Михаил Исаковский: ровесник ХХ веку
19 января 2025
В Казани стартует фестиваль камерной музыки «Эпоха традиций» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив
18 января 2025
Стиляги из XIII века
17 января 2025
Песня на стихотворение Виктора Слипенчука, созданная искусственным интеллектом
17 января 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

2 декабря 2024 13:51

Карты, деньги, небеса...

В Театре на Трубной премьера — спектакль "Свадьба Кречинского".

Фото Петра Захарова предоставлены пресс-службой театра
Фото Петра Захарова предоставлены пресс-службой театра

Это достаточно неожиданный выбор и для худрука Дмитрия Астрахана (он же режиссер спектакля), и для самого театра с его богатыми "эрмитажными" интерьерами. Ведь пьеса написана аж 170 лет назад! Ее автор — не слишком известный философ, переводчик, драматург Александр Васильевич Сухово-Кобылин. Причем комедия создана драматургом в тюрьме (!), где он сидел по обвинению в убийстве своей французской подруги, приехавшей за ним в Россию. Обвинение, кстати, позже было снято, и автора выпустили из заключения.

Но сюжет и персонажей он явно почерпнул из этой среды. Напомним интригу. Главный герой пьесы — некий Кречинский — картежник, ловелас и мот — ищет и находит себе богатую невесту. Это наивная Лидочка Муромская. Кречинскому удается обмануть ее, подменив дорогое украшение Лидочки подделкой. В последний момент все срывается, и Лидочка выручает жениха от тюрьмы, отдав ростовщику настоящее украшение.

Так по-своему пересказал драматург анекдот, который ходил в тогдашнем московском обществе о светском шулере. Тот получил у ростовщика большие деньги под залог фальшивого бриллианта. Этот случай и лег в основу пьесы Сухово-Кобылина.



Вообще писатель создал целую трилогию ("Свадьба Кречинского", "Дело" и "Смерть Тарелкина"). Но Дмитрий Астрахан остановился именно на первой части, отразив свой взгляд на аферу Кречинского — вора, авантюриста, игрока. Почему же его заинтересовала эта старая история?

- Кречинский — это абсолютное зло, — считает Астрахан. — Но в чем его сущность? Он — гениальный манипулятор, мастер в игре с человеческими чувствами, способный искусно ими управлять. Он может влюбить в себя девушку и разыграть сцену любви так, что она будет восприниматься как искренняя, настоящая. Он влюбленный, трогательный, искренний, простой и близкий людям, он словно самый человечный из всех. С ним легко и непринужденно, Он кажется своим, его чувства кажутся подлинными.

Таким лицемером и предстает перед нами антигерой, которого "вкусно" играет статный Андрей Карако. Что не очень просто. Напомню, что в этом театре нет кулис и занавеса — помост делит зал на две части, и артисты должны держать внимание с обеих сторон. Достойный оппонент Кречинскому — помещик Муромский (яркий Александр Мохов), отец Лидочки (пластичная Татьяна Горбунова). Сначала он не верит Кречинскому и в его чувства к дочери, затем все же попадает под его смертельное обаяние и становится еще одной жертвой интриги. Оказывается, его легко купить обычной лестью. Например, Муромского умиляет лицемерная речь "жениха" о порочной Москве и о том, что надо жить в деревне.



- Мне кажется, что Астрахан идет по очень глубокому психологическому пути, и здесь нет места для фальши, — говорит Александр Мохов. - Я давно не получал от работы такого удовольствия. Мой герой плачет, и я плачу вместе с ним, это своего рода катарсис.

И другие актерские работы тут вполне достойны. Так импозантно органична в роли тетушки Лиды Атуевой Елена Анисимова. Иван Мамонов весьма сочно достоверен в роли преданного слуги Федора. Причем у них интересные костюмы. Например, у Атуевой-Анисимовой совершенно восхитительно безвкусное платье и шляпка. У Лиды — нежнейшее облако розового шелка. Не менее выразительные наряды у главного героя — от фрака до домашнего халата. Что не удивительно — художник по костюмам здесь любимый у Астрахана прекрасный Андрей Климов.



И еще. В спектакле много музыки, причем живой. Звучат песни на слова Вадима Пугача, музыка композитора Сергея Долгушина, постоянного соавтора Астрахана. Ансамбль с чудесными голосами как бы создает раму для всей грустной истории о "хорошей девушке Лиде", поверившей лгуну.

Но насколько актуально все это старомодное "шапито" сегодня? Поищем смыслы. На поверхности: падение нравов никогда не приводит к добру. Но это первый общий слой. Второй: главная идея тут — показать безнравственность, царившую в крепостническом еще обществе (на радость советским критикам). Третий — нельзя верить игрокам и лицемерам, в частности, "альфа-самцам", занятым только развлечениями. Так поймет спектакль обычный зритель. Но это мы и раньше знали.

Не слишком ли дидактично? прямолинейно? Возможно. Но фигура Кречинского сегодня оборачивается новой стороной. По сути, Сухово-Кобылин, а вслед за ним Астрахан дают нам мастер-класс по искусству манипуляции. Точнее, ее разоблачению.
Оказывается, это явление процветало еще полтора века назад. И дело не в деградации общества, как поспешили бы заклеймить советские критики. А в личности, которая легко идет на сделки с совестью. Для которой карты, деньги и вино удовольствий — смысл жизни. И раскаяния никакого не будет, а лишь сожаление, что сделка сорвалась и бешеная русская пляска в финале.



На этот раз манипуляция не прошла. Талант обаяния, напор "харизмой" обманщику не помогли. А в другой? Ведь такие лицемеры, служащие своему эго, заразны для окружающих... Причем в любом веке.

Вопрос остается открытым: как вовремя зло разгадать?

P.S. Другой взгляд на эту же постановку читайте здесь
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Михаил Исаковский: ровесник ХХ веку
В Казани стартует фестиваль камерной музыки «Эпоха традиций» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив
Стиляги из XIII века

В Москве

Финал фестиваля "Танцуй и пой, моя Россия!" пройдет в Кремле
Минкультуры России наградило лауреатов Всероссийского конкурса молодых ученых в области искусств и культуры
Фестиваль "Школьная Классика" - расписание спектаклей в Москве
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть