Призвание Арбата
5 июля 2025
Андрей Гулидов. Образ на битом стекле (Acoustic Version)
4 июля 2025
III Московский летний музыкальный фестиваль "Зарядье" завершится кантатой Карла Орфа "Кармина Бурана"
4 июля 2025
Курить в аэропорту Пулково стало очень дорого
4 июля 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Лавина" по пьесе Тунджера Джюдженоглу. Театр "Шалом". Режиссер Сойжин Жамбалова.

Специально для "Ревизора.ru".

Автор: Ревизор.ru
Фото Марка Еленцова. Все фото предоставлены театром "Шалом".
Фото Марка Еленцова. Все фото предоставлены театром "Шалом".

За что я (в том числе) люблю театр "Шалом" – так это за современную зарубежную драматургию. Действительно, постоянный нестандартный подход. Смотрим то, чего нет в других театрах. И пьеса "Лавина" не стала исключением. Да и вообще, не припомню спектаклей по турецкой драматургии. Уже интересно.

Произведение крайне аллегорично. Действие происходит в высокогорном населенном пункте, где на протяжении девяти месяцев существует опасность схода лавины. Поэтому в это время все жители не кричат, не стреляют, не веселятся, а, самое главное, не рожают, ибо крик роженицы и крик ребенка тут же вызовут сход снега, и погибнут все. Соответственно, в городе жестко расписаны сроки, когда можно вступать в интимную связь, а когда нет. Существует местная легенда, согласно которой единственную девушку, которая должна была рожать в "лавиноопасный" период, 50 лет назад упаковали в гроб.


Фото Ксении Шабуниной

И вот семья с беременной девушкой, у которой должны наступить роды за несколько дней до окончания "опасного" периода. Все пытаются разобраться – почему так. Неужто она ослушалась закона и провела первую брачную ночь до начала "разрешенного" времени. Нет! У нее просто преждевременные роды (на месяц), но это ничего не меняет! Закон един! Беременная девушка должна оказаться в гробу. (Чем все закончится, узнаете в театре).

Понятное дело, что любая талантливая аллегория не подразумевает какой-то единой трактовки. Каждый из зрителей, наверное, увидел намек на что-то свое, и, конечно же, все правы.


Фото Ксении Шабуниной

Действительно, история интересная, захватывающая. Большое спасибо и театру, и Сойжин Жамбаловой, что выбрали именно эту пьесу.

Кстати, где-то недавно я видел что-то подобное. Ах да. Вспомнил. Был совершенно прекрасный фильм "Не смотрите наверх". Такой же аллегоричный! Такой же остросоциальный! Могло бы получиться и в театре нечто подобное, и даже круче!

Но, увы, не получилось.

Да, спектакль неплохой, но до откровения явно не дотягивает.

Почему же? Актеры хорошие. Претензий к ним нет. Ряд сцен решен действительно очень интересно, динамично, современно.

Проблема как раз в аллегориях. По мне, так когда текст аллегоричен на 100 процентов, то постановка должна быть максимально простой. Ситуации абсурдные, нереальные, но действие легкое. Тогда и аллегория хорошо прочитается, и зритель не устанет. В "Не смотрите наверх" было именно так, поэтому фильм и стал событием! 

Тут в аккурат наоборот. Режиссер напихала столько аллегорий в действие, что пошел явный перебор.

Вот, например, красивая, утонченная девушка с осиной талией крутит хула-хупы под действительно качественную музыку. Ей набрасывают еще, еще и еще… Что-то, наверное, это значит! Только времени разбираться нет. Я еще не разобрался с символом, что значит эта гора, эта лавина, и почему люди продолжают жить в этих опасных местах. А меня грузят еще символами, еще и еще.

Ступор. Я понимаю, режиссер, работая над пьесой, сжилась с ней, для нее все четко и понятно, она все аллегории для себя прочитала и поняла. Поэтому и умножает их! Но я-то (как и большинство зрителей) пьесу не читал!


Фото Ксении Шабуниной

Когда в пространстве "Внутри" пихают нереальное количество аллегорий в "Три сестры" – там это оправдано. Весь зал знает пьесу вдоль и поперек и видел десятки вариаций. Поэтому она и воспринимается "как родная", Но кто из нас читал Тунджера Джюдженоглу? Единицы!

Удивительно, но самые лучшие сцены – напротив, максимально простые. Когда на сцене минимум действия, рассказываются простые, хоть и философские истории, о людях, которые привыкли молчать, о прошлом этого населенного пункта. О судьбах героев. Вот тогда действительно душевно, понятно. Но сцена заканчивается, и на нас, как из рога изобилия, сыплются другие аллегории.

Но я не могу пообедать одними специями. И никто не может. Притом сделано-то хорошо, качественно, талантливо. Видно, что режиссер прекрасно умеет работать и с актерами, и со сценическим пространством, и с фантазией у нее все отлично.

Перемудрили! И никак иначе.

Тем не менее, постановку проходной не назвать. Она действительно интересна, отдельные сцены очень хороши.


Фото Ксении Шабуниной

А Алина Искахова в роли повитухи – просто волшебница.

Но единого спектакля-события не вышло. Хотя потенциал был!

Обидно, но все равно время зря не потеряете.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Призвание Арбата
Андрей Гулидов. Образ на битом стекле (Acoustic Version)
III Московский летний музыкальный фестиваль "Зарядье" завершится кантатой Карла Орфа "Кармина Бурана"

В Москве

"Не бойся — проживи!". Концерт актрисы "Московского театра поэтов" Арины Чекановой.
Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
Новости театров
Бывший актер театра "Сфера" Алексей Новицкий умер за пять дней до 76 лет
2 июля 18:15
Всероссийский культурно-патриотический проект «Бал Победы» состоялся в Театре Российской Армии
1 июля 22:17
В Театре на Юго-Западе с большим успехом прошел концерт в поддержку ветеранов боевых действий.
1 июля 18:27
Детская программа фестиваля "Театральный бульвар" откроется спектаклем "Вафельное сердце"
1 июля 15:36
Евгений Князев удостоен ордена "За заслуги перед Отечеством" III степени
30 июня 18:36
В Москве труппа из Бразилии представит спектакль «Брас Кубас» по роману Машаду де Ассиса
30 июня 2:40
Театры из Москвы и Петербурга выступят на фестивале «Балтийские сезоны» в Калининграде
30 июня 2:12
«Мариинка» отметит 115-летие мировой премьеры балета «Шехеразада» Михаила Фокина
30 июня 1:02
Михаил Мишустин поздравил Волковский театр с 275-летием
29 июня 21:02
ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть