Трагедия Ибсена впервые была поставлена в 1981 году в Мюнхене. Зрители не оценили пьесу, но с годами она стала восприниматься как один из столпов мирового театра. Главную героиню играли
Элеонора Дузе,
Вера Комиссаржевская,
Ингрид Бергман и многие другие выдающиеся актрисы. Считается, что для актрисы сыграть Гедду – все равно что для актера сыграть роль шекспировского Гамлета.
"Казалось, что она меня разорвёт на мелкие кусочки. Гедда – сложный персонаж, который давался тяжело. Но к своему удивлению, я обнаружила, что и во мне есть некоторые черты Гедды," – рассказала Людмила Дорошева, исполнительница главной роли.
Фото: Марина Богдан
Про что, собственно, спектакль?
Норвегия, конец девятнадцатого века, Йорген и Гедда Тесман (в девичестве Габлер) только что вернулись из свадебного путешествия. Хороший дом, муж – перспективный учёный, фрау Тесман молода и красива, но счастлива ли она? Даже некое подобие влюблённости в Эйлерта Левборга ничего не меняет, не приносит радости. Ей "
хочется держать в руках чью-то жизнь". Играть, дёргать людей за ниточки, проверять их на прочность, подталкивать к краю – единственная забава, если не считать стрельбы из револьверов.
Фото: Марина БогданВсё действие происходит в доме, как бы подчёркивая двойную западню героини. Женщина, тем более замужняя, должна играть по правилам, но не такой жизни требует мятежная душа Гедды! Ей всё это невыносимо скучно. Единственный человек, чей авторитет она безоговорочно признаёт, – её покойный отец, генерал Габлер. Его тень в спектакле присутствует постоянно – портрет, к которому то и дело обращается героиня, военный мундир, в котором она впервые предстаёт перед зрителем, и, конечно, револьверы, пожалуй, самое ценное, что есть. Но даже в этом поклонении есть доля соперничества – стать такой, каким был он, достичь идеала, а если повезёт – превзойти.
Фото: Марина БогданЛюбовный треугольник – так себе развлечение, но всё же хоть какое-то лекарство от скуки. Не без побочного эффекта, увы, – асессор Бракк тоже умелый манипулятор. Доведение до самоубийства Левборга, вместо ожидаемой "красоты", оказывается грязью и глупостью. Да еще неожиданная и совершенно ненужная беременность. Вместо желанной свободы – захлопнувшаяся мышеловка. Подобно Медее, Гедда Габлер кончает жизнь самоубийством, убивает не только себя, но и не рожденного ребенка.
Фото: Марина Богдан
В Краснодарском молодежном театре режиссер Константин Демидов почти на все роли распределил актеров в режиме "на сопротивление", и если они "упирались в стену" после разбора пьесы и роли, то на помощь "приходил" Михаил Чехов и его техника актерского искусства. "Пытались работать по методу Михаила Александровича, который позволяет идти от фантазии актёра, пользоваться надстройками над пьесой. Что-то выдумывать, воображать, искать смыслы, которые написаны между строк. И их находилось, может, к счастью, а, может, к горю, гигантское количество," – говорят актеры.
Режиссерский замысел с расположением сцены, художественное, музыкальное и световое оформление, хореографические этюды, декорации и костюмы – всё это живет единым целым с артистами и безоговорочно воспринимается зрителями.
В чем же актуальность?
Об этом рассказывает режиссер Константин Демидов:
"Сейчас уже вряд ли можно что-то поделать с этой цунами-волной "женщин на Бэнтли" или скажем "красавиц, алчущих шикарной жизни", но зачем отрицать возможности, заложенные природой – рождение ребёнка?! Рождение ребенка – предназначение женщины. И на что способен человек, который отворачивается от Бога?! А, вообще, я своими спектаклями не делаю отчетливых высказываний. Не вижу себя имеющим право это делать. Я стараюсь задавать вопросы, а зритель уже на них отвечает. Или не отвечает".