Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

21 декабря 2016 12:05

"Ревизор" рекомендует: "Летние осы кусают нас даже в ноябре" – игра смыслов на сцене "Мастерской Петра Фоменко"

Спектакль норвежского режиссера Сигрид Стрём Рейбо по пьесе Ивана Вырыпаева “Летние осы кусают нас даже в ноябре” идет в “Мастерской Петра Фоменко” с 2013 года. В чем причина успеха, и на что стоит обратить внимание, рассказывает Екатерина Харлампиева.

Фото: Chekhoved.net
Фото: Chekhoved.net

Занимая место в зале, с интересом рассматриваешь сцену: ровная жёлтая площадка, напоминающая ринг – место, на котором будет происходить действие. Вдоль стены – ряд красных пластиковых стульев и кулер с водой. Небольшое пространство, выразительные акценты – сразу представляешь, как через несколько минут актёры сыграют здесь то, что сыграть в принципе нелегко: пьесу, в которой Иван Вырыпаев задействовал все приёмы театра абсурда. Пьесу о том, насколько относительна любая правда, и как противоречива человеческая природа.

Режиссёром постановки стала выпускница ГИТИСа и ученица С.В. Женовача – норвежка Сигрид Стрём Рейбо. Благодаря её работе пьеса вошла в постоянный репертуар театра. Виртуозная организация пространства, музыкальное оформление и умение обращаться с деталью – всё это приблизило эстетику постановки к общей концепции Мастерской: успех “Летних ос…” – судьба, которая сложилась далеко не у каждого современного произведения из тех, с которыми работал театр.

Режиссура постановки так органично соединена с актёрской игрой и материалом пьесы, что во время просмотра зритель оказывается вовлечён в удивительный и условный, как бы заигрывающий с ним мир.  Игра – слово, которое можно назвать здесь определяющим, и её сочетание с драматизмом содержания, которое Ивану Вырыпаеву и Сигрид Стрём Рейбо удалось воплотить в рамках полуторачасового спектакля, воздействует сильно и точно.

Действие открывает появление на сцене актёров: Томас Моцкус, Алексей Колубков и Ксения Кутепова занимают места на тех самых красных стульях – застывают в до крайности театральных позах под именами своих персонажей. Но как только начинается диалог, зрителя ждёт первое удивление: герои называют друг друга совсем по-другому: Марк превращается в Роберта, Йозеф становится Дональдом, а к Елене обращаются, как к Сарре. Так действие теряет свою буквальность – мы оказываемся в некой художественной реальности, где всё относительно.
 
Фото: http://media.theatre.ru

Двойственность звучания и постоянная работа с эффектом обманутого ожидания – характерная черта спектакля. Персонажи – участники детективного конфликта: казалось бы, перед нами классический сюжет с обманутым мужем и женой, которая скрывает от него любовника. Марк-Роберт, которого сыграл Томас Моцкус, подозревает свою жену Елену-Сарру, в роли которой выступает Ксения Кутепова. Но Сарра сообщает, что в понедельник её не мог посетить любовник, так как в это время в доме гостил брат Роберта, Маркус. И сам Маркус может это подтвердить. Казалось бы, вина опровергнута, но Дональд, он же Йозеф, в исполнении Алексея Колубкова, утверждает, что Маркус не мог быть у Сарры, потому что провёл весь день у него и его жены Марты. Всё дальнейшее действие – это нарастающий абсурд попыток выяснить, кто же говорит правду. Спустя какое-то время мы отчётливо осознаём, что правда – это как раз то, что выставлено в спектакле предметом относительным, что каждый из персонажей одновременно лжив и искренен, а Маркус переходит из одной истории в другую, и, наконец, оказывается одновременно в двух местах.


Фото: http://media.theatre.ru

Сюжет, чётко обозначенный в завязке, подвергается по ходу пьесы полной деструктуризации. Грубо говоря, вопрос “где был Маркус?” сменяется вопросом “что, собственно, происходит?”. И здесь однозначного ответа просто не может быть. Что мы видим на сцене – внутренние терзания обманутого мужа и его споры с самим собой, чеховские разговоры глухих, обрывки чьих-то бесед?  Иван Вырыпаев настолько перенасыщает диалог аллюзиями и смыслами, и так неожиданно нарушает всякую логику согласования высказанного, что зритель оказывается где-то на перепутье, между смехом, удивлением и вопросом. Чего стоят хотя бы монологи Сарры, в которых она горячо противоречит самой себе, или сцены эмоциональных переходов персонажей от отчаяния к детской, безоглядной весёлости.

Сюжетная составляющая происходящего сплетена с неожиданными, театрализованными откровениями. Таков монолог Дональда, в котором он рисует образ оленей и реки, на другом берегу которой их ждут цветущие сады, и на который они не могут перейти. Река становится в пьесе одним из центральных символов: отчаяние Дональда, стоящего на пустынном берегу, уверенность Сарры в том, что, если идти по течению, ей встретится мост, воспоминание Роберта об уплывающем от него кораблике – все персонажи бродят у воды, и вода здесь – жизнь, одна для всех и разная в их представлении. Запертые в едином пространстве, они остаются одинокими: то выступающие, как разные личности, то похожие больше на голоса в голове одного человека, они не могут услышать друг друга, как не могут услышать и самих себя. Повторяя фразу “летние осы кусают нас даже в ноябре”, они не отдают себе отчёта в том, что она значит: она скорее эмоциональна и абстрактна, и призвана изображать то острое ощущение бессмысленности и неосмысленности смыслов, которым преисполнено всё произведение в целом.


Фото: http://grand-bilet.com/ 

Тонкое понимание автором пьесы внутреннего мира человека ярко раскрывается в финале пьесы: персонажи, вконец запутавшиеся в противоречиях, соглашаются вдруг друг с другом в том, что во всём виноват дождь, уже три дня оккупирующий город. Затем они начинают смеяться, поливать друг друга водой и по-детски дурачиться: такая искренняя весёлость ярко контрастирует с ужасом выводов, который каждый из них для себя сделал – так или иначе все они признаются друг другу в отчаянии. Этот переход от безысходности к счастью одновременно абсурден по форме и невероятно логичен, как завершение постановки. Сложно представить, что пьеса, посвящённая условностям вещей и мнений, завершается иначе. И такой финал сочетает философский вывод о человеческой природе с большой любовью к ней: с приятием всего неприемлемого, с, можно сказать, ответом на вопрос об экзистенциальном одиночестве. 

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть