Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"
Многоликий Верди предстал перед столичной публикой два вечера подряд в исполнении гастролеров-участников нынешнего смотра "Видеть музыку". Астраханский и Самарский театры продемонстрировали диаметрально противоположное видение музыки великого оперного композитора. Спектакли нельзя сравнивать, они воплощают различный подход к прочтению материала, поиску сценографии, обживанию сценического пространства. Обе постановки произвели яркое впечатление, выстроив драматургию непохожими способами и акцентируя собственные приоритеты.
Безусловно, сюжеты "Риголетто" и "Бала-маскарада" разнятся в смысловых фабулах, соперничая лишь по глубине трагедийных переживаний. Сценический характер астраханского пересказа истории шута формировала команда постановщиков в лице музыкального руководителя и дирижера-постановщика Валерия Воронина, режиссера-постановщика Михаила Панджавидзе, художника-постановщика Гарри Гуммеля (Германия). Музыкально-событийный темперамент сюжета "Бала-маскарада" сложился под влиянием команды режиссера-постановщика Филиппа Разенкова, музыкального руководителя и дирижера-постановщика Евгения Хохлова, художника-постановщика Эрнста Гейдебрехта, художника по костюмам Татьяны Ногиновой.
Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"
Постановка "Риголетто" от начала и до конца покоряла своей сценографией. Декор сцены был подчеркнуто театральным. Родной театр астраханцев имеет внушительные размеры сценического пространства. Коллективу пришлось слегка адаптироваться к меньшей по размеру Новой сцене Большого. Красота и масштаб условно итальянского антуража впечатлили. Уже не Мантуя, а венецианский пейзаж под огромной приближающейся луной сопровождал действие.
Очень разнообразно, красочно, динамически контрастно звучал оркестр под управлением Валерия Воронина. Дирижер мастерски контролировал баланс в аккомпанементах арий героев, не потеряв из виду сольные голоса. В сцене грозы маэстро, наоборот, развернул всю оркестровую мощь. Джильда Яны Павловой обрела приятные черты девичей чистоты, постепенно развившись в искренне страдающую героиню. Вокально трудную партию певица держала в своем фокусе, показала точные верхние ноты, но ей не хватило вокальной свободы. Вне сомнений, самой эффектной, сильной по драматургическому накалу и стройному вокальному ансамблю, получилась сцена финала, знаменитый квартет Риголетто (Сергей Тараненко), Джильды (Яна Павлова), Спарафучиле (Антон Перминов), Маддалены (Ксения Григорьева) и последующая грозовая развязка драмы. Антон Перминов создал запоминающийся образ своего второстепенного героя. Если говорить в целом, то страдала певческая сторона всего спектакля, неточные по строю ансамбли портили общее восприятие яркого сценического действа.
"Шостакович опера балет" в свой спектакль "Бал-маскарад" привлекла сильные мужские голоса. Иван Гынгазов, солист Московского театра "Геликон-оперы", спел партию Ричарда. Владислав Сулимский, солист Мариинского театра, харизматично исполнил узловую сюжетную роль Ренато. Женский вокал и артистизм исполнительниц Амелии (Татьяна Ларина), Оскара (Ирина Янцева) и Ульрики (Анна Костенко) вписались и дотянулись до уровня столичных солистов, выказав кантилену и драматическую игру. В целом было очень собранное исполнение всех участников под предводительством дирижера Евгения Хохлова.
Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"
Постановка самарцев была наполнена элементами современной жизни, не лишенной VR-устройств виртуальной реальности. Режиссер Филипп Разенков добился уместности и гармоничности всякого рода сценических сочетаний, держа зрительское напряжение все три акта длинной оперы.
В афише "Видеть музыку" 2022 значились еще две оперы Верди. "Фальстаф" театра "Донбасс опера" и "Аида" Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко уже пополнили коллекцию этой фестивальной осени.