Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

11 февраля 2022 11:58

Жак Оффенбах на Острове Свободы

"Геликон-опера" поставил оперу-буфф Оффенбаха "Остров Тюлипатан".

Виталий Фомин и Ольга Толкмит. Фото Ирины Шымчак.
Виталий Фомин и Ольга Толкмит. Фото Ирины Шымчак.

Жак Оффенбах выпускал свои спектакли один за другим, как пекарь свои пирожки или Генри Форд автомобили. Каждый месяц-полтора парижане получали от него новый спектакль. Одни его шедевры, такие, скажем, как "Орфей в аду", "Прекрасная Елена" или "Перикола", становились знаменитыми и получали свою долю бессмертия, другие удостаивались лишь случайного упоминания в монографиях. Из более чем восьмидесяти его музыкальных спектаклей, которые он сам называл то опереттами, то опера-комик, то опера-буфф, то опереттами-буфф и так далее, вполне естественно, что историческую постановочную судьбу обрели не все.

И вот поставленная в "Геликоне" опера-буфф "Остров Тюлипатан" – один из таких маленьких оставшихся в тени истории шедевров Жака Оффенбаха, парижская премьера которого пришлась на 1868 год между премьерами "Периколы" и "Моста вздохов" в театре, открытом самим Жаком Оффенбахом ещё в 1855 году.
 
Время расцвета оффенбаховской оперетты – это эпоха богатства, веселья, свободы, спокойной жизни в Париже, когда деньги просто стекались туда рекой, когда открывались рестораны, театры, светские салоны, и сюжеты оперетт, которые появлялись одна за другой со скоростью выпуска современных телесериалов, писались точно так же, как нынешние сценарии, на коленке, со скоростью принтера, а степень их абсурдности лишь добавляла веселья.
 
Сюжет оперы-буффа "Остров Тюлипатан" в этом смысле может легко переплюнуть либретто любой оперы Верди или Вагнера. Итак, король остова Тюлипатан Какатуа XXII и его верный маршал Ромбойдаль отправляются крошить врагов. В это время их жёны рожают детей. Правда, вместо ожидаемого наследника жена короля в очередной раз родила девочку и теперь выдаёт её за мальчика, а жена маршала родила мальчика, но, поскольку она не хочет для него судьбы воина, выдаёт его за девочку. И в результате вот так и растут вместе воинственная дочь маршала Гормоза и застенчивый и тихий наследник трона Алексис.


Сергей Абабкин (Король Какатуа)

Через двадцать лет молодые люди влюбляются друг в друга, тайна их рождения открывается, и всё заканчивается просто прекрасно. Все счастливы.
 
Решив поставить "Остров Тюлипатан", театр "Геликон-опера", как всегда, выступил в своём любимом амплуа – спектакль-провокация. Потому что сама по себе идея поставить оперный спектакль с таким сюжетом в наше время озабоченных гендерными проблемами и крайне обидчивых широких народных масс – это и есть провокация. Но фокус в том, что этот спектакль удалось от начала и до конца поставить настолько весело и целомудренно, просто как весёлую сказку, что все эти межгендерные заморочки выглядят как пародия на барочную оперу, где женские роли исполняют мужчины и наоборот, хотя, конечно же, этого никто не имел в виду – ни постановщики, ни, тем более, сам Оффенбах.
 
Конечно же, жанр парижской оперетты середины XIX века предполагает актуальность шуток, рассчитанных на намёки в адрес известных всем персонажей и событий. Поэтому, естественно, текст пришлось значительно переработать и это блистательно сделали Марина Скалкина, которая переписала все диалоги, и Шура Никитин, сочинивший изумительный, легко артикулируемый и легко понимаемый публикой текст для всех вокальных номеров.

