1 Мая: история праздника
1 мая 2024
"Песнь летящей стрелы"
29 апреля 2024
Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

9 ноября 2016 12:07

Моноспектакль - это не зрелище, а разговор со зрителем

Королевский драматический театр Стокгольма Dramaten представил моноспектакль "Суфлер" в рамках XII Театрального фестиваля "Сезон Станиславского".

Фото: Фестиваль "Сезон Станиславского"
Фото: Фестиваль "Сезон Станиславского"

Автор и исполнитель единственной роли Андреас Олссон написал эту пьесу во время учёбы в Театральной академии в Стокгольме. Студенческий спектакль имел огромный успех в Швеции, и после обучения артиста приняли в труппу Королевского драматического театра, а его постановку, после небольшой доработки, включили в репертуар.

Королевский драматический театр, или Драматен, как называют его шведы, – это национальная шведская сцена драматического искусства, основанная в 1788 году. В те времена славился помпезностью своих постановок.  Но к началу 19 столетия пышные спектакли сменяются пьесами Шиллера и Шекспира. Сегодня в театре наряду с классическими произведениями ставится и новая шведская и зарубежная драма. Здесь играла знаменитая Грета Гарбо, а Ингмар Бергман на протяжении четырех десятилетий ставил свои спектакли. 

Трудно актеру одному держать внимание зрителя полтора часа.  Но в этом и заключается мастерство. "Суфлер" - моноспектакль, с одним действующим актером на сцене, без привычного конфликта между персонажами и без зрелищного действия. Но конфликт безусловно есть – это конфликт "маленького человека" с самим собой и с социумом.

Главный и единственный герой спектакля - суфлер, тихий скромный человек, рад возможности помочь артистам, но никогда не хотел поменяться с ними местами. И вдруг он выходит на сцену, оставаясь один на один со зрителем, мужественно преодолевает самого себя, оказавшись на месте актеров.

В спектакле актер рассуждает вспоминает истоки слова "суфлер", которое происходит с одной стороны от глагола "дышать" (да, суфлер дышит вместе с актером), а с другой от "шептать", но герой Андреаса Олссона не шепчет, а кричит. Кричит его душа. От боли, от одиночества, от своей ненужности. Подсказчик давал актерам уверенность и безопасность. Теперь это не модно. Ему было важно "не дать петуха", как бы смешно это не звучало; он боялся подсказать актерам "не тот текст". "Ошибочное мнение, что суфлеры ждут, когда актер забудет текст. Это не так! Лучшее время, когда я не подсказываю актеру во время спектакля", произносит герой.

Фото: Фестиваль "Сезон Станиславского"

На смену театру актерскому пришел театр режиссерский. Артисты стали лучше учить свои роли. А раз так, то куда деваться подсказчику?  "Кому же нужен суфлер, если он не нужен театру?!"

Перед увольнением из театра, во время спектакля "Сирано де Бержерак", не выдержав бездарной игры одного из артистов, суфлер буквально выскакивает на сцену и сам читает реплики Сирано. С настоящим неподдельным чувством играет он роль, глядя на свою возлюбленную в роли Роксаны. Потом тихо уходит со сцены. Это его последний крик актерской непонятой души. После растоптанной любви к актрисе, всяческих нападок и издевательств, глупых прозвищ, по всем "законам жанра" главный герой должен был покончить жизнь самоубийством. Но… на него буквально обрушивается счастье – рецензии. Театральные критики пишут о блестящем режиссерском решении – вывести суфлера на сцену в роли Сирано. И вот теперь он купается в лучах славы, и уже для него нанимают ... суфлера.

Автору и исполнителю Андреасу Олссону необходимо, чтобы его слушали и слышали в зале, чтобы откликались на темы, затронутые в спектакле и воспринимали и юмор, и горечь персонажа. Но в современном мире "профессия суфлера – это дыра в реальности".

"Маленький" человек Олссона – тот тип литературного героя, образ которого создавали Гоголь, Пушкин, Чехов, Куприн. Да, это самый обыкновенный, ничем не примечательный, без особых талантов, человек, но он и сегодня достоин сочувствия, внимания и поддержки.  

Как сказал Шиллер: "Театр развёртывает перед нами разнообразную панораму человеческих страданий и искусственно вводит нас в сферу чужих бедствий, а за мгновенное страдание награждает нас сладостными слезами и роскошным приростом мужества и опыта..." 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Песнь летящей стрелы"
Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть