена многими интересными личностями. Российскую поэзию нашего времени можно охарактеризовать как сложную, временами непонятную, многослойную, чуткую и грубую одновременно. В этой статье – о том, какой поэзия может быть сейчас, и насколько она отличается от привычных нам классиков.

Герман Власов, Данила Давыдов, Данил Файзов и Геннадий Алексеев — лишь некоторые имена представителей современной русскоязычной поэзии. Этих авторов объединяет то, что все они писали и пишут стихи верлибром — жанр стихосложения, который не имеет четко заданных рифмы и метрики, обрусевшее французское наименование "свободного стиха". Такое произведение на первый взгляд отличается от прозы лишь членением строк. Однако такой способ написания имеет ряд художественных преимуществ для выражения мыслей. Кроме того, стихотворения всех этих авторов объединяет необычность взгляда на простые вещи.
 
"Чудо обыденной речи…"
 
Геннадий Алексеев (1932-1987) родился в Ленинграде, по образованию, которое получил в Ленинградском инженерно-техническом институте, был архитектором. Алексеев занимался научной деятельностью: защитил диссертацию и преподавал историю архитектуры в том же институте. Считается, что писать стихи он начал с 1953 года. В начале 1960-х сборники стихотворений Алексеева печатались в самиздате. С 1962 года они начали публиковаться в периодических изданиях. По заказу одного из издательств Иосиф Бродский написал рецензию на стихи Алексеева: "Главный эффект, производимый верлибром <Алексеева>, — это чудо обыденной речи. <…> Мы видим доселе не замечавшуюся нами пластику обыденных оборотов, их своеобразную гармоничность, и тем самым наше отношение к словам, к собственной ежедневной речи и сама эта речь углубляются".


Геннадий Алексеев. Фото: vk.com
 
Дебютный сборник Алексеева "На мосту" находился в издательстве в течение семи лет и увидел свет только в 1976 году. При жизни автора вышли только три сборника его стихов. Что касается прозы, то роман Алексеева "Зеленые берега" был выпущен уже посмертно в 1990 году.
 
Геннадий Алексеев считается одним из основоположников российского верлибра. Его поэзия совмещает в себе реальность и вымышленный мир, наиболее яркой становится игра со смыслами, в которой присутствуют и тонкий юмор, и психология. В пример можно привести следующее стихотворение:
 
ПИГМАЛИОН
 
Не спускал с неё глаз
дрожал
почти обезумел
          она улыбалась
 
гладил её холодные плечи
целовал её твёрдые груди
ласкал её мраморный живот
она не оживала
 
стоял перед нею и плакал
          она не шевелилась
бил её по щекам
          она не обижалась
схватил молот
и ударил её
          она разбилась
 
долго сидел над грудой обломков
пригорюнясь
 
решил: сделаю другую!
и сделал
она ожила
 
гладила её тёплые плечи
целовал её нежные груди
ласкал её мягкий живот
и думал:
          та первая
          была всё же лучше!
 
18 сентября 1982 года
 
Все помнят, возможно, самое известное произведение греческой мифологии, осовремененное затем Бернардом Шоу. Пигмалионом звался скульптор, который влюбился в свое творение, изваяние женщины. По стихам Алексеева мы видим, как сложно творцу давалось то, что он хотел — придать фигуре нужную форму и оживить ее. Настолько, что ваятель даже уничтожил собственное детище. Далее — лирический герой высекает из камня другую красавицу, и она оживает. Он достигает своей цели, однако первую работу считает лучше... Здесь прослеживается несколько извечных тем: отношение творца к своему творению (неизбежно экстраполируемое на поэта и поэзию), вечная неудовлетворенность делом рук своих, трудности творческих неудач, наконец, жестокости любви между мужчиной и женщиной. Стихотворение Алексеева "Пигмалион" поражает с одной стороны простотой, а с другой — проницательностью. Под ним готов "подписаться" каждый, кому знакомы муки творчества.
 

"Жизнь только ряд стихотворений"
 
Герман Власов родился в Москве в 1966 году. Планировал поступление в Институт стран Азии и Африки, но из-за нехватки балла выбрал филологический факультет МГУ. Обучался на отделении "Русский как иностранный". По основной профессии является переводчиком с английского, белорусского, грузинского и других языков. Состоит в Союзе писателей Москвы. Стихотворения Власова публиковались в журналах "Знамя", "Новый мир", "Волга", "Континент", "Современная поэзия". Лауреат некоторых международных литературных премий, в том числе Волошинской (2009) и премии имени Фазиля Искандера.
 
Герман Власов. Фото: commons.wikimedia.org
 
Надо отметить, что Герман Власов не так часто пишет верлибры, как другие его сегодняшние российские собратья по перу. Но уж если поэт берется за верлибр, тот получается отменным:
 
Верлибр
 
мне позвонила западная славистка
сказала власов почему вы пишете в рифму
тексты ваши с душком 70-х
вот каневский давно исправился
караулов старается
и посмотрите какая у нас молодежь
это просто вредительство какое-то
ну как мы станем вас переводить
 
друзья я не знал что ответить этой даме
теперь я не получу гранта
(о эти дети капитала гранта)
я никогда не увижу америку
обо мне не расскажут по радио свобода
я всегда буду появляться в свитере и джинсах
курить явскую яву (о явская ява)
с этой острой мыслью я проснулся
солнце ломилось в комнату жидким янтарем
снег плавился я услышал стук капели
напоминающий короткие гудки
международной телефонной связи
ну вот и весна
 
2014 год.
 
Но все же более типичны для поэзии Германа Власова те самые стихи, которые он столь самоиронично "высмеял" (надеемся, все понимают сарказм поэта и наш) в предыдущем тексте.
 
***
когда судьба столкнула лбами
два ощущенья два родства
шли тучи с мокрыми губами
прогалин дыбилась листва
такое стало быть сегодня
когда увидел человек
дождь падал посленовогодний
и прошлогодний таял снег
и крыши начинали плакать
когда лицом встречаешь ту
из воздуха живую мякоть
почти ладони теплоту
узнаешь после двух затмений
подъезда дверь толкнув плечом
жизнь только ряд стихотворений
а смерти не было ни в чем
 
Поэзия Власова отличается необычностью форм и взглядов на привычные вещи, столкновением тем жизни и смерти, отчего она как будто проникнута некоторой мрачностью. Его стихи создают впечатление, как будто кто-то шепотом пытается сказать что-то очень важное. Удивляет утонченность образов и выверенность подобранных слов, что позволяет посмотреть на мир другими глазами – глазами поэта, человека с изначально другим (чуть ли не юнгианская категория) мировоззрением.
 

Ученик Генриха Сапгира
 
Данила Давыдов родился в Москве в 1977 году. Окончил Литературный институт имени Горького в 2000 году, а также аспирантуру  Самарского государственного педагогического университета. После — докторантуру Московского педагогического государственного университета. Литературная деятельность Давыдова начиналась с ряда критических статей и рецензий на современную литературу. Между прочим, среди них была в 1996 году рецензия на стихи Папы Римского Иоанна Павла II. Но не только критикой молодой автор в свое время заявил о себе.
 
Данила Давыдов из тех литераторов, кого с полным правом можно назвать "амбидекстр", "двурукий". Ему одинаково хорошо дается и академическое литературоведение, и актуальная критика, и современная поэзия – особенно в сложном направлении верлибра.

Данила Давыдов. Фото: kassandrion.narod.ru
 
***
школьники поймали чёрта
физику принесли
говорит физик: какого чорта
вы мне его принесли
 
несите-ка его преподавательнице биологии —
её в этой школе не любят многие —
а у самого коленки дрожат, курить хочется
но в школе нельзя да и беломор закончился
 
В поэзии Данила Давыдова также проявляется юмор, игра со словами и смыслами, которая происходит на тонких гранях. Вероятно, юмор проистекает от того, что Давыдов называет своим основным учителем в литературе поэта Генриха Сапгира (1928 – 1999), которого большинство из нас знает прежде всего как детского поэта. Это впечатление однобоко, Сапгир писал и пронзительные "взрослые" стихи – но детские распространены шире. Данила Давыдов не следует своему наставнику буквально – почти не пишет для детей, – но проявляет порой незамутненную детскость поэтического взгляда.
 