И сами исходные позиции либретто заметно поменялись – остров Тюлипатан стал местом, где живут свободные люди, художники в душе. Это место, которое напоминает, может быть, район Ужупис в Вильнюсе, который был объявлен государством художников или республику Фиуме, где правил поэт Габриэле д’Аннунцио, а конституция была написана в стихах. Вот на таком счастливом острове, созданном режиссёром-постановщиком Ильёй Ильиным и художником-постановщиком Ростиславом Протасовым, и происходят все события.


Ксения Вязникова

А дополнительный уровень стёба, фантасмагории и безбашенности во всё это прекрасное безумие внесли костюмы Ники Велегжаниновой, которая сделала их в стиле шестидесятых-семидесятых. Причём не просто в стиле того времени, а как бы слегка пародируя тогдашнее европейское кино, эстраду и журналы мод. Поэтому, когда на подпевке и подтанцовке у Ксении Вязниковой (Теодорина, жена маршала Ромбойдаля), которая невероятно органична в любом жанре и этот спектакль не исключение, работают сразу четыре Ринго Старра в костюмах кислотно-сиреневого цвета, это действительно очень смешно.
 
В целом стилистически спектакль был ближе к мюзиклу, чем к оперетте. При том, что в отношении сценических средств постановщики были до чрезвычайности ограничены тем, что спектакль ставится в историческом зале княгини Шаховской и там по части сценической машинерии не разгуляешься. Но зато всё, что относилось к работе солистов, напоминало именно стилистику работы в мюзикле. Во-первых, сам музыкальный материал Оффенбаха не допускает никаких поблажек ни для оркестра, ни для солистов. И ансамбль "певцы-оркестр", между которыми не было визуального контакта, но был очень точный музыкальный контакт, и интенсивность чисто актёрской работы у солистов, и хореографическая составляющая (Эдвальд Смирнов) и даже актёрский универсализм – это всё составляющие скорее мюзикла, чем оперетты или оперы-буффа, как называл своё произведение сам Оффенбах.

Филипп Селиванов, дирижёр-постановщик.
 
Тут необходимо сказать несколько слов поподробнее. Во-первых, дирижёр-постановщик Филипп Селиванов выстроил стилистически точную музыкальную концепцию, которая очень аккуратно совмещала весёлый "кафешантан" и оркестровый академизм. И, кроме того, он чрезвычайно ярко открыл сам спектакль в актёрском амплуа, сначала создав интригу и выдержав достаточно большую паузу, а затем её разрешив под аплодисменты зала, поскольку никто сначала не понял, что стильный красавец в тёмных пижонских очках – это и есть дирижёр.

Во-вторых, целый каскад гэгов, который, конечно же является частью жанра, это понятно. Но когда Виталий Фомин, который исполняет роль Гермозы, дочери маршала Ромбойдаля и его жены Теодорины (в действительности являющийся их сыном) берёт в руки тромбон и исполняет вполне заметного размера соло, а потом ещё догоняется на барабане хорошим брейком, переходящим в лезгинку (причём тоже совершенно замечательно), то это производит на публику совершенно неизгладимое впечатление.


Виталий Фомин и Ольга Толкмит - соло на виолончели.

И этого уже было бы достаточно. Но вслед за ним Ольга Толкмит, которая играет роль Алексиса, сына короля Какатуа (а в действительности дочери) берёт в руки виолончель… В сущности, из той же "госколлекции". Это было решено изумительно изящно – соло виолончели в оркестре исполнял Виктор Козодов, но Ольга Толкмит вплетала туда ноты, которые исполняла на открытых струнах, и это создавало достаточно яркую, правдоподобную и ироничную иллюзию игры на виолончели.(Это я говорю о составе спектакля 9 февраля).

И, конечно же, очень хороши оба "папаши" - Ромбойдаль (Михаил Серышев) и Король Какатуа (Сергей Абабкин).

Михаил Серышев (Маршал Ромбойдаль)
 
Что и говорить – получился короткий, очень динамичный, весёлый спектакль, который не несёт в себе никаких смыслов, кроме радости, удовольствия, улыбки и восхищения артистами и прекрасной музыки Жака Оффенбаха, которая сама по себе всегда праздник!
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть