Будущий джазмен родился в семье парикмахера в Александровске (ныне Запорожье). Бытуют шуточки, что еврейские мальчики рождаются сразу со скрипочкой в руках. Александр Цфасман родился с целым набором инструментов.
С 7 лет Александр обучался игре на скрипке и фортепиано, а в 12 поступил в музыкальный техникум в Нижнем Новгороде на фортепианное отделение. Там в 13 лет он получил первую премию за исполнение Одиннадцатой Рапсодии Ференца Листа. А уже с 1920 по 1923 год отрок был исполнителем на ударных инструментах симфонического оркестра в Нижнем Новгороде.
В 1923 году шестнадцатилетний Александр Наумович переехал в Москву, где стал заведующим музыкальным отделом Московской драматической студии имени А. С. Грибоедова. А уже через год он написал свои первые пьесы: "Эксцентрический танец", "Грустное настроение" и другие. В 1925–1930 годах юноша обучался в Московской консерватории на фортепианном отделении в классе профессора Ф. М. Блуменфельда, заслуженного деятеля искусств с 1927 года, которую окончил с золотой медалью. Там, как писала газета "Полный Джаз":
"Он сумел выработать свой, неповторимый фортепианный стиль, который узнаётся мгновенно и запоминается на всю жизнь".
Московская консерватория. Фото: expsd.ru.
В конце 1926 года Александр Цфасман организовал первый профессиональный джазовый коллектив в Москве – "АМА-джаз" (на минутку, ему было всего 20 лет!). С этим оркестром Цфасман выступал в саду "Эрмитаж", а также на эстрадах больших ресторанов и в фойе крупнейших кинотеатров. Спустя год такой жизни, в конце 1927 года, оркестр Александра Цфасмана исполнил джазовую музыку по радио. Это была первая джазовая радиопередача в СССР. Чуть позже его коллектив записал несколько пластинок, которые являются одними из первых советских джазовых грамзаписей.
Фото: YouTubeК сожалению, после этого оркестр Цфасмана не записывался до 1937 года.
Ама-джаз п\у А.Цфасмана - Аллилуйя, 1928
Ама-джаз п\у А.Цфасмана - Семинола, 1928.Фото: filarm.ru
В начале 1930-х годов Цфасман работал некоторое время тапёром, иллюстратором в кино, затем — концертмейстером училища Большого театра. Тридцать лет в репертуаре выдающегося танцовщика Асафа Мессерера была специально для него написанная Цфасманом музыка, которая использовалась в поставленном Игорем Моисеевым хореографическом номере "Футболист". А уже в 1932 году Цфасман организовал новый ансамбль "Московские ребята", более известный как "джаз-оркестр Александра Цфасмана". Ансамбль выступал в ресторане "Савой", гастролировал по стране, и в 1936 году принял участие в московских "Вечерах джаза". Одновременно Александр выступал и как пианист с сольными программами. Пианистический талант Цфасмана вызывал восхищение многих выдающихся музыкантов и музыковедов. "Те, кто когда-нибудь слушал игру А. Цфасмана, навсегда сохранят в памяти искусство этого пианиста-виртуоза. Его ослепительный пианизм, сочетавший экспрессию и изящество, действовал на слушателя магически", – утверждал музыковед Александр Медведев.
Александр Цфасман играет "Быстрое движение".
В 1937 году появилось на свет четыре записи в исполнении его коллектива. Это были "цфасмановские" композиции "В дальний путь", "На берегу моря" и "Неудачное свидание", а также обработка известного польского танго "Последнее воскресенье", выпущенное под названием "Расставание", в обиходе более известное как "Утомленное солнце". Подавляющее число созданных Цфвсманом произведений предназначены для фортепиано, а затем аранжированы для джаз-оркестра. В основном это танцы, песни, фантазии и обработки популярных мелодий. Однако у Цфасмана есть и произведения крупной формы. Среди них балетная сюита "Рот-фронт" для оркестра (1931 год), концерт для фортепиано с джаз-оркестром (1941 год) и концерт для фортепиано с симфоническим оркестром (1956 год).
Александр Цфасман - Утомленное солнце.
В 1939 году оркестр Александра Цфасмана пригласили для работы на Всесоюзном радио. В этом же году коллектив записал на пластинки такие миниатюры, как "Я жду письма", "Никто Вас не заменит", "Анна", "Воспоминание", "Лодочка", "Возврата нет", "Парень с юга", "Лунный вечер", "Свидание с любимой", "Я в хорошем настроении". С этого момента и до 1946 года его коллектив стал штатным джазовым оркестром Всесоюзного радиокомитета (джаз-оркестр ВРК). Это являлось важной вехой в творческой биографии музыканта и его коллектива. С одной стороны, советская джазовая музыка начала регулярно звучать по радио, ее слышали во всех уголках страны, а с другой стороны, коллектив Александра Цфасмана как штатный джаз-оркестр ВРК стал приглашать к сотрудничеству многих солистов Всесоюзного радио, таких как А.Клещева, К.Новикова, К.Малахов, А.Погодин и других.
Воспоминание (feat. Павел Михайлов).
В 1939 году состоялась первая советская джазовая телепередача. В ней выступал оркестр Цфасмана.
Фото: retroportal.ru.
В годы Великой Отечественной войны джаз-оркестр ВРК выступал с концертами на фронтах, а Александр Цфасман написал ряд песен на военные темы: "Все равно", "Моя любовь", "Веселый танкист", "Молодые моряки". После открытия второго фронта в репертуаре оркестра все чаще начали появляться произведения английских и американских авторов. Примером этого может служить великолепное исполнение "Лирического фокстрота" Д.Керна из американского кинофильма "Песнь о России".
Фото: retroportal.ru.
В 1946 году Цфасман был приглашен работать музыкальным руководителем театра "Эрмитаж", где собрал симфоджаз. Этот год также примечателен выпуском пластинки, на которой Александр Цфасман аккомпанировал на фортепиано Леониду Утесову ("Когда проходит молодость", "Домик на Лесной").
В 1957 году Александру было присвоено почетное звание заслуженного артиста РСФСР.
Играет Александр Цфасман. Запись начала 1960-х гг.
Дальнейшая творческая судьба Цфасмана была также неразрывно связана с джазом. Несмотря на то, что стиль джазовой музыки после войны в корне изменился. В 60-х произошло окончательное размежевание жанров джаза с эстрадной музыкой и песней. Биг-бэнды стали представлять программы подлинного свинга, появились малые составы современного импровизационного джаза. Но Цфасман оставался верен себе, и его произведения послевоенного периода также покоряли сердца слушателей. Так, композитор Андрей Эшпай говорил о Цфасмане: "Меня неизменно восхищает в нем неистощимый запас энергии, творческой выдумки, изобретательности. Причем Цфасман всегда остается Цфасманом, ни на кого не похожим, самобытным исполнителем. Здесь сказывается и большая культура, и блестящее мастерство (еще бы, школа Блуменфельда!), и увлеченность искусством".
Творчество Александра Цфасмана проходило главным образом в предшествующий "новому джазу" период, однако отечественный пионер жанра с большим уважением отнесся к музыке Тейтума, Гарнера, Питерсона, Брубека:
"Следует признать, что современный джаз – отнюдь не единое понятие: внутри жанра очень много различных направлений – от диксиленда, в котором сохранены законы ладово-гармонического письма, до джаза-модерн и авангарда". Цфасман с интересом слушал новых музыкантов, принимал участие в жюри тогдашних фестивалей и конкурсов.
Фото: retroportal.ru.Александр Наумович Цфасман скончался 20 февраля 1971 года, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. В 1998 году на "Площади звезд" в Москве установлен памятный знак Александру Цфасману за большие заслуги перед отечественной культурой. О феномене Цфасмана писали книги. Например, сценарист и режиссер-документалист
Алексей Евгеньевич Щербаков долгие годы писал труд "Александр Цфасман- “некоронованный король” джаза" и умер, не успев его завершить. Однако и незавершенная книга поражает охватом информации. Она была опубликована на сайте
"Retroportal.ru" к 115-летию со дня рождения Цфасмана. фото из этой книги использованы для иллюстрации настоящей статьи.
Фото: retroportal.ru.
Александр Цфасмана в музыкальном мире не забывали и после его смерти. Его композиции исполняются на
концертах и фестивалях, его записи до сих пор продолжают продаваться. А сейчас наследие композитора, как ранее писал "Ревизор", доступно на радио
"Классика джаза" (https://jazzclassic.ru/), открытом в рамках стартовавшего в июне 2022 года проекта ФИРКОН (Фонда инновационного развития культуры, образования, науки)
"Неизвестные имена российского джаза". Имя Александра Наумовича Цфасмана остается символом высокого качества и профессионализма в музыке.
Источник: "Классика джаза"
Ранее неизвестные произведения автора, открытые в рамках проекта "Неизвестные имена российского джаза", фондом ФИРКОН и радио "Орфей" можно послушать в видеоверсии уникального концерта в исполнении Большого джазового оркестра Петра Востокова по ссылке. Для любителей джаза фондом ФИРКОН и радио "Орфей" создана новая джазовая интернет-радиостанция, которая доступна для слушателей по адресу. Проект реализован фондом ФИРКОН при поддержке ПФКИ.