Например, в приведенном стихотворении в первом четверостишии повествование строится с помощью повторяющихся слов: "физик", "черт", "принесли" и их вариаций. Особенно интересной кажется игра слов "чёрт — чорт". Так обыгрывается популярное выражение "иди к черту" — в реальном смысле появляется черт, которого носят туда-сюда, и открытый финал – неизвестно, куда потом денется инфернальное существо. От этого резко оборванного рассказа создается удивительное впечатление, что в принципе характерно для работ поэта. Стихотворение же балансирует на грани верлибра и силлаботоники, так как ритмика в нем намеренно "плавает", а рифмы приблизительные, "разговорные". Разумеется, это не недочеты стихосложения, а гармония формы и содержания.
 

Культурный инициатор
 
Данил Файзов родился в 1978 году в городе Игарка Красноярского края. С 6 лет переехал в Вологду, а в 20 лет — в Москву. Поэт отучился три курса на историческом факультете Вологодского государственного университета, но потом поступил в Литературный институт им. А.М. Горького. В жизни Файзов "примерял на себя" разные виды деятельности (помимо литературной): продавец книг, товаровед, директор книжного магазина сети ОГИ. Сейчас он является сотрудником государственного музея истории русской литературы им. В.И.Даля.

В 2004 году Данил Файзов основал проект  "Культурная инициатива" вместе с Юрием Цветковым. Этот проект занимается организацией литературных мероприятий, презентаций книг писателей, дискуссий о современных проблемах литературы и так далее. В "нулевые" годы был весьма популярен проект "Культурной инициативы" "Полюса", в рамках которого на публичное чтение стихов приглашались два заведомо разительно непохожих друг на друга автора, а публика оценивала их сценическое "противоборство". В чем-то этот проект был предтечей модных в наши дни батлов. Также Файзов выступал как участник и организатор поэтических фестивалей как в России, так и в Казахстане, Румынии, Молдове, Украине, Эстонии.


Данил Файзов. Фото: wikipedia.org
 
***
провинциалы не то чтоб молчали на ус мотали
обживали столичные скверы и пили пиво
каждое утро встречали молодость мира
практически никогда не дрались с непокорёнными
москвичами
Каждое движение мысль удержаться рядышком
с этим арбатом
или просто мечта о счастье банальном тупом избитом
за плечами дурачество будущее перед плечами
настоящее отчасти пропито прошлое читай закончилось
читай забыто.
 
Поэзия Данила Файзова характеризуется уже упомянутой игрой со словами и смыслами. В этом, например, стихотворении создается специальный ритм, который из строчки в строчку будто бы заставляет убыстряться, и строчка "каждое движение мысль удержаться рядышком" чувствуется еще сильнее. Также, не прибегая к "традиционным" рифмам в конце строки, Файзов использует элегантную внутреннюю рифмовку, придающую всему тексту мелодичности. А социальный пафос высказывания в том, что автор описывает события и темы, знакомые многим, пытавшимся изменить свою жизнь: "мечта о счастье", "за плечами дурачество будущее перед плечами". Также здесь поднимается тема москвичей и провинциалов, а точнее, являющиеся приметой практически каждой эпохи попытки последних "покорять столицы", подчеркивается образ жизни простого человека, экстраполируются его мечты. Концовка стихотворения создает настроение некоторой потерянности, другими словами, напоминает о том, что у всего есть финал, и об этом нельзя забывать. Настоящая поэзия, как правило, не блещет пафосом и оптимизмом.
 
В заключение надо сказать о том, что, несмотря на новаторство каждого из рассмотренных нами авторов, ни один из них не ушел далеко от всемирной сокровищницы классиков, не отмахнулся от наследия предыдущих поколений. Что придает новое прочтение кажущейся банальностью фразе "Классика и современность". Мы обыграли этот вывод в иллюстрации к статье. 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Евгений Цыганов вместе с "Мечтой" открыл III кинофестиваль авторского кино "Зимний"
Карты, деньги, небеса...
"Светлые души, или О том, как написать рассказ". По рассказам Василия Шукшина. Мастерская Петра Фоменко. Старая сцена. Режиссёр Михаил Крылов.

В Москве

Финал фестиваля "Танцуй и пой, моя Россия!" пройдет в Кремле
Минкультуры России наградило лауреатов Всероссийского конкурса молодых ученых в области искусств и культуры
Фестиваль "Школьная Классика" - расписание спектаклей в Москве
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть