В начале "нулевых" театр "Предел" осуществил в постановке Владимира Деля несколько спектаклей по творчеству Веры Павловой: : "Я ябет юлбюл" ("Я тебя люблю" задом наперед), "Вездесь" и "Интимный дневник отличницы" по одноименной книге поэтессы о взрослении застенчивого и мечтающего о любви подростка, где приведено много стихов, написанных от лица этой девочки. 30 мая 2008 года в Скопине состоялся показ спектакля в присутствии почетных гостей: самой Веры Павловой и ее мужа Стивена, американца с русскими корнями, работавшего переводчиком в высоких сферах. К сожалению, сегодня Стивена уже нет в живых.
История ранних постановок "Предела" по Вере Павловой и визита поэтессы в Скопин подробно описана в моей
статье "Убедительный полет над гнездом скопы". В проекте "Интимный дневник отличницы" бессменно занята одна из ведущих актрис театра Екатерина Липатова. О других спектаклях с ее участием "Ревизор.ru"
писал ранее. Игорй Екатерины были растроганы до слёз все зрители, включая автора. После спектакля потрясенная Вера Павлова подарила Екатерине диск с записью авторского чтения "Интимного дневника…" и подписью: "Вы меня заставили плакать над собственными стихами второй раз, первый раз я плакала, когда сочиняла их".
Для Екатерины Авданькиной спектакль "Интимный дневник отличницы" стал "программным". Она играла его на протяжении пятнадцати лет. За эти годы девушка получила образование, вышла замуж, переехала в Рязань, начала работать в системе образования, родила дочку Василису – но осталась верна своей звездной роли. В театре шутили, что Катя и на пенсии будет играть "Интимный дневник…" Возможно, так и произойдет. Но пока до пенсии Екатерине долго, а спектакль уже получил новое воплощение. Идея проиграть его вместе с девятилетней Василисой пришла самой Кате во время ожидания второго ребенка.
Екатерина Липатова.
Новый спектакль получил логичное название "Дочки-матери". К сценической канве "Интимного дневника отличницы" добавили несколько стихотворений о материнстве и детстве:
Мам, а небо далеко?
Далеко.
Мам, а море далеко?
Далеко.
Мам, а солнце далеко?
Далеко.
Мам, а папа далеко?
Далеко, -
и ряд видеосюжетов. Самый трогательный из них – эпизод, как Катя с дочкой купаются в пруду, а потом девочка рисует на выпуклом мамином животе аквагримом слово "мама".
Владимир Дель сказал перед показом, что, добавив всего несколько стихотворений и одного исполнителя, постановщики увидели, как волшебным образом меняется смысл происходящего на сцене. Екатерина во время спектакля совершенно откровенна сегодня с вами, не играет, а живет, в спектакле отразилась чистота ожидания материнства. Спектакль стал диалогом матери с дочкой, которую она страстно желает уберечь от горечи и разочарований жизни – но тут же вспоминает себя юную и понимает, что через эти ступени ребенку придется пройти, иначе он не вырастет. Эмоциональная гамма спектакля стала намного богаче. Это не оставило публику равнодушной. В зале многие плакали – в чем и признались на обсуждении. Актрисам устроили овацию и подарили огромное количество цветов, сладостей и мягких игрушек.
Вера Павлова на сей раз не смогла приехать на премьеру. Но она остается преданным другом театра "Предел" и продолжает следить за показами спектакля по своим стихам. Когда Владимир Дель и Екатерина Липатова сделали версию "Дочки-матери", Вера их горячо поздравила. В видеоряд спектакля входит клип с участием поэтессы: Вера Павлова входит в море с белым зонтиком, на котором вместо бахромы висят листы с ее текстами, и эти же стихи декламирует. Ролик в ходе спектакля обыграла Екатерина, а также клип с купанием мамы и дочки в пруду.
Идея показов спектакля "только для женщин" уже получила разные отклики публики. Екатерина рассказала, что на скопинской премьере зрительницы заявили режиссеру, что это действо надо показывать мужчинам, потому что женщины и так про себя все знают. Но режиссер считает "раздельную" демонстрацию спектаклей только для женской и только для мужской аудитории интересным театральным опытом и намерен иногда на этом настаивать. Хотя надо отметить, что на "Фабрике" присутствовало на показе несколько мужчин, начиная с постановщика. Возможно, "Дочки-матери" повторят только для сильного пола. Но Екатерине рожать уже в начале сентября, и воплотится ли план в жизнь, зависит от обстоятельств.
"Гвоздем" спектакля, без сомнения, был дебют юной актрисы Василисы. Владимир Дель высокого мнения и об актерских способностях Василисы, и о практике "семейной" игры на сцене. После спектакля зрителям дали возможность задать девочке вопросы. Всех интересовало, трудно ли было Василисе репетировать, боялась ли она выходить на сцену и как готовится к выступлению. Девочка уверенно ответила: не трудно, не очень и страшно, разве только поначалу, и ничего особенного она не делает. Василиса перед рязанским спектаклем даже успокаивала Катю, говорила: "Мама, верь в себя!" Видимо, важнейший секрет покорения зрителей – любовь, которую испытывали исполнительницы друг к другу, к своему режиссеру, к публике, к людям вообще. Потому что и все стихи Веры Павловой – о любви и о бессмертном женском начале.
Зимой - животное
Весной - растение
Летом - насекомое
Осенью - птица
…Все остальное время я — Женщина!
Актриса-дебютантка.
У театра "Предел" наладился контакт с рязанским арт-пространством "Фабрика". До "Дочек-матерей" здесь был показан моноспектакль Елены Талалаевой
"Антигона". 22 августа состоится моноспектакль Михаила Сиворина
"Старосветские помещики". Владимир Дель анонсировал, что спектакль "Три красавицы" - комедия по пьесе современного драматурга Валентина Красногорова, который сейчас готовится, будет демонстрироваться тоже на "Фабрике". Так что сотрудничество продолжается.