Фото: © FreeImages.com Content License
Зрители, несмотря на предупреждение режиссёра о том, чтоб они не боялись, если увидят на сцене тараканов или услышат возгласы "позор", начали пытаться сорвать спектакль, хотя присутствующие в зале знаменитости только усмехнулись. Однако реакция обычных зрителей вполне понятна, потому что не каждый человек, пришедший в театр, готов к тому, что ему будут демонстрировать на сцене поедание отходов жизнедеятельности. У многих людей это, ясное дело, вызывет резко отрицательную реакцию, потому что многие приходят в театр за тем, чтобы прикоснуться к искусству как к чему-то возвышенному или, во всяком случае, не выходящему за рамки правил и установок, предписанных социумом.
Хотя в дебютном постмодернистском романе Владимира Сорокина, изданном в 2002 году, фекалии, изображённые в качестве "нормы" - это символ, метафора, обозначающая насилие тоталитарного режима, вмешивающегося во все сферы человеческой жизни, над личностью, которое воспринималось всеми людьми в обществе как необходимое зло и вызывало недоумение у юного поколения. Но одно дело читать в книге (содержание которой, к слову, тоже может прийтись не по вкусу многим читателям и противоречить их взглядам) и, возможно, смутно представлять себе происходящее, и совсем другое дело - наблюдать всё это на сцене.
Возможно, не стоило так явно, напрямую, демонстрировать столь острые эпизоды на сцене, намеренно провоцируя подобную реакцию у зрителя - что, впрочем, характерно для современного искусства - показать нечто "дикое", вызывающее недоумение или вовсе отвратительное, а потом сказать: "Вы просто ничего не понимаете!" (цитата одного небезызвестного молодёжного кинокритика и блогера, который, рассматривая спорные и непонятные моменты в кино, пародирует "возвышенного" интеллигента с намёком на то, что за подобными эпизодами не стоит ровным счётом ничего, кроме явного желания автора продемонстрировать своё "превосходство творца" над обычным зрителем).
И гораздо сложнее, чем демонстрация превосходства над зрителями, выстраивать с ними художественный диалог с помощью символов и метафор. И дело, пожалуй, даже не в том, что нечто, продемонстрированное на сцене или в кино, вызывает отвращение, недоумение и так далее. А в том, что в большинстве случаев это выглядит бездарно даже перед искушённой современной публикой, которая на сцене и в кино видела многое, выходящее за рамки. Поэтому если современный зритель начинает негодовать из-за контента - диалога, стало быть, не получилось, и такое произведение искусства остаётся не на самом высоком уровне.